Лживость
Одна
из психологических особенностей дошкольного
и старше дошкольного возраста это
фантазии, так как способнсть отделять
мир фантазий от реальности формируется
примерно к 8 годам. Но если фантазии ребенка
в 4-5 лет невинны (без умысла манипулировать
другими), то в 5-6 лет малыш начинает задумываться
над тем, как можно избежать наказания.
( Здесь имеются ввиду не такие фантазии
как монстры, друзья вымышленные, смерть,
убийства, и тд.).
Ложь,
в отличие от фантазии, - это преднамеренное
искажение или выдумывание информации
с целью личной выгоды. Фантазия же – это
просто свободный полет воображения, без
нанесения вреда кому-либо.
Очень
много мотивов толкающий ребенка
ко лжи. И во многом зачатками и
развитием этой лжи служат родители,
или другие близкие взрослые.
- Другой
пример лжи - это пример родителей. Дети
дошкольники склонны к подражанию
поведения авторитетных для них
людей. Чаще таковыми являются родители.
И если ребенок становится свидетелем
лжи, хоть она я будет являться
благовидным предлогом возрастного
непонимания детей -это становится для
него нормой. И тем труднее объяснить ему
что обманывать нехорошо. С благовидным
предлогом возрастного непонимания детей
родители отмахиваются от детей.
Пример:
«Если ты не перестанешь, драться, не
пойдешь домой – тебя милиционер заберет,
на улице оставлю ., бабушка говорит знакомой:
«Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам
в гости, потому что все болеем». Ребенку
не понятно – в доме больных нет, зачем
же бабушка так говорит? Ему пока недоступно
понятие «вежливой» лжи, для него вся ложь
одинакова. Дальше мама просит папу ответить
по телефону, что ее нет дома. И вот в этот
момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка
в голове раздается «щелчок»: вот оно,
новое средство от всех проблем! Мама так
делает, значит и мне можно! И начинает
он этим «оружием» пользоваться вовсю
- Другой пример
лживости ребенка это завышенная система
требований. В этом случае ребенок пытается
оградить себя от необоснованных нападок,
а также уберечь родителей от разочарований.
(девиз родителей -ты должен быть лучше
всех- это невротизированная позиция родителя,
который, по его мнению, был в чем то обделен
жизнью).
- Как часто
бывает неблаговидные поступки детей
являются следствием ошибок родителей.
Например ребенка обвиняют что он без
разрешения что либо сделал. Ответ- нужно
помнить что у дошкольников волевые усилия
и произвольный контроль развиты слабо,
они не могут противостоять соблазну.
Зачастую в семьях система запретов неоправданно
широка, а как следствие неэффективна.
- Желание
показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного
возраста в норме свойственна завышенная
самооценка. Именно она дает им силы «замахнуться»
на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет
появляется некоторая реалистичность
суждений. Ребенок, понимая ограничения,
все же хочет показаться более сильным,
ловким, умным, чем он есть на самом деле.
«А я тоже умею на роликах кататься! Мы
с папой однажды ехали, так я его обогнал!»
(при этом покупка роликов только в планах).
Что это – ложь или фантазия? Со взрослой
точки зрения – ложь. С детской – наверно,
нет. Ребенку необходимо поддерживать
в глазах сверстников определенный статус.
Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого
– свои способности. Кто-то хорошо катается
на велосипеде, второй отлично рисует,
а третий знает все про динозавров. По
этой же причине дети выдумывают подчас
просто фантастические истории про своих
родителей: про их богатство, про игрушки,
которые дарят горами, про поездки. Это
выдает неудовлетворенность ребенка своим
положением и его мечты о лучшем существовании.
Иногда дети в этой же манере врут своим
родителям, преумножая свои успехи («Я
сегодня так хорошо танцевал, что меня
обещали взять на конкурс»). Это тревожный
симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы
заинтересовать маму и папу? Наверно, ему
не хватает тепла, искренней заинтересованности
и настоящей поддержки.
- Для самооправдания.
Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее,
начинает «городить огород», чтобы себя
оправдать. Самая популярная конструкция
и для мальчиков, и для девочек: «Он/она
первым начал(а)!». После этого рассказывается
слезливая история о том, как ребенка долго
обижали (не давали игрушку, не хотели
вместе играть), как он терпел и как обидчик
напал первым. Часто в другом углу «ринга»
в этот момент звучит аналогичная история,
рассказываемая своей маме недавним противником.
Ложь, используемую с этой целью, искоренить
труднее всего, так как именно она – первое
средство оказания помощи нашей самооценке
в течение всей жизни. Дайте понять ребенку,
что вы его любите, даже если это именно
он «первый начал». Обсуждайте эти «острые»
ситуации в дружеском ключе, и лжи будет
гораздо меньше.
- Патологическая
ложь. Это явление встречается не так уж
часто. Люди, страдающие псевдологией
(патологической склонностью ко лжи), врут
потому, что не врать не могут. Пока наука
спорит о том, откуда берутся патологические
лжецы. Видимо, это совместный «продукт»
генов и воспитания. Склонность к постоянному
вранью может проявляться очень рано.
Но это компетенция скорее психиатрическая,
чем психологическая. Если вы поймали
ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать
ситуацию и не делайте «далеко идущих»
выводов.
Совет
родителям – не
поймать ребенка
на лжи, а разобраться
в мотивах такого поведения.