Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:05, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер
социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие
физических способностей человека и использование их в соответствии с
потребностями общественной практики. Основные показатели состояния
физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и
образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер
системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные
высшие достижения и др.
тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции
и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников, уходивших (с поля боя),
радуясь снисхождению, даже если терпели в схватке поражение».
1.11. Запреты (конец IV — середина VI в. н. э.)
В конце
VI века н. э. древний
окончательного разложения. Игры и другие мероприятия, поглощавшие огромные
денежные суммы, стали играть все меньшую роль в нейтрализации недовольства.
Законы общественного
саморегулирования вынуждали
экономии. Началось сокращение строительных работ, помощи, оказываемой
развитию искусства. Затем очередь дошла и до спортивных игр. Особенно там,
где игры окончательно
подтвердили неспособность
функции, предпринимались даже попытки запретить их. Само собой разумеется,
христианство, ставшее в это время государственной религией, но еще слабое в
идеологическом отношении, требовало полного запрещения игр. Приверженцы его
доктрины, выступавшие против «греховной телесности» и проповедовавшие
крайний аскетизм, призывали к борьбе против всех форм физической культуры,
объявленной ими языческим обычаем.
Выступление древнего христианства против физической культуры нельзя
отрывать от оценки его идеологической и политической роли. Кстати, можно
заметить, что наиболее радикальные течения, представляющие взгляды классов
и групп, поднимающихся в различные переходные эпохи, и в более поздние
периоды истории приходили в столкновение с прежней системой ценностей и
этическими нормами физической культуры. В дальнейшем мы увидим это на
примере не только древних христиан, но и средневековых пуритан, более того,
ранних организаций международного рабочего движения.
Помимо давления со стороны различных течений христианства, римские
власти настраивало против игр и то обстоятельство, что начиная с 380 года
постоянно возобновлявшаяся борьба т. н. «агонистиков» (богоборцев) в
большинстве случаев брала начало со стадионов. Феодосии подавлял это
движение с помощью самых жестоких мер. Например, в цирке города Фессалоники
он устроил избиение шести тысяч граждан. Вступивший в силу в 393 г.
Миланский эдикт
запретил вести олимпийское
периодические игры, хранившие на себе печать языческих образов, за
исключением тех празднеств, которые проходили в дни рождения императора и
по случаю вступления его на престол. Элис, бывший в свое время центром
проведения блестящих олимпийских состязаний, а теперь обедневший и
постоянно подвергавшийся нападениям варваров, стал лишь местом
паломничества сторонников развития физической культуры. Введенные запреты
здесь действительно имели силу закона и означали ликвидацию остатков
некогда проводившихся игр.
Однако
в восточных провинциях
уничтожить агонистику, имевшую тысячелетние традиции. По требованию
городов, придерживавшихся этих традиций, императоры, власть которых
ослабла, были вынуждены время от времени разрешать проведение игр. Правда,
«катарсис» древнегреческой физической культуры уже и здесь был не в
состоянии смягчить проблемы, обострившиеся в результате кризиса
рабовладельческой формации. Более того, роль игр стала прямо
противоположной. На стадионах и в гимнасиях, по существу, концентрировалась
та социальная напряженность, нейтрализовать которую они были призваны. Как
четко показало и вспыхнувшее в 532 году на константинопольском стадионе
восстание «Ника», игры пришли в столкновение с феодализировавшейся
центральной властью, вернее, с ее идеологией — христианством. В первую
очередь этим, а не юридическими причинами объясняется принятие то
запрещающих, то разрешающих патентов, о которых упоминают хроникеры IV и
VII веков. Последний патент, в котором еще фигурировало понятие Олимпиады,
был издан в 520 году Юстинианом, обновившим в 563 году эдикт Феодосия. В
остальных случаях в связи с играми, проходившими по образцу олимпийских, но
приобретших чисто римский характер, об Олимпиадах уже даже не упоминалось.
История
древнегреческой физической
развития, который происходил в условиях рабовладельческого общества в
области физической подготовки человека. Обряды инициации превратили систему
движений, заимствованную из ритуала культов плодородия и умерших, в
средство сплочения народа. Было признано общественное значение физической
культуры, образованы устойчивые формы физкультурной и спортивной
деятельности. Была открыта взаимосвязь физической культуры, этики и
эстетики. Впервые
в истории осуществилось
разносторонней, гармонической подготовки человека. Греческая агонистика
пережила падение городов-государств. Однако постепенно рабовладельческое
общество отвыкло от труда и тяжелых физических испытаний. Атлетика,
достигшая выдающихся результатов, уже не привлекала молодежь, которая
завидовала ее славе, но в то же время презиравшую ее. Спортивные
достижения, превратившиеся в труд, в тех условиях уже отрицали сами себя.
Римские завоеватели не внесли никаких изменений в основные элементы
греческой физической культуры. Они сыграли определенную роль в ее
распространении и сохранении, но не обогатили новыми мотивами. Римляне
переняли некоторые общие идеи греческих теорий гигиенических движений, а
игры, проводившиеся по образцу Олимпиад, включили в арсенал своих
политических средств. Значительная часть писателей и историков той эпохи не
понимала греческую физическую культуру либо сознательно искажала
представление о ней. Этим объясняется тот факт, что, когда в эпоху
Возрождения вновь открыли и начали использовать наследие греческой
физической культуры, одна из наиболее существенных составных ее частей —
агонистика —
оказалась утерянной в
латинских посредников.
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Физическая
культура в государстве,
в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем
истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия,
наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными
были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных
развлечений. В Риме не было организованного школьного физического
воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной
потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт
вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях,
презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности
и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или
невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего
римлянина. Однако
их утверждения чрезвычайно
причины этого явления кроются не во взглядах, а, прежде всего в условиях
развития Рима.
1.Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка
юношей до 16—17-летнего возраста, т. е. до службы в армии, являлась
исключительно задачей семьи. Правда, в IV веке до н. э. было создано
учебное заведение под названием «лудус», однако из этого мы можем сделать
вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического
воспитания подобно греческому. Но в III веке до н. э. подготовка воинов
была уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка
были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования
республики большинство граждан забросили физические упражнения.
2.Основой, на которой держалась Римская империя, ее внутренней
определяющей силой являлись наводнявшие Рим народные массы, на которые Рим
в конечном счете всегда мог рассчитывать. (На Древнем Востоке, в Индии и
Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.) Однако народу нужен был не
только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни.
Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.
3.В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была
сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не
могло возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям
физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому народные
массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством
удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4.Не могли принести существенных изменений и попытки отдельных
государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.
В период,
когда граждане Рима
культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. «Глупость,
дорогой Луций, — писал Сенека, — и для образованного человека менее всего
подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже
если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила
твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка». Не говоря уже о
том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить
образцом, также утратили престижные прежние ценности. Кстати, воспитатели
не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы,
которые применялись в Риме устроителями зрелищ.
Мальчик, прыгающий в воду (рисунок
на гробнице, 480 г. до н. э.)
2.1. «Царский период» (VIII—VI вв. до н. э.)
Крушение патриархата и периода военной демократии создало в Италии
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме