Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:24, контрольная работа
Цель: Ознакомление студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров; с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению общеобразовательных учреждений, показателями для их оценки и нормирования.
Р – предельно допустимое содержание углекислого в воздухе жилых помещений к концу урока (к концу урока в классе);
Р = 0,1%,это соответствует 1 ‰ (промилле) всего объема воздуха,
q - содержание углекислого газа в атмосферном воздухе (его объема),
¾ - продолжительность урока в долях часа.
Разберем пример:
Классная комната шириной – 6,5 м, длиной 8,5 м, высотой –3,5 м. Тогда ее площадь равна 8,5х3,5=55,2 кв. м.,
Кубатура-55,2(кв.м.)х3,5=193,2 куб. м.
Если исходить из минимальных норм, то в данной комнате можно рассадить 37 детей:
55,2 кв.м.:1,5 кв. м =37, но если из новых норм, то 55,2 кв.м.:2.5 кв.м.=20 детей.
Пусть у нас дети 13 лет, тогда потребный (вентиляционный) объем воздуха на каждого ученика этого возраста равен:
А кубатура класса 193,2 куб. м.
193,2:37=5,2 куб. м., т.е. значительно меньше нормативного.
Необходимо отметить следующее: дети
дошкольного и школьного
Исходя из предельно допустимого содержания углекислоты в помещениях для детей – 0,1% и содержания ее в атмосферном воздухе 0,04%, вычисляем необходимый объем воздуха дошкольного возраста.
Он будет равен 6,67 куб. м., соответственно для детей старшего возраста –20 куб. м.
Широкое распространение получило сочетание центральной вытяжной вентиляции с местным притоком неизменного атмосферного воздуха – с аэрацией. Аэрация осуществляется с помощью фрамуг, створок окон.
При правильном устройстве фрамуг наружный воздух всегда направляется к потолку. Для достаточной аэрации помещений отношение площади сечения фрамуг к площади пола должен быть не менее 1/50, но лучше 1/30.
Коэффициент аэрации вычисляем как отношение площади проемов всех действующих форточек, фрамуг и площади пола класса. После проведения данных исследований студенты делают заключение.
Сначала определяем ориентировочно-открывающуюся
площадь фрамуг и форточек, и подсчитывают,
сколько раз эта площадь
Пример:
Площадь пола равна 55,2 кв. м, площадь фрамуг и форточек 2 кв м.
2 кв.м.: 55,2 кв.м.=1:3.
Заключение:
Коэффициент аэрации соответствует гигиеническим нормативам- 1:5—1:3.
Катотермометром производится определение малых скоростей движения воздуха в помещении (1-2 м/сек).
Катотермометр нагревают до тех пор, пока спирт не заполнит 1/3-2/3 верхнего резервуара, затем его вытирают и вешают на штатив, в месте, где необходимо произвести измерение скорости движения воздуха. По секундомеру следят, за сколько времени столбик спирта опуститься с 38 до 35 градусов C°. Среднее арифметическое высшей Т и низшей Т должно равняться 36,5 С, т.е. интервалы от 40 до 33 градусов C°, от 39 до 34 градусов C°; от 38 до 35 градусов C°.
По формуле находим Н – величину охлаждения сухого катотермометра
1) , где Ф – константа катотерометра, измеряемая в Мкал/ал град, – время за которое катотерометр охладится от температуры до .
2) – для скорости менее 1 м/с мы, зная величину охлаждения сухого катотерометра (H) и Q – разность между средней температурой тела 36,5 C° и температурой окружающего воздуха в градусах, можем найти скорость движения воздуха; величины 0,20; 0,40; 0,13; 0,47 – эмпирические коэффициенты.
3) – для скорости воздуха более 1 м/с.
4) Для определения больших
Затем включают счетчик при помощи рычага, находящегося сбоку от циферблата. Большая стрелка показывает единицы и десятки условных делений. Время наблюдений отмечают по секундомеру с одновременным включением и выключением анемометра и секундомера. По разнице в показаниях счетчика до и в конце наблюдения определяют число делений в 1 с, определяют скорость движения воздуха, пользуясь сертификатом, или графиком, прилагаемым к крыльчатому анемометру.
Пример:
Таблица 2
Показания стрелок | ||
До наблюдения |
Через 10 мин. после начала наблюдения | |
Большая стрелка |
40 |
0 |
Первая малая стрелка |
100х3 |
1 |
Вторая малая стрелка |
1000х1 |
5 |
Всего |
1340 |
5100 |
1) Разница в показаниях стрелок:
5100–1340=3760
2) Количество делений в 1 секунду:
3760:600=6,27
3) Скорость движения воздуха, определенная по сертификату:
1,02 –данные сертификата, значит V (скорость движения воздуха)= 6,27х1,02 = 6,4 м/сек.
Атмосферное давление может быть измерено ртутными барометрами или барометрами – анероидами. Величина давления обычно выражается в мм. ртутного столба или в гектапаскалях – гПа. Обычное колебание атмосферного давления находятся в пределах 760 +/- 20 мм рт. столба.
1. Барометрическое давление: 750 мм рт. ст.
2. Температура помещения средняя 24 градуса C°; колебание по горизонтали 1,5 градуса C°; колебание по вертикали 2 градуса C° на 1 м. высоты; разница между минимальной и максимальной температурой 1,5 градуса C° (отопление центральное).
3. Относительная влажность – 17%.
4. Скорость движения воздуха в помещении – 0,1 м/сек.
Заключение: Установленные показатели микроклимата не соответствуют гигиеническим нормативам по следующим показателям:
1. Повышенная средняя
2. Малая
скорость движения воздуха
Рекомендации: Для улучшения состояния воздушной среды в данном классе рекомендуется усилить интенсивность проветривания и поставить увлажнители воздуха.
В течение одного часа необходима трёхкратная смена воздуха в классе.
1. Средняя температура воздуха 18-20 градусов C° (для детей 20-22 градуса C°). Перепады температуры воздуха в горизонтальном направлении не должны превышать 2 градуса C°, в вертикальном 2,5 градуса C° на каждый метр высоты. В течение суток колебания температуры воздуха в помещении при центральном отоплении не должны превышать 3 градуса C°.
2. Величина относительной
3. Скорость движения воздуха в помещении должна быть 0,2 – 0,4 м/сек.
Световой режим в учреждениях
для детей и подростков
Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.
Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.
Естественное освещение в
В зависимости от ориентации различают три основных типа инсоляционного режима (см. табл.)
Таблица 3.
Инсоляционный режим |
Ориентация по сторонам света |
Время инсоляции |
Процент инсолируемой площади помещений |
Количество тепла за счет солнечной радиации, КДЖ/м |
Максимальный |
ЮВ; ЮЗ |
5 - 6 |
80 |
Свыше 3300 |
Умеренный |
Ю; В |
3 - 5 |
40 -50 |
2100 – 3300 |
Минимальный |
СВ; СЗ |
Менее 3 |
Менее 30 |
Менее 2100 |
При западной ориентации создается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, по нагреванию – максимальному инсоляционному режиму.
Естественное освещение
- ориентации здания на участке
(рекомендуемой ориентацией
- достаточный коэффициент
К естественному освещению
1) Достаточность.
2) Равномерность.
3) Отсутствие слепимости (блесткости) и теней на рабочем месте.
4) Перегрев помещений.
а) оценку естественного освещения следует начинать с определения светового коэффициента (СК). СК представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого числитель и знаменатель делят на величину числителя (правда в настоящее чаще пользуются коэффициентом естественного освещения (КЕО).
Для того, чтобы наиболее точно вычислить коэффициент (СК) от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади (минус), приходящейся на переплет оконных рам.
Пример:
Определить световой коэффициент помещения, площадью 50 кв.м., в котором три окна площадью по 2,7 кв.м.
Решение:
1. Определяем площадь окон, их три: 2,7 кв.м х 3 = 8,1 кв.м.
2. Определяем площадь остекления:
8,1 – 100
X – 10
Площадь остекления равна: 8,1 кв.м. – 1,81 кв.м. = 7,29 кв.м.
3. Находим световой коэффициент: 7,29 кв.м.:50,0 кв.м. =1:7
Заключение:
Световой коэффициент не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже. Норма светового коэффициента 1: 4 - 1 : 5
б) определяем коэффициент заглубления
Коэффициентом заглубления называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной.
Пример:
Высота верхнего края окна над полом 3.0 м, глубина класса 7 м.
Решение:
Определяем коэффициент
КЗ = 3 м:7 м = 1,25
Заключение: Коэффициент заглубления почти отвечает норме (1:2).
Коэффициент заслонения - это отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой.
Чтобы выяснить, не мешают ли проникновению света в кабинет соседние здания и высокие деревья, нужно с мест у внутренней стены оценить, какая часть заслонена ими.
Наилучшая гигиеническая норма коэффициента заслонения должна равняться 1:5 (возможны варианты 1:2 –1:3)
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения классных комнат необходимо:
1) Сажать деревья не ближе 10 м от здания;
2) Не закрашивать оконные стекла;
3) Не расставлять на
4) Размещать шторы в нерабочем
состоянии в пространствах
5) Очистку и мытье наружных стекол проводить 3 – 4 раза в год и не менее одного раза изнутри.
Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более.
КЕО – это отношение естественной освещенности в данной точке внутри помещения к освещенности на горизонтальной плоскости под открытым небом, выраженное в процентах.
По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться 1,5%.
В данном случае КЕО определяют с помощью люксметра, а затем вычисляют по следующей формуле:
КЕО=Ев х 100/Ео
Ев – освещенность внутри в люксах
Ео – освещенность снаружи в люксах
При оценке естественного освещения
следует обратить внимание на окраску
стен. В настоящее время
Информация о работе Гигиеническая оценка микроклимата учебных помещений.