Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:05, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер
социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие
физических способностей человека и использование их в соответствии с
потребностями общественной практики. Основные показатели состояния
физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и
образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер
системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные
высшие достижения и др.
Осуществление общего контроля за «физическим состоянием» окончательно
перешло к профессиональным
атлетам, «обладающим особыми
достигшим выдающихся результатов в каком-либо одном виде спорта. Однако это
не означало, что представители знати, взяв на себя роль меценатов или начав
лично участвовать в состязаниях конников и глашатаев, уже отказались от
того, чтобы оказывать влияние на возросшую массу людей, проявляющих интерес
к зрелищам.
Граждане эллинизированных городов жили в намного лучших условиях, чем
на своей прежней родине. Здесь они уже не только пользовались выгодами от
рабовладения и торговли, но и имели доступ к тому огромному доходу, который
государство выжимало путем эксплуатации порабощенных народов Древнего
Востока. В этих условиях, которые обеспечивали возможности относительно
более легкой жизни, необходимо было считаться с возникшей проблемой
использования молодежью увеличившегося свободного времени.
В диалоге Лукиана (120—180 гг. н. э.) «Анахарсис, или О тренировке
тела» Солон особо подчеркивает, что он заставляет сыновей выполнять
физические упражнения с тем, чтобы они были хорошими защитниками своего
государства, а его граждане могли жить свободно. В условиях мира польза от
этого еще выше, поскольку молодые люди, не зная, куда деть свободное время,
не предаются распутству, а заботятся о тренировке тела и тем самым занимают
себя.
В городах
эллинских империй основной
составляла агонистика, отличавшаяся большой зрелищностью. Будучи
неспособной, конкурировать с ней, физическая культура ближневосточных
народов, верная древним традициям, оказалась оттесненной на задний план. В
этих условиях эллинистическая физическая культура стала не только
органической частью культурных связей, объединявших греков, но и средством,
с помощью которого греческие правящие слои могли оказывать влияние на
порабощенные народы. В то же время она способствовала развитию общественных
процессов в этой застывшей части мира.
1.9. Эллинистическая физическая
Во II веке до н. э. римские завоевания положили конец потрясениям в
эллинском мире. Однако необходимо было поставить институты и учреждения
рабовладельческого общества, укрепившегося в эпоху Рима, на службу
имперским интересам. Среди первых шагов по реализации этого политического
курса следует упомянуть предоставление грекам свободы, о чем объявил,
Фламиний после победы над Филиппом в 196 г. до н. э. на истмийских играх.
Вслед за ним многие римские политические и общественные деятели
предпринимают попытки превратить Олимпиады в имперские игры и перенести
место их проведения в Рим. Однако все эти попытки не увенчались успехом.
Например, согласно указу, изданному Суллой в 80 г. до н. э., 175-е
Олимпийские игры должны были пройти в Риме. Однако римляне не поддержали
его идею. Игры вновь состоялись в Алтисе. Позднее римские императоры
объединили игры в одно празднество. Организованная Нероном лжеолимпиада не
была причислена даже к категории периодически проходивших соревнований того
времени. Потерпев поражение, римские императоры, начиная со II века
оставили попытки силой изменить характер игр, получивших распространение на
всем эллинизированном Востоке. Согласно порядку, установленному Римом,
местные правящие круги лишались политической власти и были обязаны платить
налоги. Однако уважение римлян к экономической жизни и местным обычаям
давало им возможность создавать видимость того, что они играют какую-то
значительную роль, организовывать культовые игры, осуществлять надзор за
гимнасиями, купальнями и театрами. Аристократии различных провинций была
оставлена видимость неограниченной власти и возможность использовать
культурные институты для нейтрализации недовольства низших слоев населения.
С помощью этой политики в конечном итоге классические панэллинские игры
тоже были включены в сферу римского правления.
Такого
рода сотрудничество
завоевателями дало начало процессу известной взаимной ассимиляции греков и
римлян. Эллины, принадлежавшие к имущим слоям, получили право на римское
гражданство, а панэллинский союз признал культ императоров в такой же
степени, как культ Зевса. Императоры и высшие чиновники стали участвовать в
тайных религиозных греческих обрядах — мистериях, брать на себя функции
организаторов различных игр, представительствовать на наиболее знаменитых
соревнованиях. В тогдашних условиях такие древние институты, как
общегреческий религиозный центр в Дельфах и панэллинские игры, утратили
свой прежний, чисто греческий характер и вместе с ним самостоятельную
политическую роль, которую они когда-то играли. Однако их культовое и
традиционное значение возродилось. Многие письменные свидетельства того
времени говорят о том, что известнейшие атлеты считали высокой честью
попасть в список победителей каких-либо панэллинских игр, прежде всего
Олимпиад, у себя на родине.
