Западная социология в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:24, доклад

Описание работы

В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, чтобы обрести свое место и роль в этом процессе.

Содержание

Введение
1. Позитивизм О.Конта
2. Натурализм Г.Спенсера
3. Социологизм Э.Дюркгейма
4. Номинализм М.Вебера
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Тема2.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

 

Исследуя происхождение  всех живых тел Спенсер поставил перед собой задачу осуществить  как можно больше эмпирических обобщений  для доказательства эволюционной гипотезы. Особое внимание Г. Спенсером было уделено  анализу надорганической эволюции в труде “Основания социологии”. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее  его зависимость от внешних условий  существования, важнейшей частью которых  может быть соответствующее групповое  образование. В борьбе за выживание  человек и группа совершают ряд  непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп.

 

Спенсер активно отстаивал  идею о том, что общество не может  и не должно поглощать отдельную  личность. Он выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства  государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное  пространство. Своим анализом понятий  общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных  систем и органов общественной жизни  Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального  анализа.

 

 

3. Социологизм Э. Дюркгейма

 

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны  методология и методы социологических  исследований, которые позволили  подвести под социологическую науку  базу эмпирических исследований и акцентировать  внимание на её прикладном характере.

 

Дюркгейм не считал, что  социология как наука уже сформировалась. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом  и специфическим методом, с его  точки зрения, еще предстояло создать. Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и  его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". При изложении главных принципов  его социологии необходимо различать  в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, т.е. концепция  социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов:

 

1. Социальная реальность  включена в универсальный природный  порядок, она столь же устойчива,  основательна и "реальна", как  и другие виды реальности, а  потому, подобно последним, развивается  в соответствии с определенными  законами.

 

2. Общество - это реальность  особого рода, не сводимая к  другим ее видам. Дюркгейм утверждал,  что социология должна изучать  общество как особую духовную  реальность, законы которой отличны  от законов индивидуальной психики.  Речь идет об автономии социальной  реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:

 

1) определяемое социально  и биологически заданное;

 

2) факторы, специфичные  для отдельных обществ и выделяемые  или постулирующие характеристики  человеческой природы;

 

3) факторы, общие для  данного общества или группы  и характерные для одного или  нескольких индивидов;

 

4) сознание и поведение  ассоциированных индивидов, с  одной стороны, и изолированных  индивидов - с другой;

 

5) социально предписанные  обязанности и стихийно формирующиеся  желания и действия;

 

6) факторы, исходящие "извне"  индивида и возникшие внутри  его сознания;

 

7) мысли и действия, направленные  на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными  и частными;

 

8) альтруистическое и эгоцентрическое  поведение.

 

Онтологическая сторона  социологизма не сводится, однако, к  признанию основательности и  автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению  к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого  сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но раз возникнув, оно  начинает жить по своим собственным  законам.

 

Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения  людей в моменты общественной дезорганизации. Он вывел понятие  нормального типа общества, понятие  нормы и патологии, используя  их в описании кризисов и преступлений. Задачей социологии Дюркгейм считал создание теории общества оптимального типа, по отношению к которому надо оценивать случаи отклоняющегося поведения. Состояние общества, которое характеризуется  отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил  термином "аномия" (безнормативность). Наступление аномии свидетельствует  о том, что общество перестаёт  быть регулирующей силой по отношению  к своим членам, у которых утрачивается значимость социальных норм и ценностей; у людей отсутствуют эталоны  сравнения оценки своего поведения, что приводит к потере групповой  солидарности; социальные цели не соответствуют  социально одобряемым средствам  их достижения. Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

 

Учение об обществе Дюркгейма  стало основой многих современных  социологических теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической  идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где  источником социальной солидарности выступает  разделение труда, обусловливая поведение  индивида принадлежностью его к  одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

 

Дюркгейм был сторонником  социальных реформ, основанных на научных  рекомендациях. Вместе с тем, он являлся  противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в  результате длительной социальной и  нравственной эволюции. С этих позиций  он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы  вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно  оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего  режима Второй империи, поражения в  войне с Пруссией и кровавого  подавления Парижской коммуны.

 

Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его  воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и  социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил  идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал  и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное  бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных  действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" - коллективные представления (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые  существуют вне индивида и принудительно  навязываются человеческому сознанию общественной средой. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые  Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

 

Основными работами Э.Дюркгейма  являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила  социологического метода" ("Метод  социологии"), "Элементарные формы  религиозной жизни". Вклад Дюркгейма  в становление и развитие социологического знания общепризнан, его идеи продолжают сохранять актуальность и по сей  день.

 

 

4. Номинализм М. Вебера

 

 

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поиска исходных, базовых  элементов, с помощью которых  можно было бы прийти к пониманию  закономерностей общественного  развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку  действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А  осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

 

Вебер был сторонником  социального номинализма. Номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер и действия индивидов, а не коллективов, в конечном счете определяют суть общества. Одним из центральных пунктов  теории Вебера явилось выделение  им элементарной частицы поведения  индивида в обществе – социального  действия, которое является причиной и следствием системы сложных  взаимоотношений между людьми.Как  считает социолог, анализ и типизация  социальных действий людей является основным предметом социологии. Действие человека обретает характер социального  действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

 

- субъективная мотивация  индивида, который вкладывает в  свой акт определенный смысл;

 

- ориентация на поведение  других людей.

 

Средством обобщения всего  многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный  тип", которое и служит главным  инструментом познания. Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для  соотнесения и сравнения с  ними социальной исторической реальности. Вебер трактовал идеальный тип  как «интерес эпохи, выраженный в  виде теоретической конструкции». Это  некая идеальная модель того, что  наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной  ему эпохе. В этом отношении в  качестве идеальных типов могут  выступать моральные, политичские, религиозные и другие ценности и вытекающие их них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

 

По Веберу, все социальные факты объясняются социальными  типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и  рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и  др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

 

¾ легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;

 

¾ традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;

 

¾ харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

 

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально  свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

 

Стержнем веберовской  «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и  социальных действий в особенности  через призму степени их рациональности. Вебер исходит из того, что характер общества, демократичность или авторитарность его институтов, их функциональность есть производное от особенностей социальных действий индивидов, их рациональной или  иррациональной составляющей. Воплощением  рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Создавая идеальную модель бюрократии, социолог представлял ее в виде совокупности индивидов, выполняющих рациональные действия, нацеленные на достижения успешных результатов, имеющих общественную значимость и полезность.

 

Социологическая концепция  Вебера тесно связана с другими  социологическими системами, характерными для прошлого века. Среди основных работ Вебера отмечают: «Протестантская  этика и дух капитализма», «О некоторых  категориях понимающей социологии», «Политика  как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика  мировых религий», «Аграрная история  древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в  средние века».

 

Заключение

 

 

На вторую половину 19 –  начало 20 в. приходится расцвет теоретической  социологии, развитие социологических  теорий, ставших классическими. Основатели классической западной социологии - О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер  – предложили реформистский путь развития общества. Они сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения. Основоположники  социологии были сторонниками стабильного  порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской  войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как  раз и рассматривалась ими  в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической основой реформизма, с их точки  зрения, является «позитивный метод». Можно выделить четыре основных принципа классической методологии:

Информация о работе Западная социология в ХХ веке