Ложь ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:56, доклад

Описание работы

Одна из психологических особенностей дошкольного и старше дошкольного возраста это фантазии, так как способнсть отделять мир фантазий от реальности формируется примерно к 8 годам. Но если фантазии ребенка в 4-5 лет невинны (без умысла манипулировать другими), то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказания. ( Здесь имеются ввиду не такие фантазии как монстры, друзья вымышленные, смерть, убийства, и тд.).

Работа содержит 1 файл

ложь.doc

— 34.00 Кб (Скачать)
 
 

Лживость

      Одна  из психологических особенностей дошкольного  и старше дошкольного возраста это  фантазии, так как способнсть отделять мир фантазий от реальности формируется  примерно к 8 годам. Но если фантазии ребенка  в 4-5 лет невинны (без умысла манипулировать другими), то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказания. ( Здесь имеются ввиду не такие фантазии как монстры, друзья вымышленные, смерть, убийства, и тд.).

      Ложь, в отличие от фантазии, - это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же – это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо.

      Очень много мотивов толкающий ребенка  ко лжи. И во многом зачатками и  развитием этой лжи служат родители, или другие близкие взрослые. 

      
  1. Другой  пример лжи - это пример родителей. Дети дошкольники склонны к подражанию поведения авторитетных для них  людей. Чаще таковыми являются родители. И если ребенок становится свидетелем лжи, хоть она я будет являться  благовидным предлогом возрастного непонимания детей -это становится для него нормой. И тем труднее объяснить ему что обманывать нехорошо. С благовидным предлогом возрастного непонимания детей родители отмахиваются от детей.

      Пример: «Если ты не перестанешь, драться, не пойдешь домой – тебя милиционер заберет, на улице оставлю ., бабушка говорит знакомой: «Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем». Ребенку не понятно – в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие «вежливой» лжи, для него вся ложь одинакова. Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю

  1. Другой пример лживости ребенка это завышенная система требований. В этом случае ребенок пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарований. (девиз родителей -ты должен быть лучше всех- это невротизированная позиция родителя, который, по его мнению, был в чем то обделен жизнью).
  2. Как часто бывает неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок родителей. Например ребенка обвиняют что он без разрешения что либо сделал. Ответ- нужно помнить что у дошкольников волевые усилия и произвольный контроль развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Зачастую в семьях система запретов неоправданно широка, а как следствие неэффективна.
  3. Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы «замахнуться» на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. «А я тоже умею на роликах кататься! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!» (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения – ложь. С детской – наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого – свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки. Это выдает неудовлетворенность ребенка своим положением и его мечты о лучшем существовании. Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи («Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс»). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки.
  4. Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает «городить огород», чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: «Он/она первым начал(а)!». После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу «ринга» в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она – первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни. Дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он «первый начал». Обсуждайте эти «острые» ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше.
  5. Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный «продукт» генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая. Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте «далеко идущих» выводов.
 

      Совет родителям – не поймать ребенка  на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения.  

Информация о работе Ложь ребенка дошкольного возраста