История развития физической культуры в древней Греции и Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:05, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер
социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие
физических способностей человека и использование их в соответствии с
потребностями общественной практики. Основные показатели состояния
физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и
образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер
системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные
высшие достижения и др.

Работа содержит 1 файл

История развития физической культуры в древней Греции и Риме.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

южную часть Балканского  полуострова и окружающих его  островов в начале II

тысячелетия до н. э.. В этот период в Кносе на острове  Крит процветала

физическая культура, аналогичная древневосточной. С  укреплением

экономических и  политических позиций рабовладельческой  аристократии,

сформировавшейся  в течение предыдущих столетий, прежние общие турниры в

честь посвящения в звание (с участием нескольких родовых общин) все больше

приобретали спортивно-зрелищный  характер национальных праздников. Судя по

одеянию, их участники  были, прежде всего, представителями  местного

правящего класса. Однако турниры аристократов были не только публичным

выступлением, но вместе с тем и демонстрацией  контроля, силы, ловкости и

смелости, с помощью  которых они выражали свое превосходство  над простым

народом. Степень  трудности образцов движений, изображенных древними

художниками (сваливание быка на землю, подставив подножку, ритмика движений

борцов и танцев воинов, уверенный ритм кувыркания, через голову,

исполнявшегося  кносскими девушками на спине  быка), единодушно

свидетельствует о том, что исполнявшие эти упражнения проходили тщательную

специальную тренировку. На турнирах, составлявших акробатическую часть

безудержных обрядов, совершавшихся ради получения хорошего урожая,

фигурировали такие  элементы стиля ритуальных танцев, борьбы, бега с

оружием, метания копья, состязания на колесницах и кулачного боя, с

законченными формами  которых мы встретимся в рамках поздней  греческой

агоностики. 

                                    [pic]

    Несколько  фаз акробатической игры с  быком, изображенной на настенной

                  росписи в Кносе (II тысячелетие  до н. э.)

    Простиравшийся  к северу от Крита греческий  полуостров оказался под

властью ахейцев  и родственных им племен. После  слияния групп ахейских и

эгейских народов  родились известные в качестве элементов микенской культуры

достижения в  области архитектуры, искусства  и физического воспитания,

опиравшиеся на первоначальные рабовладельческие формации. Возникший  в

основном под  влиянием критской культуры новый центр  развития достиг своего

расцвета в XVI—XIV вв. до н. э. В хронологическом отношении этот период

означает заключительный этап развития эгейской культуры и  вместе с тем

начало исторического  формирования греческой нации.

    Однако  в XIII в. до н. э. Балканский  полуостров и Малую Азию

захлестнула новая волна воинственных племен, пришедших из Европы. Это

вторжение решило судьбу единовластия ахейского Пелопоннеса  и микенской

культуры. Застрявшие на уровне племенного развития орды пришельцев

уничтожили большинство  коренного населения. После них  остались разбитые

статуи и сожженные  здания, а от некогда процветавшей физической культуры —

лишь росписи  на стенах и вазах, относящиеся к  гомеровскому периоду. Не

случайно, что археологические  раскопки, относящиеся к этому  периоду,

названному «гомеровским» по имени нереального ахейского менестреля,

желавшего с помощью  созданного им героического эпоса «Троянские сказания»

предать забвению длившееся почти три века потрясение, свидетельствуют об

упадке экономической  деятельности и культурной жизни.

                                    [pic]

        Микенские геммы, изображающие  игры с быком (II тыс. до н.  э.)

    Перестали  даже изображать мифические древние  олимпиады. Однако с конца

X века, когда завершилось  заселение опустошенных и обезлюдевших  территорий

дорийцами, начался этап нового расцвета. После установления мира развитие

экономической жизни  и торговли ускорило классовое расслоение и оживление

рабовладения. На месте поселений различных племен и остатках прежних

поселений началось создание греческих городов-государств (полисов), которые

являлись также  культурными центрами находящихся  под их господством

территорий.

                   1.2. Возникновение античной гимнастики

    В гомеровский  период физическое воспитание  в Греции, судя по косвенным

упоминаниям, содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям

военной демократии. Однако сложившиеся в период IX—VIII вв. новые условия

объективно вызвали  преобразование физической культуры. Самооборона полисов

и удержание в  повиновении подвластных слоев  сделали жизненно важным переход

к физической подготовке в специальных заведениях. Племенные  формы

несистематического  военного обучения были заменены подготовкой,

соответствовавшей специфическим особенностям полисов, их географическому

положению, местным  видам вооружения и традициям культа. В течение VIII века

местные особенности  стали играть все меньшую роль. Была создана эллинская

система физического  воспитания, или античная гимнастика.

    Слово  «гимнастика», точнее, гумнастика, происходит  от греч.

«обнаженный». Обнаженность связана с гомеровским периодом, когда

проводившиеся на берегу рек, ручьев и у моря занятия  содержали много таких

задач, для выполнения которых одежда была препятствием (преодоление  водной

преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию,

считали, что одежда может ослабить физические способности  человека.

    Античная  гимнастика в том, что касается  ее цели обучения и упражнений,

состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в которых  под наблюдением

родителей или  воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из

обучения калестрике и орхестрике.

    1.Упражнения  детских игр, проводившихся в  рамках физического

воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие

упражнения, развивающие  ловкость.

    2.Элементы  физического воспитания, взятого  в более узком смысле слова,

включала в себя палестра. Это название связано с  первоначальными залами для

борьбы (палестра), которые были построены в VIII веке вместо турнирных

площадок под  открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей

физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон.  Оно

включало в соответствии с традициями   бег (примерно 192—196 м), прыжки в

длину с альтерами, метание копья, диска и борьбу. Из числа других

упражнений, относящихся  к палестре, наибольшее значение имели  рукопашная

схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней. В

этой школе обучали  также бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука,

плаванию и даже, за исключением Спарты, гребле.

    3.Орхестрика, сформировавшаяся из ритуальных  танцев, тесно связанных с

древними обрядами посвящения, включала в себя искусство  двигаться и

упражнения, считавшиеся  необходимыми для развития ловкости. Одновременно

она служила вводным  и дополнительным к палестре обучением. К ней причисляли

игры с мячом  и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые,

театральные и  боевые танцы. Очень трудно выяснить развитие упражнений и их

различие в орхестрике, ибо сохранившиеся изображения  упражнений запечатлели

не процесс их выполнения, а момент, выражающий их содержание. На основе

этого можно установить лишь то, что упражнения с мячом, которым обучали в

рамках орхестрики, не содержат в себе элементов групповой  игры. А в самих

формах танцевальных движений и их мотивах отражаются племенные охотничьи

традиции, ритуальные танцы во времена эгейской культуры, а также обычаи

окружающих народов. Так, например, Ксенофонт ссылается  на заимствование

критских мотивов, а Геродот — эфиопских танцев со стрелами. Историческую

ценность последнего заявления подчеркивает тот факт, что упомянутые

Геродотом танцы  со стрелами можно и сегодня найти  в эфиопском фольклоре.

    Игра, палестра  и орхестрика служили также  средством создания греческого

физического идеала (калогатии), заключавшегося в каноне красоты в

эстетическом понимании. В физическом воспитании калогатия  заключает в себе

физическую сторону  понятия прекрасного и хорошего. В указанный период

понятие «калос» (красивый) означало, прежде всего, непобедимую  мужскую

силу.

                        1.3. Возникновение агонистики

    Чрезвычайно  критический тон высказываний  Страбона указывает

одновременно и  на то, что мифы сходятся лишь в одном, или, скажем,

представляют ценность как источники лишь постольку, поскольку связывают

факт учреждения игр с каким-либо успешным испытанием, бракосочетанием или

завоеванием трона. Между прочим, исторически неуловимые следы древних

олимпиад, «вызванных к жизни» героями, обрываются на мифическом царе

Оксилосе. Но не менее  противоречивы и ссылки на «основателей» игр и в более

поздние эпохи. Так, хроника Малаласа из Сирии упоминает  первые Олимпиады в

связи с правлением известного по Библии царя Саула (1030—1010 гг. до н.

э.). Кроме того, часто упоминаемый договор об обязательном сохранении

божественного мира во время олимпийских игр между  Ифитом из Элиды и

Ликургом из Спарты был заключен на двадцать семь Олимпиад, или на 108 лет

раньше, чем 776 год  до н. э. То же самое подтверждается и историками

Аристодамом и  Полибием, которые указывали, что имена победителей начали

фиксироваться лишь с 27-й Олимпиады. В конечном итоге  это нагромождение

может отражать не более чем тот факт, что священная  олимпийская роща

(Алтий) была  выдающимся центром агонистики  еще до пришествия дорийцев. Это

место культовых обрядов пережило испытания, вызванные войнами и нашествиями

различных племен, а затем, начиная с IX века до н. э., с помощью

Дельфийского святилища  Аполлона превратилось в один из наиболее

значительных всегреческих центров ритуальных состязаний.

    Сопоставляя сохранившиеся в обрядах олимпийских, истмийских, пифийских,

немейских и делосских  игр культовые элементы с этнографическими данными,

можно констатировать, что наиболее важную роль в становлении  греческой

Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме