Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:05, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер
социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие
физических способностей человека и использование их в соответствии с
потребностями общественной практики. Основные показатели состояния
физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и
образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер
системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные
высшие достижения и др.
агонисгики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи,
магические ритуалы, имевшие целью способствовать плодородию, и ритуальные
церемонии, посвященные умершим. После расселения на Пелопоннесе дорических
племен — в IX веке до н. э., — когда пошли столетия менее бурные и
сравнительно более мирные, созрели условия для укрепления институтов
общегреческого характера. Обряды покоренных племен стали возрождаться и
одновременно сливаться с обрядами завоевателей. Большую роль в деле
умиротворения господствующих слоев сыграло в числе прочего знаменитое
Дельфийское святилище.
Его жрецы в интересах
общегреческой племенной общности взяли под свое покровительство те
содержащие в себе элементы церемоний посвящения состязания, обряды, формы
воспитательной деятельности и обычаи, сохранение которых было в первую
очередь важно
для жизненных интересов
конечном итоге тогда все это еще отвечало также интересам всех свободных
граждан. Прежние же племенные испытания, связанные с посвящением,
проводимые в знаменитых местах культовых обрядов, способствовали
использованию тех возможностей, которые оказались полезными с точки зрения
общественной самоорганизации греческого народа.
Ускорившийся в IХ веке до н. э. процесс классового расслоения
греческого общества не мог не оказать влияния и на выбор испытаний для
агонов (состязаний),
завершающих племенные и
посвящения. Эти испытания, если отбросить их ритуальную оболочку,
превратились в эстетическую демонстрацию боевых качеств потомков прежней
национальной аристократии, которая была призвана косвенно показать внешнему
миру мощь крепнущих городов-государств, а собственному народу — физическое
превосходство «избранных». Таким образом, известный из «Илиады»
аристократический идеал «всегда стремиться к первенству, к тому, чтобы
обойти других» происходил не из якобы характерного для древних греков духа
соперничества, а их непосредственной потребности обеспечить прочность
существующей власти. Не случайно и то, что местные состязания и испытания
органически входили в культы богов того или иного города-государства.
Однако эти проявления эллинской физической культуры уже и качественно
отличались от упомянутой выше сугубо спортивной зрелищности состязаний,
проводимых в городах эгейской культуры. Здесь уже начиная с IX века до н.
э. можно проследить процесс все большего выделения из состязаний местного
значения культовых игрищ, проводимых в религиозно-политических союзах
городов (амфиктиониях), образующихся вокруг тех или иных святилищ,
принадлежащих более сильным объединениям.
Связанный
с этим и имеющий отношение
к Олимпиадам эпизод
легенде, согласно которой по совету дельфийского оракула — в начале IX века
до н. э — царь Элиды Ифит, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты договорились
возобновить олимпийские празднества в их прежней форме. Договаривающиеся
стороны объявили Олимпию священным местом, а месяц проведения состязаний
обязательным периодом мира. Эвсе-бий также связал возрождение игр с
намерением прекратить внутренние междоусобицы и потрясения иного рода.
Заслуживает внимания замечание Павсания о том, что Ифит убедил жителей
Элиды делать жертвоприношения в честь дорийца Геракла, которого они ранее
считали своим врагом.
На вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно
Олимпия, можно дать в общих чертах следующий ответ:
1.Алтий
еще до пришествия дорийцев
был не просто священной рощей,
проводились обряды посвящения, но и ритуальным центром избрания царей.
2.Здешнее
святилище Геры считалось
совершались культовые ритуалы плодородия. К числу обрядов относились и
такие виды испытаний для юношества, как, например, состязание по бегу под
звуки авлоса, в ходе которого определялась «девушка года», олицетворявшая
собой плодородие.
3.Олимпия была связана тесными узами с культом предков, игравшим
определяющую роль в идеологии аристократии. Согласно мифологии, именно
здесь находились могилы Пелопса и Тараксиппа.
4.Немаловажное
значение имело и то
поддержки со стороны Дельфийского святилища, это место пользовалось
известностью как связанное с культом Зевса, этого наиболее авторитетного
греческого божества.
5.Олимпия
была расположена в
защищенном месте.
6.Ввиду малочисленности жителей Пизы, поддерживавших тотемистические
родовые традиции, не грозила опасность того, что они попытаются
воспользоваться своим влиятельным положением в области отправления
культовых обрядов в интересах достижения политической гегемонии.
7.В эпоху
расцвета игр Олимпия
могущественного полиса в то время.
Объединительную роль игр резко усилила и активно проводимая в VIII—VII
вв. до н. э. колонизация. Экспансия греков в районе Средиземного моря
временно решила проблему ввоза зерна и сняла остроту классовых
столкновений. Однако при тогдашнем соотношении сил и состоянии транспортных
средств поддерживались лишь чрезвычайно слабые политические связи между
городами-метрополиями и их колониями. Эти связи строились, скорее, на
обоюдной заинтересованности в торговом обмене и политической
взаимозависимости, которую время от времени приходилось укреплять путем
заключения различного рода союзов и соответственно отправления традиционных
религиозных обрядов. В этом смысле панэллинские состязания, и прежде всего
олимпиады, зародившиеся под знаком культа Зевса, превратились в
неотъемлемые элементы укрепления межгреческих политических связей, развития
общегреческого национального сознания против «варваров», говорящих на
других языках.
Интересные выводы относительно истории развития олимпийских игр можно
сделать на основе результатов раскопок, произведенных Кунце. В ходе этих
раскопок обнаружилось, что в Олимпии были построены — по времени один за
другим — пять стадионов. Два первых стадиона древнего периода игр и
ипподром для конных состязаний были построены еще одновременно с Алтием. В
776 году до н. э. зафиксировано имя только одного победителя — Кореба,
выигравшего бег под звуки авлоса. По мере постепенного расширения программы
состязаний вводятся новые дистанции бега: на расстояние в две стадии —
диаулос (724 г. до н. э.) и несколько стадий (720 г. до н. э.). Затем
появились такие виды состязаний, как пентатлон — пятиборье и борьба (708 г.
до н. э.), кулачный бой (688 г. до н. э.), гонки колесниц (680 г. до н. э.)
и скачки и, наконец, панкратион (648 г. до н. э.). Создается группа граждан
Элиды — организаторов игр; складываются классические формы публичных
жертвоприношений, принесения присяги, жеребьевок и процедуры проведения
состязаний. Традицию венчать победителей лаврами возобновили лишь начиная с
7-й Олимпиады по уже упоминавшемуся совету дельфийского оракула. Первые
одиннадцать Олимпиад прошли под знаком превосходства мессенцев, затем
вперед вышли пятиборцы Спарты. Кроме пелопоннесцев первыми участниками игр
из числа представителей других частей Греции стали афиняне (21-я
Олимпиада), а из колонии — посланцы Смирны (23-я Олимпиада).
Олимпийские игры древнего периода несли на себе отпечаток духовной
гегемонии аристократии, что в первую очередь объясняется влиянием Спирты.
Старинные традиции посвящения тогда уже получили политическое содержание.
Из-за введения обязательного подготовительного времени для участников
состязаний рядовые граждане из числа свободнорожденных оказывались в
чрезвычайно невыгодном положении. Женщины, неполноправные граждане, варвары
и те, против которых было возбуждено какое-либо дело, не могли участвовать
в состязаниях. Правда, для женщин в иное время по-прежнему устраивали
традиционные соревнования в беге.
Методы подготовки и стиль состязаний определялись особенностями
тогдашнего военного искусства и мистифицированными представлениями о
физических возможностях человека. Из записей Филострата и прочих материалов
по этому вопросу видно, что греки вначале отдавали предпочтение скорости, а
затем силе. Они перетаскивали тяжелые камни, соревновались в погоне за
животными, тянули вручную груженые телеги и сгибали толстые ветви деревьев.
Состязания по бегу происходили не по круговой дорожке, а по прямой — туда и
обратно — между местом старта и находящимся в конце дистанции алтарем,
имитируя, по сути дела, движение боевых греческих порядков. Наиболее
наглядно это демонстрирует вид состязаний под названием бег с оружием.
Одна из ссылок Лукиана однозначно свидетельствует о том, что
происхождение такого вида состязаний, как прыжки в длину с отягощениями в
руках, связано с необходимостью развития у воинов способности преодолевать
преграды на местности. «И коль скоро им следует перепрыгивать через рвы и
другие препятствия, — рассуждает Солон, — мы готовим их к этому: они
практикуются с отягощениями в руках». Гантели в правой и левой руке
символизировали оружие. Они помогали прыгуну оттолкнуться от земли при
выполнении серии из пяти следующих один за другим прыжков в длину с места,
а при приземлении способствовали восстановлению равновесия и получению
более четкого отпечатка пяток. Метание боевого диска воины, образующие
сомкнутый боевой порядок, могли производить только в вертикальной
плоскости. Это движение сохранилось в метании диска. Метание копья также
возникло из упражнений по отработке навыков метания боевых копий. Согласно
требованиям военной подготовки, при оценке результатов состязания считалась
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме