Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:16, дипломная работа
Трудно найти другой вид спорта, который уходил бы корнями в историю нашего народа так далеко, как гиревой спорт. Следует сказать, что современное развитие тяжелой атлетики, пауэрлифтинга и гиревого спорта опирается на фундамент, который во многом был создан известными по всей Европе и миру русскими атлетами и силачами. Особую актуальность приобретает этот вопрос в связи с созданием Международной федерации (1992 г.) и проведением различных международных соревнований по гиревому спорту.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
Глава I Гиревой спорт…………………………………………………………6
1.1 Зарождение гиревого спорта…………………………………...………………....6
1.2.Гиревой спорт как универсальное средство гармоничного
развития личности. ...............................................................................8
1.3. Состояние проблемы подготовки спортсменов гиревиков.
Основные понятия и закономерности тренировочного процесса.....9
Глава II. Факторы, определяющие уровень спортивных достижений в
гиревом спорте, их структура и взаимосвязь..................................14
2.1 Морфологические особенности спортсменов…….......................... 22
2.2 Физические качества и методы их развития у спортсменов.............25
Глава IП. Теоретические аспекты построения тренировки
высококвалифицированных спортсменов…………………………29
3.1. Разминка гиревика.……………………………………………….....30
3.2. Тренировочные нагрузки, взаимосвязь нагрузки, адаптации
и повышения уровня физических качеств......................................32
3.3. Основные направления использования технических средств при
обучении движениям и при подготовке спортсменов..................38
Заключение...........................................................................................................39
Список используемой и цитируемой литературы.........................................40
В последние годы ведется активный поиск методов развития физических качеств на основе сочетания направленной двигательной активности и врожденных особенностей индивида.
Совершенствование двигательных возможностей в процессе возрастного развития происходит под влиянием двух факторов: созревания и научения. При синергическом взаимодействии этих факторов суммарный эффект больше, чем сумма эффектов от каждого фактора.
С позиций современной педагогики нецелесообразно оставлять формирующуюся двигательную деятельность учащегося во власти стихийного развития, ею необходимо управлять, учитывая закономерности индивидуального онтогенетического развития. В.К. Бальсевич [11;стр.194] подчеркивает, что акценты тренирующих воздействий должны совпадать по характеру с естественными ускорениями в развитии отдельных элементов и структур моторики, хорошо обеспеченными созреванием соответствующих морфологических и функциональных элементов и структур. Нагрузка должна следовать за динамикой биологических процессов. По возможности следует внедрять компьютерное управление тренировочным процессом, как систему наиболее объективную и быстро реагирующую на отклонения от нормальной динамики изменения тренировочных индивидуальностей.
Силовые способности. Под силой следует понимать способность человека преодолевать или противодействовать сопротивлению за счет мышечных напряжений.
Без проявления мышечной силы никакие физические упражнения или бытовые движения выполнить невозможно, поэтому силу мышц относят к базовым показателям физических качеств.
Сила может проявляться при статическом режиме работы мышц, когда они не изменяют своей длины, и при динамическом, связанном либо с изменением длины мышц (преодолевающий режим), либо с увеличением (уступающий режим).
Уровень проявляемой спортсменом силы зависит от многих факторов: физиологического поперечника мышцы, соотношения красных и белых мышечных волокон, количества включенных в работу двигательных единиц . Проявление силы зависит от расположения тела и его звеньев в пространстве за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека. Чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.
В работах исследовалась сила мышц по методике «ступенчатой динамографии». Сила измерялась через 10 ° в крупных суставах и через 5 ° -в мелких. В результате этих исследований установлено, что характер изменения силы на всей амплитуде движения отражает форму суставных поверхностей и плечи начала и прикрепления мышц от основной оси вращения в суставе.
Соотношение фаз дыхания и движения также влияет на показатели силы. Согласно литературным данным, наибольшая величина силы проявляется у человека при задержке дыхания (натуживании), несколько меньшая - при выдохе, еще меньшая - при вдохе. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами: во-первых, рефлекторным повышением функционального состояния скелетных мышц (при натуживании происходит интенсивное раздражение рецепторов легких - так называемый «пневмомускульный рефлекс») и, во-вторых, повышением внутрибрюшного давления при натуживании за счет активности мышц брюшного пресса, что довольно значительно (на 8 -10%) уменьшает нагрузку на мышцы - разгибатели спины. Однако Б.А. Ашмарин [8; стр.142] подчеркивает, что продолжительное натуживание отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы, так как при напряжении мышц уменьшается просвет кровеносных сосудов, а следовательно, ограничивается доставка кислорода тканям и увеличивается нагрузка на сердечную мышцу. Поэтому при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста, двигательные действия с продолжительным натуживанием используются с ограничением.
Главная анатомическая характеристика, которая предполагает высокий эффект проявления силовых качеств, обусловлена наличием в композиции мышц до 80 - 95% белых мышечных волокон. Считается, что соотношение двух типов мышечных волокон в скелетной мускулатуре генетически детерминировано и свойственно абсолютному большинству мышц индивида. Условно говоря, «весь род человеческий по соотношению и относительному преобладанию красных или белых мышечных волокон можно разделить на «стайеров», способных к продолжительной работе умеренной интенсивности, и «спринтеров», предрасположенных к краткосрочной, взрывной, скоростно-силовой работе. Поскольку природа не терпит пустоты, между двумя этими крайними группами находятся те, кому не свойственна яркая выраженность указанных черт, а присущи в той или иной мере оба этих качества (в данном случае можно предположить относительное равенство содержания красных и белых мышечных волокон)».
При слабых произвольных сокращениях мышцы в работу включаются низкопороговые, резистентные к утомлению двигательные единицы, а при более высоких уровнях мышечного сокращения рекрутируются высокопороговые, более утомляемые двигательные единицы. В последние годы показано, что при предельных или околопредельных напряжениях активизируются все мышечные волокна одновременно. Предельная сила тяги зависит от скорости укорочения или удлинения мышечного волокна. В специальной литературе выделяются следующие основные виды силовых способностей: максимальная сила, взрывная сила и силовая выносливость. Под максимальной силой подразумеваются наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном, произвольном сокращении мышц. Под взрывной силой следует понимать способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Силовая выносливость - это способность длительное время удерживать оптимальные силовые характеристики движений. В зависимости от режима работы мышц следует говорить о статической и динамической силовой выносливости. Влияние максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений особенно велико для достижения высоких результатов в движениях, не связанных с длительным выполнением работы. В циклических видах спорта значение указанных видов силы для спортивного достижения резко падает с увеличением длины дистанции. В гиревом спорте с ростом мастерства увеличивается длительность выполнения упражнения. В связи с этим снижается влияние максимальной силы на соревновательный результат и повышается значение силовой выносливости. [12; стр.286]
Глава III. Теоретические аспекты построения тренировки высококвалифицированных спортсменов
Анализ специальной литературы по проблеме спортивной тренировки показал, что тренировка - это наиболее действенная форма организации влияния на организм человека, направленная на изменение его двигательного потенциала.
Встречающиеся определения спортивной тренировки неоднозначны. В них подчеркиваются, что «спортивная тренировка - это подготовка системно построенная с помощью методов упражнения и представляющая процесс управления развитием спортсмена», «это управляемый процесс, направленный на планомерное и систематическое воздействие на организм, занимающихся с целью подведения его в нужное время к состоянию наилучшей готовности (В.В.Петровский, 1978).
По мнению авторов, спортивная тренировка есть ни что иное, как одно из важнейших средств «изменения собственной природы человека». Физические упражнения существенно изменяют функции и структуру организма. При тренировке с гирями приспособительная реакция организма к нагрузкам выражается в росте скелетной мускулатуры, увеличении силы и повышении силовой выносливости.
На основе анализа теории и практики зарубежной и отечественной подготовки спортсменов высокого класса В.Н. Платонов (1982), определяет несколько направлений развития основ спортивной тренировки, это: а) рост суммарных объемов тренировочной работы; б) резкое увеличение доли специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы; в) расширение инструментального, приборного и тренажерного оснащения для выведения спортсменов на более высокой уровень проявления моторных способностей; г) упорядочение процесса управления тренировкой на основе компьютеризации знаний о структуре подготовленности спортсмена и соревновательной деятельности с использованием моделирования.
