Западная социология в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:24, доклад

Описание работы

В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, чтобы обрести свое место и роль в этом процессе.

Содержание

Введение
1. Позитивизм О.Конта
2. Натурализм Г.Спенсера
3. Социологизм Э.Дюркгейма
4. Номинализм М.Вебера
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Тема2.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

Тема: "Классический период в истории развития

 

социологии"

 

Оглавление

 

 

Введение

 

1. Позитивизм О.Конта

 

2. Натурализм Г.Спенсера

 

3. Социологизм Э.Дюркгейма

 

4. Номинализм М.Вебера

 

Заключение

 

Литература

 

 

Введение

 

 

Социология как наука  вычленилась из философии в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом  Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается  официальным фактом появления этой науки.

 

В социальной сфере это  было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции  свидетельствовали о том, что  нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных  и быстрых перемен у людей  возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие  ориентиры можно опереться, чтобы  обрести свое место и роль в  этом процессе.

 

В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась  преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок  и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного  мнения, укреплялись демократические  права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний  класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В  это время складываются два основных направления социологии — эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

 

1. Позитивизм О. Конта

 

 

Огюст Конт (1798 - 1857) - французский  мыслитель, родоначальник социологии. Социология по Конту - это единственная наука, которая изучает общество как некую реальность, управляемую  естественными законами и развивающуюся  во времени. Конт стремился создать  доказательную, общепризнанную, "позитивную" социальную теорию общества, основанную на научных методах. В те времена  не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как  наблюдение, изучение косвенных свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии и т.д.); вторая - на осмысление проблем социального  развития и изменения общества. Конт старался выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Такой подход он назвал - позитивизмом.

 

Место позитивного мышления в системе О.Конта можно понять из его знаменитого закона о трех последовательных стадиях. "Закон  трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые  проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать  окружающий мир.

 

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного  развития, человек стремится все  явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

 

Вторая стадия, которую  проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в  отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем  обращения к божественным началам  и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка  в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция).

 

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные  и бесплодные попытки познать  первые и конечные причины, познать  абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого  частными науками. Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к  распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии. На третьей  стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что  именно наблюдение рассматривается  Контом как универсальный метод  приобретения знаний.

 

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим  и метафизическим теориям об обществе и человеке. Он критиковал предшествующих философов-метафизиков, которые создали  утопии, обвиняя их в том, что они  понимали общество как создание человеческого  разума (французские философы-просветители). То есть Конт выступал против того, чтобы  считать общество простой совокупностью  индивидов. Он подчеркивал решающую роль общества в формировании личности, роль социальной среды в формировании отдельных людей. Не только навыки в  той или иной области деятельности, но и характер людей формируется  обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей  по своему образу и подобию. И чтобы  изменить людей, сделать их более  совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, его социальные и политические институты, а также  системы образования и воспитания.

 

Ключевая роль в стабилизации общества, по мнению О.Конта, принадлежит  семье, потому что семья – это  наиболее естественное «начало общества». Эта «естественность» обусловлена  тем, что в семье присутствуют в единстве как биологическое, так  и социальное начала. Второй институт – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злых помыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор – государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучи под контролем  духовного института. Вывод таков: если в в обществе нет гуманистических  объединяющих идей или признания  их духовного приоритета, то это порождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы: перевороты, революции, войны. Поэтому гражданам вне зависимости от их социального и политического положения для того, чтобы обеспечить и сохранить стабильность общества, необходимо бережно относиться к семье и хранить баланс духовной и светской власти.

 

Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями  социальной системы», а также согласованное  взаимодействие всех сторон жизни общества - политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония в обществе, подчеркивал  он, это также наилучшее сочетание  интересов разных личностей и  социальных слоев. Значение политической власти состоит именно в том, чтобы  мудро согласовывать интересы социальных субъектов. В этом видел Конт главное  достоинство политиков. Гармония в  обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи - с другой, гармонируют между  собой». В гармоничном устройстве общества Конт видел основное условие  его стабильности, возможность нормального  развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

 

В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

 

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с  помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных  теорий. Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и  сравнение языков - все это может  поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

 

Вторым важным методом  в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный, или прямой эксперимент  состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных условий. Не прямой эксперимент  состоит в изучении патологических отклонений в обществе, происходящих в результате войн, революций и  др. социальных потрясений.

 

Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При  помощи последнего сопоставляется жизнь  народов, общин, цивилизаций, живущих  одновременно в разных частях земного  шара, с целью установления общих  законов существования и развития общества. Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения  жизни животных с человеческим обществом  и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных классов  одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение  основных фаз цивилизации может  затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия. Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

 

Четвертый метод исследования по Конту - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод  исторического сравнения различных  последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию  социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание  какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты  или тенденции и соответствующее  ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать  окончательный результат, если он полностью  соответствует системе общих  законов развития человечества. Однако Конт замечает, что все индуктивные  заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе  понятий биологической теории человека.

 

 

2. Натурализм Г. Спенсера

 

 

Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала  эволюционная теория Ч.Дарвина, породив  эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о  единстве законов истории, природы  и человека. Эту теорию, наряду с  натурализмом (органицизмом), иногда ещё  называют "теорией одного факта". Сюда относятся концепции ("школы  одного фактора"), которые выдвигают  на первый план природные факторы  или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил  социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.

 

Виднейшим представителем натурализма  в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который  в созданной им системе синтетической  философии пытался объединить все  теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами.

 

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность  Конту он сделал акцент не на том, что  изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты  и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать  прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что  собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются к природной или социальной среде. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

 

По Спенсеру эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости  с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависят в конечном счете  от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки  искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования  спроса и предложения, или радикальных  реформ в политической сфере без  учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма  за их попытки, хотя и разные - революционные  и реформистские - вмешательства  в естественный ход эволюции. Спенсер  полагал, что человеческая цивилизация  в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества могут  не только прогрессировать, но и деградировать.

 

Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и  биологические организмы, развиваются  в “форме зародышей” и из небольших  “масс” путем увеличения единиц и  расширения групп, соединения групп  в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие  группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в  нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций  и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил  два типа общества: “военное”, в  котором сотрудничество людей в  достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит  из трех главных систем: “производящей  средства для жизни”, “распределительной”, “регулятивной”. Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. “Страх перед живыми” поддерживается государством, а “страх перед мертвыми” —  церковью.

Информация о работе Западная социология в ХХ веке