Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:24, контрольная работа
Цель: Ознакомление студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров; с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению общеобразовательных учреждений, показателями для их оценки и нормирования.
В учебных помещениях обязательно
боковое левостороннее
Таблица 4
Виды помещений |
КЕО (%) |
СК |
Учебные помещения (классы) |
Не менее 1,25 –1,5 % |
Не менее 1:4 –1:5 |
Больничные палаты |
1,0 % |
1:6 – 1:7 |
Жилые комнаты |
0,5% |
1:8 – 1:10 |
В конце занятия студентам
Освещенность рабочих мест производят с помощью прибора – люксметра, который состоит из селенового фотоэлемента, заключенного в специальную оправу. Люксметр градуирован для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания, поэтому при измерении освещенности от других источников необходимо показания шкалы умножить на поправочный коэффициент. Для люминесцентных ламп белого света он равен 1,1, для ламп дневного света – 0,9, для естественного освещения - 0,8.
Измерения производят не менее чем в 11 точках классной комнаты: 10 на горизонтальной поверхности на уровне 1,8 м от пола (9 на партах и 1 на столе учителя) и 1 в вертикальной плоскости.
Замеры следует производить в отсутствии школьников, лучше до занятий, в условиях, исключающих естественное освещение (либо после занятий).
Для характеристики искусственного освещения отмечают: вид источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы), их мощность, систему освещения (общее равномерное, общее локализованное, местное и комбинированное), направление светового потока и характер света (прямой, рассеянный, отраженный). Наилучшее освещение достигается при комбинированной системе освещения – общее плюс местное.
Данный метод основан на подсчете суммарной мощности всех ламп в помещении и определении удельной мощности ламп в ВТ/кв.м. Затем данную величину умножают на коэффициент «е», показывающий, какую освещенность в люксах дает удельная мощность, равная 1 ВТ/кв.м.
Значение ее для помещений с площадью не более 50 кв.м. при напряжении в сети 220 В для ламп накаливания мощностью менее 100 ВТ равно 2,0; для ламп 100 вт и более – 2,5; для люминесцентных ламп – 12,5.
Определяют количество светильников в классной комнате, определяя удельную мощность, т.е. количество преобразующейся энергии излучения в ваттах на единицу освещаемой площади.
Норма освещенности при лампах накаливания в классных комнатах равна 49 Вт/кв.м., а при люминесцентных 20 Вт/кв.м.
Заключение о состоянии кабинет
Пример:
1) Определяем суммарную мощность включенных ламп:
10 х 300 ВТ = 3000 ВТ
2) Определяем удельную мощность ламп:
3000 ВТ : 52 кв.м.=57,7 ВТ/кв.м.
3) Определяем уровень
57,7 ВТ/кв.м. х 3,2 = 184,6 Лк
Заключение:
Уровень освещенности соответствует гигиеническим нормативам (в учебных кабинетах и лабораториях уровень искусственной освещенности должен быть 150 Лк при использовании ламп накаливания и 300 Лк при люминесцентных лампах).
Таблица 5
Таблица для перевода удельной мощности, приходящейся на 1 ВТ/кв.м. в Люксах.
Мощность ламп в ваттах, (ВТ) |
Поправочный коэффициент «е» при напряжении в электрической сети в вольтах | |
127 |
220 | |
Лампы накаливания: А) до 100 ВТ |
2,4 |
2,0 |
Б) свыше 100 ВТ |
3,2 |
2,5 |
Люминесцентные лампы |
12,5 – 15,0 |
1. Применение в светильниках
ламп надлежащей мощности или
общее увеличение числа светиль
2. Ограничение прямой блесткости
путем применения
3. Замена ламп одного
4. Замена ламп « не после перегорания», а при значительном снижении светового потока.
5. Регулярная чистка
6. Улучшение распределения
7. Оборудование доски местным освещением.
Освещенность помещений
1) Темные цвета поглощают
2) Белый цвет и светлые тона
обеспечивают отражение
Таблица 6
Искусственное освещение должно обеспечивать следующие уровни освещенности.
Назначение помещений |
Наименьшая освещенность в ЛК |
Поверхность,к которой |
Уд. мощность в ВТ/м пола | ||
При люминесцентных лампах |
При лампах накаливания |
При лампах накаливания |
При люминесцентных лампах | ||
Классные комнаты, учебные кабинеты |
300 |
150 |
На рабочей поверхности столов |
48 |
20 |
Классные доски |
300 |
150 |
Вертикальная поверхность |
48 |
20 |
Кабинет черчения |
500 |
300 |
На столах |
80 |
32 |
Кабинет врача |
200 |
100 |
0,8 м от пола |
32 |
13 |
Спортзал |
200 |
100 |
0.8 м от пола |
32 |
13 |
Рекреация |
150 |
75 |
0,8 м от пола |
24 |
10 |
Вестибюль |
100 |
50 |
0,8 м от пола |
16 |
7 |
Гардероб |
100 |
50 |
0,8 м от пола |
16 |
7 |
Коридор |
75 |
30 |
0,8 м от пола |
9,6 |
5 |
Санузлы |
75 |
30 |
0,8 м от пола |
9,6 |
5 |
Лестницы |
75 |
30 |
На площадках и ступеньках |
9.6 |
5 |
Участок |
40 |
20 |
На земле |
9.6 |
5 |
Таблица 7
Химический состав атмосферного воздуха
Химический состав |
Проценты содержания к общему объему воздуха | |
Атмосферный воздух |
Выдыхаемый воздух | |
Кислород |
20,95 |
15,4—16,0 |
Азот |
78,08 |
78,26 |
Углекислый газ |
0,03—0,04 |
3,4—4,7 |
Водяные пары |
0,47 |
насыщен |
Ионный состав воздуха изменяется за время обучения. В классах наблюдается повышение температуры на 2,5 – 6,0 градусов C°. Для предотвращения этих изменений учителю необходимо следить за правильным воздухообменом в классе, а именно учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (СП.2.4.2.782—99).
Таблица 8
Длительность сквозного
(смотри СП.2.2.2.782—99 п.п.2.5.5 и 2.5.6.).
Наружная температура, град. C° |
Длительность проветривания | |
В малые перемены |
В большие перемены и между сменами | |
От.+10 до.+6 |
4-10 |
25-35 |
От +5 до 0 |
3-7 |
20-30 |
От 0 до - 5 |
2-5 |
15-25 |
От - 5 до -10 |
1-3 |
10-15 |
Ниже -10 |
1-1,5 |
5-10 |
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях: 18 – 20 град. C° при обычном остеклении
и 19 – 21 град. C° при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских: 15 –17 град. C°;
- в актовом зале, лекционной
аудитории, классе пения и
- в дисплейных классах –
- в раздевалке спортивного зала: 19 – 23 град. C°;
- в кабинетах врачей: 21 – 23 град. C°;
- в рекреациях: 16 –18 град. C°;
- в библиотеке 17 –21 град. C°;
- в вестибюле и гардеробе: 16 – 19 град. C°.
1. Освещение в помещениях должно быть смешанным (естественное и искусственное)
а) естественное освещение в помещении должно осуществляться через световые проемы. КЕО – не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и 1,5 % на остальной территории.
б) ориентация помещений должна быть на север и северо-восток.
в) осветительные установки должны
обеспечивать равномерную рассеянность
освещения, светильники общего освещения
следует располагать над
г) под рабочим столом должно быть рабочее пространство для ног высотой не менее 60 см.
2. Продолжительность работы для студентов 2 часа с перерывом 15-20 минут, для преподавателей 4 часа –с перерывом 15-20 минут через каждые 2 часа.
3. В целях профилактики
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная температура в градусах Цельсия |
Длительность проветривания | |
В малые перемены |
В большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 |
4-10 |
25-35 |
От +5 до 0 |
3-7 |
20-30 |
От 0 до -5 |
2-5 |
15-25 |
От -5 до -10 |
1-3 |
10-15 |
Ниже -10 |
1-1,5 |
5-10 |
Микроклимат – физическое состояние воздушной среды, характеризующееся величиной атмосферного давления, температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, мощностью тепловых излучений, непосредственно влияющих на тепловое равновесие организма.
Комфортные условия – совокупность факторов, оказывающих благоприятное влияние на самочувствие, здоровье, работоспособность человека.
Абсолютная влажность – количество водяных паров в граммах, содержащееся в данное время в 1 куб. м воздуха.
Максимальная влажность – количество водяных паров в граммах, содержащееся в 1 куб. м воздуха в момент его насыщения.
Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.
Дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностью.
Точка росы – температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной.
Световой коэффициент – это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в то же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении.
Удельная мощность – это отношение обшей мощности ламп к единице площади пола.
Совместное освещение – использование одновременно естественного и дополняющего его искусственного освещения.
Общее искусственное освещение – такое освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно.
Местное искусственное освещение – такое освещение, при котором концентрация светового потока происходит непосредственно на рабочее место.
Инсоляционный режим – это продолжительность и интенсивность освещения помещения прямыми солнечными лучами, зависящая от географической широты места, ориентации здания по сторонам света, затенения окон соседними домами, величины светопроемов.
Коэффициент аэрации – отношение площади проемов всех действующих фрамуг (форточек) к площади пола.
Коэффициент заслонения – величина, определяемая субъективным способом, как отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой.
Коэффициент заглубления – отношение высоты оконных проемов над полом к ширине комнаты.
Удельная мощность светового потока – количество ватт, приходящееся на 1 кв.м. поверхности
Относите-льная влажность |
25 |
24 |
23 |
22 |
21 |
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
12 |
Сухой термометр (градусы Цельсия) |
Таблица для вычисления относительной влажности воздуха по показаниям психрометра при скорости движения воздуха 0,2м/сек. |
10 |
13,7 |
13,1 |
12,5 |
11,8 |
11,2 |
10,6 |
10,0 |
9,3 |
8,6 |
8,0 |
7,3 |
6,6 |
5,9 |
5,3 |
Влажный термометр (градусы Цельсия) | |
15 |
14,5 |
13,8 |
13,1 |
12,5 |
11,9 |
12,2 |
10,6 |
9,9 |
9,1 |
8,5 |
7,8 |
7,1 |
6,4 |
5,7 | ||
20 |
15,2 |
14,5 |
13,8 |
13,2 |
12,6 |
11,8 |
11,1 |
10,4 |
9,7 |
9,0 |
8,2 |
7,5 |
6,8 |
6,0 | ||
25 |
15,9 |
15,2 |
14,4 |
13,8 |
13,1 |
12,4 |
11,7 |
10,9 |
10,2 |
9,4 |
8,7 |
8,0 |
7,2 |
6,4 | ||
30 |
16,6 |
15,9 |
15,1 |
14,4 |
13,6 |
12,9 |
12,2 |
11,4 |
10,7 |
9,9 |
9,2 |
8,4 |
7,6 |
6,8 | ||
35 |
17,2 |
16,5 |
15,7 |
15,0 |
14,2 |
13,4 |
12,7 |
11,9 |
11,2 |
10,3 |
9,6 |
8,8 |
8,0 |
7,2 | ||
40 |
17,9 |
17,1 |
16,4 |
15,6 |
14,8 |
14,0 |
13,2 |
12,4 |
11,6 |
10,8 |
10,0 |
9,2 |
8,4 |
7,6 | ||
45 |
18,5 |
17,8 |
17,0 |
16,1 |
15,3 |
14,5 |
13,8 |
12,9 |
12,1 |
11,3 |
10,5 |
9,7 |
8,8 |
8,0 | ||
50 |
19,2 |
18,4 |
17,6 |
16,7 |
15,9 |
15,1 |
14,3 |
13,4 |
12,6 |
11,8 |
10,9 |
10,1 |
9,2 |
8,4 | ||
55 |
19,8 |
19,0 |
18,2 |
17,3 |
16,5 |
15,6 |
14,8 |
13,9 |
13,0 |
12,2 |
11,4 |
10,5 |
9,6 |
8,7 | ||
60 |
20,5 |
19,6 |
18,8 |
17,9 |
17,1 |
16,1 |
15,3 |
14,4 |
13,5 |
12,6 |
11,8 |
10,9 |
10,0 |
9,1 | ||
65 |
21,2 |
20,1 |
19,3 |
18,4 |
17,5 |
16,6 |
15,7 |
14,8 |
13,9 |
13,1 |
12,2 |
11,3 |
10,4 |
9.5 | ||
70 |
21,7 |
20,7 |
19,8 |
18,9 |
18,0 |
17,1 |
16,2 |
15,3 |
14,4 |
13,5 |
12,6 |
11,7 |
10,8 |
9,9 | ||
75 |
22,2 |
21,3 |
20,4 |
19,5 |
18,6 |
17,6 |
16,7 |
15,7 |
14,9 |
14,0 |
13,0 |
12,1 |
11,1 |
10,3 | ||
80 |
22,8 |
21,9 |
20,9 |
20,0 |
19,1 |
18,1 |
17,2 |
16,2 |
15,3 |
14,4 |
13,4 |
12,5 |
11,5 |
10,7 | ||
85 |
23,3 |
22,4 |
21,5 |
20,5 |
19,5 |
18,5 |
17,6 |
16,6 |
15,8 |
14,8 |
13,8 |
12,8 |
11,8 |
11,0 | ||
90 |
23,9 |
23,0 |
22,0 |
21,0 |
20,0 |
19,0 |
18,1 |
17,1 |
16,2 |
14,2 |
15,2 |
13,2 |
12,2 |
11,3 | ||
95 |
24,4 |
23,5 |
22,5 |
21,5 |
20,5 |
19,5 |
18,5 |
17,5 |
16,6 |
15,6 |
14,6 |
13,6 |
12,6 |
11,7 | ||
100 |
25,0 |
24,0 |
23,0 |
22,0 |
21,0 |
20,0 |
19,0 |
18,0 |
17,0 |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
13,0 |
12,0 |
Информация о работе Гигиеническая оценка микроклимата учебных помещений.