Излишний акцент на одном из перечисленных направлений ведет к тупику в развитии технологии спортивной тренировки. Выход из этого положения видится в оптимизации «различных компонентов тренировочного процесса с позиции создания необходимых условий для полноценного управления состоянием спортсмена для обеспечения планируемой структуры соревновательной деятельности». [11; стр.251]
Ю.В.Верхошанский (1970) особо подчеркивает, что прогрессу методики спортивной тренировки предшествует проникновение в двигательный механизм спортивного упражнения, то есть решение проблемы спортивной тренировки должно исходить, прежде всего из реального движения спортсмена и его физической подготовленности. Развивая эту мысль Э.Р.Андрее (1979) отмечает, что для подбора тренировочных упражнений необходимо определить структуру соревновательного движения и ее связь со спортивным результатом.
Ключевым вопросом спортивной тренировки является эффект тренировочной нагрузки, зависящей от величины, характера, последовательности предложения, ритма ее сочетаний с отдыхом и восстановлением работоспособности. Отсюда следует принцип спортивной тренировки: параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию занимающихся и соразмеряться с естественным ходом развития его двигательных функций и повышением спортивной результативности.
Исходя из этого принципа, постоянное повышение тренировочных раздражителей позволяет спортсмену справляться с повышенными требованиями и, следовательно, повышать свои функциональные возможности. Современная методика тренировок строится на этом принципе. Возможности для повышения нагрузки многообразны. Способ увеличения нагрузки выбирается в зависимости от индивидуального уровня развития и в соответствии с закономерностями методики тренировки. Увеличение нагрузки должно затрагивать все ее компоненты; причем объем, и интенсивность имеют первостепенное значение.
3.1. Разминка гиревика
Предварительная подготовка организма (разминка) к предстоящей тренировочной работе имеет очень большое значение для решения задач каждого отдельного занятия. Из-за недостаточной разминки появляются ошибки в технике, нередко возникают различные травмы. Разминка подразделяется на общую и специальную. Задачей общей разминки является постепенное вырабатывание в тренировочную нагрузку, разогревание мышц, подготовка сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к предстоящей работе. Повышение температуры тела (разогревание) ускоряет биохимические реакции в мышцах, увеличивает эластичность в связках, подвижность в суставах. В общей разминке необходимо давать нагрузку на все группы мышц. Применяются самые различные упражнения: ходьба, бег в умеренном и переменном темпе, легкие гимнастические упражнения с легкими отягощениями. Из гимнастических упражнений применяются в основном упражнения на гибкость, координацию движений, подвижность в суставах (наклоны, круговые движения руками вперед, назад, круговые движения туловищем в одну и другую сторону, растяжение мышц стоя, сидя). Из упражнений с легкими отягощениями применяются наклоны вперед с гантелью или диском от штанги за головой, наклоны в стороны с легкой гирей в опущенной руке, подтягивание гантели или гири до уровня груди, головы и выше, различные выжимания отягощении, приседания с ними. Вначале разминки темп выполнения упражнения медленный, затем постепенно возрастает. [4; стр.72] Разогреванию мышц способствуют растирания различными мазями и жидкостями (как финал, спирт, ментол). Специальная разминка проводится после общей и включает в себя специальные упражнения, близкие по структуре движений к тем, которые предстоит выполнить в начале основной части занятия. Если это соревновательное упражнение (например, рывок), то в начале специальной разминки выполняются специальные упражнения для рывка, затем рывок с легкой или облегченной гирей и в конце разминки делается несколько настроечных подъемов, уже с тренировочной гирей. Время разминки от 15 до 25 мин. Разминка перед выступлением на соревнованиях имеет некоторые особенности. Так как сразу же после разминки предстоит максимальная нагрузка на мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма, спортсмену необходимо не только хорошо разогреться, но и подвести себя к такой “боевой готовности”, которая позволила бы реализовать все физические и морально-волевые возможности в достижении лучшего спортивного результата. Недостаточная, неправильная разминка не позволит спортсмену решить эти задачи. Правильность разминки перед соревнованиями каждый спортсмен должен определить для себя в контрольных занятиях (прикидках). Иногда перед прикидкой, казалось, проведена достаточная и общая, и специальная разминка, но показать желаемый результат не удается. А спустя некоторое время (4—5 мин), даже на фоне достаточно ощутимого утомления, во второй попытке удается установить личный рекорд. В этом случае была явно недостаточная разминка перед первой прикидкой. Готовясь к соревнованиям, нужно заранее несколько раз проверить различные по времени и нагрузке варианты разминки и точно убедиться в правильности выбранного для себя варианта. Разминка не должна вызывать чувство утомленности. При правильном ее проведении у спортсмена должно появиться желание соревноваться. Продолжается соревновательная разминка немного больше, чем обычная, а заканчиваться она должна не менее чем за 5 мин до выхода на помост. По окончании разминки следует одеться (если соревнования проводятся в прохладном помещении или на открытом воздухе), чтобы сохранить тепло. После выступления в первом соревновательном упражнении — толчке полезно выпить сладкого чая с аскорбинкой (витамин С), одевшись, полежать на гимнастических матах или скамейках. Примерно за 15 мин до выхода на помост для выполнения рывка (второго упражнения) бывает достаточно сделать несколько подходов на выполнение специально-вспомогательных упражнения рывка с небольшим количеством повторений, затем 2—3 подхода на выполнение рывка с легкой гирей и в конце разминки “прочувствовать” мышцами соревновательную гирю, опробовать сцепление дужки с кистью (для сцепления дужка натирается магнезией). Применение согревающих мазей способствует более быстрому согреванию, восстановлению мышечного тонуса, сохранению тепла в перерыве между выполнением соревновательных упражнений, а в итоге — более успешному выступлению в соревнованиях. |
3.2. Тренировочные нагрузки, взаимосвязь нагрузки, адаптации и повышения уровня физических качеств.
В тренировочной практике выработались три основные методики увеличения нагрузки:
а) Постепенное увеличение нагрузки.
Нагрузку рекомендуется увеличивать на 20-50% в год, исходя из индивидуальных физических особенностей и добиваясь на каждой тренировке значительного утомления. Постепенное увеличение нагрузки проводится через:
- частоту тренировок;
- объем тренировочной нагрузки;
- интенсивность тренировок;
- интервалы отдыха.
Здесь необходимо, чтобы сначала увеличивалась частота, а затем объём и -в последнюю очередь — интенсивность тренировочной нагрузки. Повышенная переносимость нагрузки, созданная путем увеличения частоты и объема, представляет собой базу для увеличения интенсивности.
б) Скачкообразное увеличение нагрузки. Эта методика является важным дополнением к первой. Она строится на основе постепенного увеличения нагрузки и на практике зарекомендовала себя эффективным методом тренировки высококвалифицированных спортсменов. Причины высокой эффективности скачкообразного увеличения нагрузки лежат в способности организма в ответ на эпизодическое увеличение предъявляемых к нему требований скачкообразно повышать уже имеющийся стабильный результат. [3; стр.10]
При этом не следует забывать, что процессы адаптации и закрепления протекают по-разному. Скачкообразное увеличение нагрузки осуществляется, в первую очередь, за счет:
- объёма нагрузки;
- интенсивности нагрузки.
Для силовой тренировки созданы диапазоны интенсивности, которые могут служить основой для выбора нагрузки . (табл.1.)
Таблица 1
Диапазоны интенсивности по отношению к лучшему личному результату (по В.М.Зациорский, 1986)
Отношение к лучшему личному результату ( % ) Степень интенсивности
30-50 Незначительная
50-70 Легкая
70-80 Средняя
80 - 90 Субмаксимальная
90-100 Максимальная
При использовании скачкообразного увеличения нагрузки требуется постоянный контроль за эффективностью тренировки .
Переменное увеличение нагрузки. Представляет собой сочетание постепенного и скачкообразного увеличения нагрузки. Оно применяется, когда достигнута переносимость к действию нагрузки и необходимы постоянные высокие и разнообразные раздражители во время тренировок.