Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:16, дипломная работа
Трудно найти другой вид спорта, который уходил бы корнями в историю нашего народа так далеко, как гиревой спорт. Следует сказать, что современное развитие тяжелой атлетики, пауэрлифтинга и гиревого спорта опирается на фундамент, который во многом был создан известными по всей Европе и миру русскими атлетами и силачами. Особую актуальность приобретает этот вопрос в связи с созданием Международной федерации (1992 г.) и проведением различных международных соревнований по гиревому спорту.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
Глава I Гиревой спорт…………………………………………………………6
1.1 Зарождение гиревого спорта…………………………………...………………....6
1.2.Гиревой спорт как универсальное средство гармоничного
развития личности. ...............................................................................8
1.3. Состояние проблемы подготовки спортсменов гиревиков.
Основные понятия и закономерности тренировочного процесса.....9
Глава II. Факторы, определяющие уровень спортивных достижений в
гиревом спорте, их структура и взаимосвязь..................................14
2.1 Морфологические особенности спортсменов…….......................... 22
2.2 Физические качества и методы их развития у спортсменов.............25
Глава IП. Теоретические аспекты построения тренировки
высококвалифицированных спортсменов…………………………29
3.1. Разминка гиревика.……………………………………………….....30
3.2. Тренировочные нагрузки, взаимосвязь нагрузки, адаптации
и повышения уровня физических качеств......................................32
3.3. Основные направления использования технических средств при
обучении движениям и при подготовке спортсменов..................38
Заключение...........................................................................................................39
Список используемой и цитируемой литературы.........................................40
При таком подходе к оценке уровня технического мастерства учитывается не только двигательный эффект суммарно в абсолютных величинах, но и, что очень важно, экономический показатель использования двигательного потенциала.
Это уже вполне конкретный количественный критерий, точно характеризующий уровень технического мастерства в целом. Чем ниже количественный показатель экономичности, тем выше мастерство Таким образом, основными показателями технического совершенства являются эффективность и экономичность действий. [ 4; стр.33]
С позиций кибернетики процесс тренировки можно рассматривать как сложную динамическую систему, в которой роль управляющей системы выполняет педагог - тренер, а роль управляемой - спортсмен. По своей сути управление - это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные. Для этого в управляющей системе должны быть модели объекта в его данном состоянии и в том состоянии, которое нужно достигнуть, а также модель методов воздействия и изменения объекта под их влиянием. Наконец, по мнению В.М.Дьячкова, должны быть средства восприятия результатов управления - рецепторная и информационная системы.
С реализацией оптимального управления в спорте многие специалисты связывают дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, при этом оптимальность управления связывается с наличием несложной, легко применимой на практике системой управления. Главной составляющей ее, по мнению Н.Г. Озолина, является "постоянное сбалансирование программы тренировки с состоянием и возможностями спортсмена".
Кроме того, управление предполагает наличие и других существенных элементов, которые в разной степени важны для реализации управления как системы, а именно: определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, установление цели, путей и задач, обеспечивающих достижение заданного эффекта, подбор средств и методов тренировки, планирование, контроль и др.
В процессе управления важнейшее значение имеет информация о состоянии спортсмена, необходимом для достижения поставленной цели, в том числе показатели соревновательной деятельности, физической, тактической, психической подготовленности, необходимый уровень тренировочных и соревновательных нагрузок. Это так называемая прямая связь. Такое же значение имеет обратная связь - информация о состоянии указанных групп показателей, полученная в ходе контроля подготовки. На основе сравнения показателей прямой и обратной связи принимается решение о коррекции тренировочных программ, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней и годичной подготовки.
Не требует особых доказательств мнение о том, что без достоверной, объективной информации об уровне физической подготовленности занимающихся невозможно смоделировать оптимальную организацию и проведение учебно-тренировочного процесса.
При выборе тестов для определения функционального состояния организма человека, а также при самом обследовании необходимо соблюдать определенные правила, игнорирование которых может привести к получению неправильных результатов.
Тесты характеризуются их научной аутентичностью. Критериями аутентичности являются стабильность, объективность и валидность. Тест может быть признан надежным (стабильным, воспроизводимым), если при повторной проверке одной и той же группы во время перерыва между повторными обследованиями не произошли сдвиги по отношению к измеряемому параметру, т.е. получены одинаковые результаты. Если разные лица, пользуясь определенным тестом, обследуют одну и ту же группу испытуемых и получают при этом одинаковые результаты, тест может быть признан объективным. При определении объективности какой-либо методики в достаточно большой группе одновременно можно судить о ее надежности.
Если оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает с результатами тестирования отдельных лиц, использованный тест может быть признан валидным, т.е. отражающим сущность интересующего нас процесса. Наиболее важным требованием при определении тренированности человека является выбор валидных тестов. [10; стр.20]
Глава II. Факторы, определяющие уровень спортивных достижений в гиревом спорте, их структура и взаимосвязь.
Рассматривая вопрос об оптимальном управлении подготовленностью спортсменов, в частности, гиревом спорте, прежде всего необходимо выявить ведущие факторы, определяющие достижение спортивного результата. На необходимость выделения факторов, определяющих достижения спортсмена на том или ином этапе спортивного совершенствования и возрастного развития, указывают в последние годы многие авторы . Так, например, Н.И. Волков (цитируем по работе В.Н. Платонова), говоря о физиологических и биохимических основах методики тренировки, выделяет три главных вопроса, от успешного решения которых зависит результативность тренировочного процесса:
1) определение факторов, в наибольшей степени обуславливающих успех в данном виде мышечной деятельности и разработка методики оценки качеств и способностей спортсмена, формирующих тот или иной фактор;
2) обоснование средств и методов, которые в наибольшей мере развивают необходимые факторы;
3) рациональное планирование эффективных средств и методов тренировки в процессе подготовки спортсменов.
При этом автор отмечает, что выявление ведущих факторов должно предшествовать решение последующих вопросов.
За последние годы в ряде исследований были сделаны попытки с помощью применения факторного анализа выявить ведущие факторы, определяющие ту или иную сторону подготовки спортсменов - представителей различных видов спорта, квалификации и возраста.
Научные исследования и практика работы специалистов в различных видах спорта подтверждает жизненность методических положений о значении факторов и условий, повышающих возможность улучшить спортивные результаты в избранном виде спорта. Попробуем разобраться в этом вопросе и обратимся к мнению ряда специалистов, работающих по проблеме спортивной тренировки. Н.Г. Озолин показал, что к числу основных факторов следует отнести:
а) уровень материального благосостояния народа;
б) эффективность организации тренировочного процесса;
в) наличие спортивных баз.
Особое место Н.Г.Озолин[11; стр.319] отводит педагогическому руководству, планированию тренировки, гигиеническому режиму, врачебному контролю. Наиболее существенными факторами, влияющими на достижение результатов в большинстве видов спорта, отмечает В.А. Булкин[3; стр.16], являются:
а) возраст и стаж спортсмена;
б) внешние морфологические признаки;
в) функциональные возможности;
г) уровень важнейших сторон его подготовки (физической, технической, тактической, психологической и теоретической);
д) способность к восстановлению после больших тренировочных нагрузок (физических и психических);
е) состояние здоровья.
Определяя их возможности с точки зрения теории управления В.А. Булкин [3; стр.17] условно выделяет три группы факторов; которые в различной степени подвергаются педагогическому воздействию:
1.педагогически хорошо управляемая - функциональное состояние, физическая, психическая и тактическая подготовленность;
2."промежуточная" или относительно управляемая группа факторов, состояние здоровья, личностные свойства, индивидуально-типологические;
3.педагогически мало или совсем неуправляемая - возраст, стаж, социальная среда, условия соревнований.
По мнению данного автора только первая группа факторов является наиболее значимой для решения проблем управления спортивной подготовкой занимающихся в любом виде спорта.
Остальные две группы факторов являются вспомогательными, что дает возможность, по мнению автора, создавать на их относительно стабильном фоне условия для управления варьированием учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок для каждого спортсмена индивидуально. Н.В.Жмарев [5; стр.127], рассматривая возможности, определяющие рост спортивных результатов в гребле, также выделил три группы факторов:
1 .генетическая (врожденная) или индивидуальная одаренность к занятиям греблей;
2.система тренировок;
3.условия жизни и быта.
Раскрывая особенности первой группы факторов, автор предлагает учитывать следующее:
а) степень мотивации к занятиям греблей;
б) психическую устойчивость;
в) способность спортсмена к адаптации;
г) показатели физического развития занимающихся;
д) ритм и темп биологического созревания спортсмена.
Ко второй группе он относит компоненты влияющие на систему тренировки:
а) объем тренировочных нагрузок;
б) сочетание нагрузок по направленности - на преимущественное развитие общей (аэробной) или скоростной (анаэробной) выносливости;
в) воспитание физических качеств (силы, быстроты, силовой выносливости);
г) ориентация на техническую или психологическую подготовку;
д) рациональное распределение тренировочных режимов.
В третью группу факторов, связанных с организацией быта и условий жизни, автор включает:
а) ресурс свободного времени, необходимого не только для тренировки, но и для отдыха;
б) сон, достаточный для восстановления сил; в) правильно организованное и сбалансированное питание.
С точки зрения данного автора все три группы факторов имеют способность к управлению и достаточно легко адаптируются к условиям связанным с организацией учебно-тренировочной деятельности. Автор так же считает, что данное распределение факторов может служить в качестве основной модели характеризующей состояние процесса подготовки спортсменов различной квалификации в гребле.
В.Н. Платонов[12;стр.302] рассматривая закономерности многолетней подготовки спортсменов считает, что ее продолжительность и структура зависит от следующих факторов:
1.Особенности соревновательной деятельности и уровня подготовленности спортсменов, которые способны обеспечивать высокие спортивные результаты;
2.Закономерностей становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих, для данного вида спорта, функциональных системах;
3.Индивидуальных и половых особенностей спортсменов, темпов их биологического созревания и во многом связанных с ними темпов роста спортивного мастерства;
4 Возраста, в котором спортсмен начал занятия, а также возраста, когда он приступил к специальной тренировке;
5.Содержания тренировочного процесса - состава средств и методов, динамики нагрузок, построения различных структурных образований тренировочного процесса, применения дополнительных факторов (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т.п.).
Указанные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, а также время, необходимое для достижения высших спортивных результатов. Кроме этого, автор выделяет возрастные зоны, в которых эти результаты обычно показываются.
О значении факторов и тенденциях в развитии спортивных достижений свою точку зрения высказывает Л.П. Матвеев[8; стр.115]
Он утверждает, что спортивное достижение в любом виде спорта - всегда многофакторное явление в том смысле, что оно обусловлено комплексом факторов. В числе основных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на динамику спортивных достижений следует отметить по мнению автора такие, как:
1 .Индивидуальная спортивная одаренность и степень подготовленности к достижению;
2.Конкретное состояние системы подготовки спортсменов, ее качество, степень отлаженности и обеспечения;
3.Размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.
Кроме этого автор считает, что при организации учебно-тренировочного процесса нельзя забывать о лимитирующих факторах в избранном виде спорта, которые проявляются обособленно и достаточно четко в каждом из них, что накладывает свой отпечаток на эффективность проявления необходимого, как правило высокого результата во время соревновательной деятельности.
В одной из работ В.Г. Алабина и Т.П. Юшкевича [1; стр.71] вопрос о лимитирующих факторах рассматривается на примере бега на короткие дистанции. Авторы на большом фактическом материале показывают, что в спринтерском беге лимитирующими факторами могут быть:
а) техническое мастерство;
б) быстрота реакции на старте;
в) способность к ускорению;
г) максимальная скорость бега;
д) скоростная выносливость спринтера.