Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Физкультурные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Содержание

Значение физкультурных праздников и досугов в воспитании детей дошкольного возраста.
Организация физкультурных праздников.
Организация физкультурных досугов.
Практическая часть. (Конспект физкультурного праздника или досуга в любой возрастной группе).

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по физре.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

  В связи с тем что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

  Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

  Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

 Для  досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных  занятиях, в которых можно состязаться  в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания: пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на ленточке и др.

  В  развлечения могут быть включены  подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические  игры с разрезанными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связанно с физически воспитанием.

  Вечер  может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем  проводится 1-23 игры большой подвижности,  после этого 2-3 аттракциона. Завершается  вечер спокойной игрой и ходьбой.

  Дозировка  физической нагрузки с возрастом  увеличивается.

  Длительность досуга равняется длительности физкультурного занятия. Физкультурный досуг проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами. Физкультурный досуг можно проводить как в помещении, так и на воздухе.

    Планирование осуществляется с  учетом уровня общего физического  развития детей данной группы  и их двигательных возможностей. 

  Младший и средний  дошкольный возрастЗадачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

  Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

  Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывая у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу поможет знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспитателем группы, которые на своих занятиях проведут предварительную работу с детьми.

Подбирая  материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" и т.п.

  Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, руководителю физического воспитания следует помнить, что музыка должна быть доступной для восприятия детей по темпу и ритму. Для детей данных возрастов лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.

   Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.

  В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подарками могут быть и фрукты. Можно также устроить чаепитие с угощениями.

Старший дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей  старших и подготовительных групп  можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

  Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов.

  Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

  Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

  При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

  Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

  По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые  старты" или "Зов джунглей". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

  Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений. 

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практическая часть. (Конспект физкультурного праздника или досуга в любой возрастной группе). 

    ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ПРАЗДНИК. 

  «В страну Спортландию»

(старшая  группа)

  Ведущий: - Внимание! Внимание! Приглашаю всех отправиться вместе с нами в страну Спортландию. Предлагаю взять с собой быстроту, смелость, находчивость, ловкость, выносливость, смекалку, а заодно захватить и терпение болельщика. А чтобы в пути не скучали, давайте спортивную песню споем. (Звучит песня «Про зарядку», слова В.Викторова, музыка Д.Львова-Компанейца.)

  Ведущий: - Дорогие ребята! Вот мы и в стране Спортландии. Сюда прибывают команды «Спутник» и «Ракета» - лучшие спортсмены нашего детского сада. Дружно поприветствуем их. 

    На площадке выстраиваются команды  во главе со своими капитанами. Капитаны команды делают шаг вперед и приветствуют болельщиков. Ведущий представляет судейскую бригаду.

  Ведущий: - Командам приготовиться к приветствию. 

  Капитан команды «Спутник»:

- Мы  приветствуем команду Ракета,

Желаем  полететь на другую планету.

  Дети команды «Спутник» (хором):

- Захватить  там храбрость и смелость,

А в игре показать умелость!

   Капитан команды «Ракета»:

- А вам,  наш «Спутник» дорогой, 

Желаем  от души,

Чтоб  результаты ваши

Все были хороши.

  Дети команды «Ракета» (хором):

- Чтоб  не знали сегодня усталости,

И доставили  всем много радости.

    Ведущий: - Вот и встретились наши команды. Пожелаем им больших успехов в предстоящих соревнованиях. Начинаем играть. 

  Команды  под марш выстраиваются на  исходную позицию для игры  «Чья команда быстрее построится?». Игра повторяется три раза и каждый раз меняется задание (вместо легкого бега – подскоки, прямой галоп) и музыкальное сопровождение. 

  Ведущий: - Молодцы, ребята, умеете быстро и правильно находить свое место. Сейчас жюри объявит результаты конкурса.

  Жюри  объявляет победителей. 

  Ведущий: - Сейчас мы проведем эстафету «Сильные, смелые, ловкие». Из каждой команды участвует по пять человек. Нужно пройти по веревке, растянутой на полу, сохраняя равновесие, пролезть через обруч, добежать до флажка и быстро вернуться назад. (Начинается игра). 

  Ведущий: - Молодцы! Постарались обе команды. Пока жюри подводят итоги, мы посмотрим выступление наших гостей.

  Исполняется  танец «Петрушка».

Информация о работе Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста