Гиревой спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Трудно найти другой вид спорта, который уходил бы корнями в историю нашего народа так далеко, как гиревой спорт. Следует сказать, что современное развитие тяжелой атлетики, пауэрлифтинга и гиревого спорта опирается на фундамент, который во многом был создан известными по всей Европе и миру русскими атлетами и силачами. Особую актуальность приобретает этот вопрос в связи с созданием Международной федерации (1992 г.) и проведением различных международных соревнований по гиревому спорту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

Глава I Гиревой спорт…………………………………………………………6

1.1 Зарождение гиревого спорта…………………………………...………………....6

1.2.Гиревой спорт как универсальное средство гармоничного

развития личности. ...............................................................................8

1.3. Состояние проблемы подготовки спортсменов гиревиков.
Основные понятия и закономерности тренировочного процесса.....9

Глава II. Факторы, определяющие уровень спортивных достижений в
гиревом спорте, их структура и взаимосвязь..................................14

2.1 Морфологические особенности спортсменов…….......................... 22

2.2 Физические качества и методы их развития у спортсменов.............25

Глава IП. Теоретические аспекты построения тренировки
высококвалифицированных спортсменов…………………………29

3.1. Разминка гиревика.……………………………………………….....30

3.2. Тренировочные нагрузки, взаимосвязь нагрузки, адаптации
и повышения уровня физических качеств......................................32

3.3. Основные направления использования технических средств при
обучении движениям и при подготовке спортсменов..................38

Заключение...........................................................................................................39

Список используемой и цитируемой литературы.........................................40

Работа содержит 1 файл

Гиревой спорт.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

Так, все факторы автор дифференцирует по следующим направлениям:

1) пропорции в телосложении, осанка, внешние данные;

2) способность к проявлению качества ловкости;

3) способность к проявлению качества гибкости;

4) скоростно-силовые качества;

5) способность к быстрому овладению двигательными действиями;

6) выносливость к специальным упражнениям рок-н-ролла.

Данная дифференциация дает возможность автору выявить комплекс объективных характеристик имеющих значение для успешной деятельности и выступлений в гиревом спорте.

Во многих видах спорта разработаны достаточно чёткие представления относительно факторов, которые определяют достижение спортивного результата, однако работ, которые касаются факторной структуры спортивных достижений в гиревом спорте высокой квалификации, практически нет.

Проведение многомерного статистического анализа и разработка на его основе модельных характеристик гиревиков высокой квалификации, которые определяют достижение спортивного результата, на примере весовой категории до 60 кг.

Для этого были определены 34 показателя, которые были разделены на четыре группы:

1. Показатели, характеризующие функциональные возможности.

2. Показатели, характеризующие морфологическую пригодность.

3. Показатели, характеризующие физические качества спортсменов.

4. Показатели, характеризующие психофизические особенности.

На базе кафедры тяжёлой атлетики и бокса ХДАФК было обследовано 12 гиревиков, спортивная квалификация которых была от 1 разряда до мастеров спорта Украины.

Анализ данных обследования, который проводился с помощью пакета прикладных программ STATISTICA for Windows на ПЕОМ IBM - 486, показал (рис. 1), что наиболее весомыми оказались показатели по группе функциональных возможностей спортсменов - 41,6%. Приблизительно одинаковыми по значимости показатели, характеризующие физические качества -14,2%, и показатели, характеризующие морфологическую пригодность -13,4%. Меньше всего влияют на достижение спортивного результата психофизические качества спортсмена - 9,6%. Чуть больше 21% успеха зависит от факторов, которые нами не учитывались (режим питания, бытовые и климатические условия, материальное обеспечение и др. ).

 

Весовая категория до 60 кг. N= 12

Рис. 1 Круговая диаграмма значимости разных групп показателей для
достижения спортивного результата: 1 - функциональные возможности; 2 -
морфологическая пригодность; 3 - физические качества; 4 - психофизические
качества.

Рис.2 Гистограмма многомерной взаимокорреляции показателей

Благодаря анализу статистических данных каждой из четырех групп
показателей (для примера, на рис. 2 изображена гистограмма многомерной
взаимокорреляции показателей) были выявлены 10 наиболее значимых
показателей: показатели степ-теста, частота сердечных сокращений (ЧСС)
перед нагрузкой, восстановление ЧСС после минуты отдыха, максимальный
темп движения за 10 секунд, прыжок в длину с места, становая динамометрия, бег на месте с высоким подниманием бедра за 5 секунд, рост спортсмена, жизненная ёмкость лёгких, а также длинна ноги спортсмена. Проведенные исследования позволили разработать модельные характеристики и стандартные тренировочные задания для спортсменов-гиревиков разной квалификации. Наличие у тренеров и спортсменов таких модельных характеристик и стандартных тренировочных заданий будет способствовать лучшему обоснованию тренировочных заданий разной направленности, облегчит вторичный отбор, перспективное и текущее планирование спортивного результата и объективизирует прогнозирование перехода спортсмена в другую весовую категорию.

Эффективное управление процессом спортивной тренировки предусматривает четкое количественное выражение значимости важнейших составляющих спортивного мастерства.

Следует дифференцировать техническую, физическую, тактическую, психическую и интеллектуальную стороны подготовленности. Каждая сторона подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон. Например, техническое мастерство спортсмена зависит от уровня развития двигательных качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, координационных способностей. Соматические особенности занимающихся, топография мышечной силы, пропорции тела также влияют на технику выполнения соревновательных упражнений.

Уровень проявления двигательных качеств, в частности, выносливости, тесно связан с экономичностью техники, развитием психической устойчивости к преодолению тяжелого утомления, умением реализовать рациональную тактику в ходе соревнований .

Каждый из этих факторов, как показывают многочисленные работы, оказывает существенное влияние на спортивные достижения атлетов. Правда, пластичность организма позволяет компенсаторным механизмам несколько сгладить отсутствие одного из них, но это дается очень дорогой ценой. Степень развития факторов компенсации должна значительно превышать средний их уровень развития, который обычно достаточен при нормальном соотношении важнейших характеристик. В исследовании В. Г. Семенова имеются данные о том, что несоответствие уровня развития качеств виду спорта всегда компенсируется чрезмерным развитием других качеств, которые позволяют выполнить движение с необходимой для победы силой или быстротой. Однако некоторые особенности спортсменов, являющиеся важнейшими для данного вида спорта, вообще не могут быть компенсированы. Например, отсутствие определенной массивности тела у метателя молота или ядра вряд ли может быть эффективно заменено какими-то функциональными или психическими факторами. «Только комплексный конституционально - педагогически -функциональный подход в его триединстве позволяет объективно оценить индивида, его функциональные возможности и прогнозировать дальнейшее развитие сомы и функций. Нет функциональных изменений, которые бы не имели в своей основе морфологических изменений, как нет морфологических изменений без изменения функциональных показателей». [9; стр.408]

 

2.1 Морфологические особенности спортсменов

 

Исследование и анализ телосложения спортсменов составляют один из наиболее обширных разделов публикаций в мировой спортивной науке. Выявление и учет конституциональной принадлежности могут стать в руках преподавателя и тренера мощным инструментом, позволяющим реализовать индивидуально-типологический подход, существенно повышающий эффективность тренировочного процесса. В последние годы показано, что принадлежность человека к тому или иному типу конституции во многом определяет не только его двигательные возможности, но и эффективность тех или иных методов физического воспитания. Конституция - целостность признаков, унаследованных и приобретенных, связанных с особенностями реактивности организма и темпами его индивидуального развития.

Морфологическим паспортом конституции служит соматический тип (соматотип) человека. Каждому соматическому типу присущи свои физические качества и функциональные особенности. В основе конституциональных различий лежат не только факторы наследственности, но и факторы внешней среды, которые позволяют реализовать наследственные возможности. Существует мнение, что как соматическую, так и функциональную индивидуальность определяет не бесчисленное количество генов, а имеются гены, обуславливающие рост определенных тканей.

В.М. Волков подчеркивает, что влияние генов на развитие различных признаков и свойств" неодинаково: Существуют признаки которые жестко контролируются генами, определяющими узкую норму реакции, то есть слабо зависят от влияния внешней среды, другие - более пластичны (динамичны) и существенно изменяются в результате средовых влияний. Генетический фактор, определяющий формирование двигательной способности, реализуется не сам по себе. Он может проявиться, «заработать» на определенной стадии возрастного развития, будучи «сцепленным» с определенным морфофункциональным уровнем индивидуума.

Из множества существующих конституциональных схем мы для работы выбрали метрическую схему соматической диагностики Р.Н. Дорохова.

Длина тела. Одно и то же движение, выполняемое лицами с разной длиной тела и разными пропорциями, имеет различные кинематические и динамические характеристики, различную энергетическую стоимость. Изменение длины тела во времени жестко наследственно детерминировано. Начальные этапы онтогенеза характеризуются высокой интенсивностью ростовых процессов, которая, постепенно снижаясь, вновь возрастает в период полового созревания. После «пубертатного скачка» наблюдается повторное снижение ростовых процессов, которое полностью прекращается к началу матурантного периода. Годовые приросты длины тела изменяются в пределах от 5,3 до 8,5 см. Повышенная скорость роста отражается на биомеханических особенностях движения подростков. Они хуже выполняют тестовые упражнения, чаще теряют равновесие, результаты в беговых тестах достоверно снижаются, а через год-полтора вновь восстанавливаются . Подростковый период относится к возрасту, когда активно увеличиваются длина тела и скорость ее прироста, четко разделяются подростки на варианты биологического развития по интенсивности ростовых процессов. У детей 13 -16,5 лет наблюдается дисгармоничность ростовых процессов длины и массы тела, пропорций, а следовательно, и проявления относительной силы мышц.

Масса тела. При оценке соматического типа вторым по значимости показателем является масса тела. Этот показатель тесно связан с накоплением энергии и с проявлением силы мышц . Массу тела целесообразно описывать формулой : Масса тела = жировая масса + костная масса + мышечная масса + остаток. Бенеке (1928) предложил разделить массу тела для рабочих расчетов: Масса тела = жировая масса + тощая масса. По мнению ряда специалистов, тощая масса метаболически наиболее активна и положительно коррелирует со спортивной работоспособностью. Из существующих моделей массы тела весьма информативной и простой является модель, предложенная Р.Н. Дороховым, ВТ., Петрухиным , так как для работы с этой моделью необходимы элементарные антропометрические инструменты, и каждый преподаватель физической культуры может произвести расчеты мышечной массы и оценить эффективность влияния физических нагрузок в естественных условиях тренировки. Продольные наблюдения за детьми и подростками показали, что наиболее высокий прирост массы тела наблюдается в пубертатном периоде (12-13% в год), который длится 5,5-6 лет.

Мышечная масса. В работах авторов указывается, что вершиной функции поперечнополосатой мускулатуры, совместно с ее обеспечивающими нервными клетками, являются осознанные движения, основанные на способности мышечного волокна укорачиваться и перемещать рычаги (кости) в силовом поле. Работа была, есть и будет мощным фактором развития и совершенствования организма.

Установлены определенные закономерности увеличения абсолютной мышечной массы и интенсивности ее прироста в связи с возрастом. Единственным реально существующим механизмом увеличения количества мышечной массы (а она к 25 годам увеличивается, по сравнению с новорожденным, у мужчин в 52 раза) является гипертрофия мышечных волокон, а также гиперплазия внутри волоконных структур (сократительного-энергетического распределительного и синтетического аппаратов) с последующим увеличением диаметра и длины мышечного волокна.

Проведенный авторами анализ прироста мышечной массы и силы мышц во времени по онтогенетической шкале показал, что до пубертатного скачка между этими показателями нет параллелизма - вначале увеличивается мышечная масса, а затем, через 0,7 -1,3 года (в зависимости от возраста обследуемых) - сила мышц. В более поздние периоды онтогенеза эта закономерность сглаживается. У спортсменов, тренирующихся на развитие силы, четко выражен параллелизм в приростах мышечной массы и мышечной силы .

С возрастом меняется не только величина мышечной массы, но и ее топография. У новорожденных мышечная масса составляет 18 - 22% массы тела, у взрослых субъектов она составляет 31 -39% (у не тренирующихся) и 48 - 68% у лиц, специально занимающихся развитием мышечной массы. Мышечная масса верхних конечностей изменяется незначительно - у новорожденных 18%, у взрослых 20%. Н.Р. Дорохов на основании варьирования топографии мышечной массы выделяет три типа ее распределения -равномерный, верхний и нижний, которые создают существенные различия в структуре двигательной подготовленности.               Различия в приростах мышечной массы зависят от двигательной активности, от пищевого рациона и зоны проживания.

В работах исследователей проанализировано изменение мышечной массы на различных этапах онтогенеза. Наиболее активный прирост мышечной массы отмечен в разгар пубертатного периода. Лица мужского пола укороченного варианта развития оканчивают прирост массы тела к 15 годам, а лица растянутого варианта развития - только к 22 годам.

Обычно в морфологических исследованиях основным направлением изучения были пространственные характеристики строения отдельных систем и организма в целом. В настоящее время такой подход при изучении живого организма если и не исчерпал себя, то дает ему одностороннюю характеристику, которая не удовлетворяет запросов практики. Биосистема способна расти, развиваться, размножаться, реагировать на внешние воздействия и изменяться. Все изменения проходят в пространственно-временных координатах.

Вариант развития - понятие, вошедшее в обиход спортивно-медицинской литературы на смену понятию «биологический возраст». Если оценка биологического возраста характеризует зрелость организма на момент обследования, то вариант развития дает представление о скорости созревания организма. Это фактически показатель развертки генетической программы -созревания ребенка. Оценивается он по интенсивности роста генетически детерминированных показателей. Выделяют укороченный вариант развития (ВР «А»), обычный (ВР «В») и растянутый (ВР «С»).

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующее заключение. Направление и сроки ростовых процессов человека предопределены его генотипом. Средовые факторы могут только снизить или ускорить ростовые процессы, но не поменять местами периоды ускоренного роста и его торможения. Организм максимально открыт к внешним воздействиям в период усиленного роста (сенситивный период).

Спортивный педагог должен хорошо знать и помнить, что без структурных перестроек не может быть функциональных. Следовательно, морфологические исследования обеспечивают педагога объективными маркерами, опираясь на которые, можно строить управляемый, научно обоснованный и эффективный тренировочный процесс.

 

 

2.2. Физические качества и методы их развития у спортсменов

 

В теории спорта для характеристики качественных проявлений двигательной функции (силы, быстроты, выносливости, гибкости) используют два понятия: двигательные (физические) качества и двигательные способности. По мнению профессора В.М. Волкова (31, с. 197), эти понятия несут разную смысловую нагрузку: «При определении (тестировании) двигательных возможностей оцениваются не столько двигательные способности, сколько наличный (актуализированный) уровень развития двигательных качеств, который зависит как от способностей, так от приобретенных в процессе физического развития, тренировки знаний, умений и навыков».

Информация о работе Гиревой спорт