1.10. Распространение панэллинских игр в Римской империи
После некоторого временного спада, наступившего за римскими
завоеваниями, благодаря содействию императоров и наместников места
проведения игр
вновь стали активно
атлетов. Действовавшие при гимнасиях залы для занятий физическими
упражнениями были превращены в институты по подготовке спорстменов.
Оживился интерес и к заново отстроенной Олимпии. Точно так же, как это
делали Александр Великий и его преемники, римские императоры с помощью
организации памятных соревнований греческого типа стремились увековечить
свои победы. Эллинизированные провинции побогаче старались придать местным
празднествам панэллинский характер. Наиболее простым решением этой проблемы
было получение права на организацию каких-либо традиционных греческих игр.
По образцу Олимпиад проводились игры в Неаполе, Леонтине на острове
Сицилия, Александрии, Ницце, Фуатейре, Траллейсе, Пергаме, Смирне, Эфесе,
Атталее, Аназарбосе, Тирсосе, Магнезии, Сидоне, Антиохии и других местах. В
Мегаре, Сикионе и Теосе продолжали традиции пифий-ских игр, в Ангоре и
Сиракузах— истмийских. В Этне на Сицилии и в Аннале во Фракии проводились
игры, напоминавшие своим ритуалом не-мейские. Число мест, где проходили
подобные состязания, достигало сорока. Последние археологические раскопки
также доказывают, что в расположенных к северу от Черного моря городах
Горгиппия и Херсонесос, которые находились под греческим владычеством,
также проводились соревнования наподобие древних греческих Олимпийских игр.
В программе этих соревнований фигурировали атлетические номера, борьба,
вольная борьба (панкратион), соревнования на колесницах, стрельба из лука и
метание молота.
Однако
игры, проводившиеся в
панэллннскнх соревнований, только названием и сопровождавшими их
церемониями походили на прежние состязания, которые проходили некогда в
Греции. Иными стали их содержание и роль. Эти игры символизировали уже не
только единство греков, но в первую очередь блеск и величие соответствующих
городов, щедрость тамошних римских наместников. Они привлекали большое
число зрителей, играли важную роль в нейтрализации классовых столкновений и
проведении выборов. В других отношениях игры также постепенно теряли свой
традиционный характер, и все больше приспосабливались к условиям Римской
империи. В их рамках стали проводиться бои зверей, состязания гладиаторов.
Более того, в некоторых местах среди их участников появились женщины.
Древние «импресарио» собирали атлетов в особые организации и в соответствии
с заключенными с ними контрактами заставляли их выступать по различным
случаям. Одной из таких организаций во II веке н. э. был «Союз атлетов,
получивших венки победителей на играх в честь Геракла», руководители
которого осуществляли также надзор за императорскими купальнями.
Гимнастика, являвшаяся когда-то основным видом занятий в гимнасиях,
полностью утратила свое значение на фоне мероприятий агонистиков.
Большой спрос на атлетов и выход, на первый план агонистики повлияли на
методы тренировки. Прежние критерии отбора участников состязаний утратили
свою силу. Тетрастиль стал догмой, тренеры больше не обращали внимания на
долгосрочную подготовку атлетов. Из замечания Павсания о случае, когда
александрийский атлет Аполлоний из-за участия за денежное вознаграждение в
другом состязании с опозданием прибыл на 218-ю Олимпиаду (93 г. н. э.),
можно сделать однозначный вывод: уже в элисской гимнасии от участников
соревнований не требовали выполнения предварительных упражнений, бывших
ранее обязательными. Главными задачами атлетов на тренировках стали погоня
за достижением сиюминутного результата и успехом у зрителей. Мягкий ремень,
которым обматывали кисти рук участники кулачных боев, снабдили железными
накладками, а кое-где — медными обручами. Раны, полученные в схватках,
ставших откровенно гру быми, увековечивали скульпторы, на них ссылались
противники развития физической культуры. В то же время в кругах истинных
любителей спорта по-прежнему высоко ценилось знание техники и тактики боя.
«Златоустый ритор» I века н. э. Дио Христостомос и даже такой известный
софист, как живший в IV веке Темистиос Ефрадес, с восхищением отзывались о
стиле кулачного бойца по имени Меланкомос, добивавшегося побед над своими
соперниками, не нанося им почти никаких повреждений.
«Был среди наших предков кулачный боец — Меланкомос, который
прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения.
Согласно преданиям, император Тит также очень любил Меланкомоса, так как
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме