Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:24, доклад
В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, чтобы обрести свое место и роль в этом процессе.
Введение
1. Позитивизм О.Конта
2. Натурализм Г.Спенсера
3. Социологизм Э.Дюркгейма
4. Номинализм М.Вебера
Заключение
Литература
Тема: "Классический период в истории развития
социологии"
Оглавление
Введение
1. Позитивизм О.Конта
2. Натурализм Г.Спенсера
3. Социологизм Э.Дюркгейма
4. Номинализм М.Вебера
Заключение
Литература
Введение
Социология как наука вычленилась из философии в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки.
В социальной сфере это
было время крайней нестабильности.
Восстание во Франции, Германии (1844
год), чартистское движение в Англии,
чуть позже революция 1848 года во Франции
свидетельствовали о том, что
нарастает кризис в общественных
отношениях. Во время решительных
и быстрых перемен у людей
возникает потребность в
В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии — эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.
1. Позитивизм О. Конта
Огюст Конт (1798 - 1857) - французский мыслитель, родоначальник социологии. Социология по Конту - это единственная наука, которая изучает общество как некую реальность, управляемую естественными законами и развивающуюся во времени. Конт стремился создать доказательную, общепризнанную, "позитивную" социальную теорию общества, основанную на научных методах. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии и т.д.); вторая - на осмысление проблем социального развития и изменения общества. Конт старался выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Такой подход он назвал - позитивизмом.
Место позитивного мышления в системе О.Конта можно понять из его знаменитого закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Первая стадия - теологическая.
Находясь на этой стадии своего духовного
развития, человек стремится все
явления объяснить
Вторая стадия, которую
проходит человечество в своем умственном
развитии - метафизическая. Для нее,
как и для теологической
Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Социологию как позитивную
науку Конт противопоставлял теологическим
и метафизическим теориям об обществе
и человеке. Он критиковал предшествующих
философов-метафизиков, которые создали
утопии, обвиняя их в том, что они
понимали общество как создание человеческого
разума (французские философы-
Ключевая роль в стабилизации общества, по мнению О.Конта, принадлежит семье, потому что семья – это наиболее естественное «начало общества». Эта «естественность» обусловлена тем, что в семье присутствуют в единстве как биологическое, так и социальное начала. Второй институт – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злых помыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор – государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучи под контролем духовного института. Вывод таков: если в в обществе нет гуманистических объединяющих идей или признания их духовного приоритета, то это порождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы: перевороты, революции, войны. Поэтому гражданам вне зависимости от их социального и политического положения для того, чтобы обеспечить и сохранить стабильность общества, необходимо бережно относиться к семье и хранить баланс духовной и светской власти.
Гармония в обществе есть
гармония «между целым и частями
социальной системы», а также согласованное
взаимодействие всех сторон жизни общества
- политической, экономической, духовной,
биологической и др. По мнению Конта,
социальной гармонии можно достигнуть
с помощью науки, которая должна
найти нужный механизм взаимодействия
между всеми частями общества.
Гармония в обществе, подчеркивал
он, это также наилучшее сочетание
интересов разных личностей и
социальных слоев. Значение политической
власти состоит именно в том, чтобы
мудро согласовывать интересы социальных
субъектов. В этом видел Конт главное
достоинство политиков. Гармония в
обществе, считал он, достигается тогда,
когда «политические
В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий. Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный, или прямой эксперимент состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных условий. Не прямой эксперимент состоит в изучении патологических отклонений в обществе, происходящих в результате войн, революций и др. социальных потрясений.
Третий метод позитивных
наук, применяемый в социологии -
это сравнительный метод. При
помощи последнего сопоставляется жизнь
народов, общин, цивилизаций, живущих
одновременно в разных частях земного
шара, с целью установления общих
законов существования и
Четвертый метод исследования
по Конту - исторический, который наиболее
соответствует природе
2. Натурализм Г. Спенсера
Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют "теорией одного факта". Сюда относятся концепции ("школы одного фактора"), которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.
Виднейшим представителем натурализма
в социологии был английский учёный
Герберт Спенсер (1820-1903), который
в созданной им системе синтетической
философии пытался объединить все
теоретические науки того времени.
Его взгляды основывались на аналогии
между биологическим и
В традициях позитивистской
социологии Спенсер, опираясь на исследования
Ч.Дарвина, предложил использовать
эволюционную теорию для объяснения
социальных изменений. Однако в противоположность
Конту он сделал акцент не на том, что
изменяется в обществе на разных периодах
человеческой истории, а на том, почему
происходят социальные перемены и почему
в обществе возникают конфликты
и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют
в единстве все элементы Вселенной
- неорганические, органические и надорганические
(социальные). Социология призвана изучать
прежде всего надорганическую
По Спенсеру эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависят в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские - вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества могут не только прогрессировать, но и деградировать.
Спенсер старался провести последовательную
аналогию между биологическим организмом
и обществом как социальным организмом.
Он утверждал, что непрерывный рост
общества позволяет смотреть на него
как на организм. Общества, как и
биологические организмы, развиваются
в “форме зародышей” и из небольших
“масс” путем увеличения единиц и
расширения групп, соединения групп
в большие группы и соединения
этих больших групп в еще большие
группы. Главное направление