Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:05, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер
социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие
физических способностей человека и использование их в соответствии с
потребностями общественной практики. Основные показатели состояния
физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и
образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер
системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные
высшие достижения и др.
действительной лишь длина броска, произведенного в пределах специально
отведенной для этого полосы. Соответствие законам аэродинамики достигалось
не за счет конструкции самого копья, а путем сообщения ему вращательного
движения вокруг своей оси в момент броска при помощи кожаной рукоятки.
Колесница для состязаний еще в III веке до н. э. сохраняла небольшие
массивные колеса боевой колесницы, хотя путем увеличения диаметра колес и
их облегчения можно было бы достичь большей скорости передвижения.
В боевых действиях, которые велись при помощи легко тупящегося и
зазубривающегося оружия, нельзя было обойтись без владения приемами борьбы
и панкратиона, тем более что воюющие стороны стремились не к уничтожению
живой силы противника, а к ее пленению.
Связь между техникой и тактикой боевых акций и спортивных состязаний
наиболее наглядно проявлялась в кулачном бое. В греческом боксе, как
известно, соперники наматывали на кисти рук и запястья ремни из бычьей
кожи. Удары разрешалось наносить лишь в голову и лицо. Того, кто наносил
удар в иное место, отстраняли от участия в состязаниях. Этот обычай возник
вследствие того,
что дорийские племена в
пользовались шлемами, а защищали голову щитом, надетым на предплечье, или
медной пластиной. Выработанная для этого своеобразная техника ведения
кулачного боя укоренилась в агонистических состязаниях и продолжала
практиковаться даже тогда, когда характер вооружения уже изменился.
Дискуссия
в кругах специалистов по
каковы были критерии определения победителей состязаний, не утихает по сей
день. Однозначные описания этого не сохранились. Поэтому авторы,
принадлежащие к различным школам, на совершенно спекулятивной основе,
черпая свои доводы из обрывков мифов и противоречащих друг, другу
источников того времени, перенося в прошлое современные правила проведения
спортивных соревнований, сложившиеся в конце прошлого века, приходят к
прямо противоположным выводам. Ко всему этому примыкает то абсурдное
предположение, что за более чем тысячелетнее существование игр в правилах
проведения состязаний ничего не изменилось. По нашему мнению, правильный
подход к рассмотрению этой проблемы, наряду с изучением отрывочных
источников, заключается в анализе структуры движений и мотивации состязаний
в ту или иную эпоху, рассмотрении шкалы качественных оценок результатов и
не в последнюю очередь внутреннего развития форм движений. Четким
определяющим фактором древних игр был ритуал. В рамках этого следует
отделять процесс отбора в ходе подготовки к обряду посвящения (который,
предшествуя олимпиаде, проводился в палестрах Элиды) и само публичное
состязание, до которого могли дойти лишь наиболее перспективные атлеты.
С учетом
вышеупомянутого у двух
исполняли функции судей — не было особенно больших трудностей при
определении победителей в соревнованиях по бегу, метанию снарядов и конных
состязаниях. Однако в поединках, где Состязающиеся олицетворяли жизненную
силу своих полисов, в отличие от сегодняшних понятий критерием победы
служило действительное выведение соперника из строя или принуждение его
признать свое поражение. В борьбе это достигалось путем проведения
эффектного приема,
лишающего соперника
VII века до н. э. — путем принуждения его встать на колени. Однако в
кулачном бое и панкратионе поединки древней эпохи считались завершенными
только в тех случаях, когда один из соперников терял сознание, получал
повреждение или отказывался от продолжения схватки. Но последнее
рассматривалось как бегство с поля битвы. Более того, имеются ссылки на то,
что в более раннюю эпоху это наказывалось смертью. Не случайно после первых
поражений спартанцы перестали выставлять своих представителей в этих видах
состязаний, ибо не желали допускать того, чтобы наносился урон их престижу.
По моему мнению, определение победителя в пентатлоне осуществлялось на
основе принципа выбывания. Состязания в первых четырех видах пятиборья
математически могли иметь своим результатом четыре вариации. В силу того,
что каждый из видов резко отличался от другого по качеству физических
усилий, наиболее частым явлением был вариант, при котором победителями в
беге, прыжках, метании диска и копья оказывались разные участники
состязаний. В таком случае однозначно проводились финальные соревнования по
борьбе. Аналогичным образом решался вопрос в тех случаях, когда двое
побеждали в двух видах состязаний, либо когда один участник побеждал в двух
видах, а в двух других видах достигались равные результаты. Если же один
участник оказывался победителем в трех видах пятиборья, то в организации
соревнований по борьбе для выявлений победителя уже не было нужды, то есть
пятый вид состязаний не имел значения.
Принципы присуждения призов также не укладываются в представления о
любительском и профессиональном спорте, сложившиеся к концу XIX века.
Вплоть до наших дней продолжает бытовать убеждение, будто победители
состязаний — в том числе и владельцы лошадей, использовавшихся в гонках на
колесницах или скачках, — получали на античных олимпиадах лишь венки,
сплетенные из лавров священной рощи Алтий, и одновременно приобретали право
воздвигнуть себе памятник в этой роще. Согласно этому воззрению, они,
следовательно, были еще «любителями», а денежное вознаграждение или
«превращение в
профессионалов» — явление, характерное
Рисунок на вазе: скачки (VI век до н. э.)
уже для начала эпохи спада и разложения. Однако в действительности речь
в данном случае идет не более чем о перенесении нынешних представлений о
спортивной этике в прошлое. Общественное признание победителей античных
состязаний уже во времена панэллинских игр, считающихся «самыми
любительскими», превосходило представления о вознаграждении, связанные с
современными профессионалами.
1.4. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI—V вв. до н. э.)
Классическая
Эллада в общественно-
наиболее развитым
рабовладельческим
а также Китай и Рим намного превосходили греческие города-государства по
производственной базе, технике, науке и богатству. Несмотря на это,
физическая культура греческих полисов в VI—V веках до н. э. достигла такого
уровня, к которому не мог даже приблизиться ни один другой народ того
времени (многогранное начальное физическое обучение, агонистика, движущим
мотивом которой было достижение более высоких качественных показателей,
система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр — специальных
учебных заведений).
Именно поэтому целесообразно
специфическими условиями, которые сделали возможным расцвет физической
культуры в Греции. Сюда относится, прежде всего, демократическое устройство
большинства постоянно соперничавших друг с другом полисов, которое при всей
ограниченности являлось предпосылкой подлинного развития физической
культуры. Во-вторых, ни у какого другого народа древности не переплетались
столь тесно, как в греческих городах, физическая культура и тяга к
объединению. В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции
человек сбросил с себя путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на
более высоком уровне.
1.5. Физическое воспитание в
Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств
нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При
знакомстве с ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте
коснеющие общественные условия загоняют воспитание, ограниченное почти
целиком задачами физической и психологической подготовки, в русло военной
муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг за другом социальные
сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания, отвечающего
идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной гимнастики
(гигиеническая,
военная, эстетическая и
реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова
историю физического воспитания периода расцвета Эллады лучше всего
проследить на сопоставлении развития этих двух полисов.
Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции,
достигла апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч
спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и
почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на
тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог
удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу военного
лагеря. Центральной задачей политики в области воспитания ставилось
соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного
победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося
старшим.
Спартанец-отец, обязан, был показывать новорожденного ребенка совету
старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет
находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье
с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени
закалялись.
Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки
Платона (427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направлялись таким
образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В
соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя
из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, став
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме