Основные направления западной
культуры ХХ века
Культурология и искусствознание,
осмысливающие явления и исследующие
процессы развития искусства XX в. , пока
еще не в состоянии судить об этих явлениях
в целом по их конечным результатам. Справедливее
будет ограничиться определением основных
тенденций развития искусства в ушедшем
столетии.
Искусство XX в. кризисное, выражающее
наивысшую напряженность перелома.
На рубеже XIX-XX вв. уходят в прошлое
демократический реализм и импрессионизм,
претерпевает серьезные изменения
творчество постимпрессионистов. Но в
это же время возникает крупное
интернациональное идейно-художественное
движение, которое получило название
стиль модерн в России, арт нуво в
Бельгии и во Франции, сецессион в Австро-Венгрии,
югенд-штиль в Германии, стиль либерти
в Италии, модерн стайл в Великобритании,
стиль Тиффани в США. Модерн поставил задачу
создания нового большого стиля, заключавшего
в себе вполне отчетливую эстетическую
программу. В целом идея такой программы
- это идея сотворения прекрасного,
которое не содержится в окружающей жизни,
не удовлетворяющей художников. Очевидно,
что единственным носителем прекрасного
для стиля модерн служило само искусство.
Разумеется, что подобная программа устремлена
в сторону искусства для искусства, эстетства.
Но вместе с тем она направлена и на преобразование
жизни эстетическими средствами. Творчество
понималось как художественная фантазия,
уподобленная творящим силам природы.
Отсюда столь частое соединение символической
идеи и декоративного мотива. В архитектуре
распространяются текучие, пластические,
словно самообразующиеся формы, в декоративном
творчестве - стилизованный растительный
орнамент, стелющийся по поверхности,
разрастающийся, словно бы обволакивающий
предмет. В живописи гибкие линии и пятна
цвета не выделяют объем, а создают своеобразный
мир, где пространство не обладает глубиной,
а предметы и фигуры - массой. Саму же композицию
определяет декоративно-узорное начало.
Модерн тяготел к синтезу
искусств. Поляк С. Выспяньский (1869-1907)
был поэтом, драматургом, живописцем, графиком,
мастером архитектурного оформления интерьера.
Немец П. Беренс (1868-1940) работал как архитектор,
живописец, дизайнер и график. Бельгиец
X. Ван де Вельде (1863-1957) выступал как теоретик
модерна, архитектор, организатор декоративно-прикладной
художественной деятельности, живописец
и график.
Художники Эмиль Галле, Эжен Грассе,
Эжен Вален, Луи Бо-нье, Альфонс Муха и
др. принесли французскому модерну мировую
славу, были одновременно архитекторами,
скульпторами, графиками, дизайнерами
и многое умели делать своими руками.
Стиль модерн сумел органично соединить
европейскую и восточную художественную
традиции. Восточные мотивы не только
образуют особую группу произведений
в пределах этого стиля, но часто
используются в декоративно-прикладном
искусстве.
Модерн прямо причастен к
подъему тиражной графики, который
привел к массовому распространению
графических искусств в общественном
и личном обиходе. Особо бурное развитие
переживала газетная и журнальная графика.
Этому способствовало и то немаловажное
обстоятельство, что возможностям журнально-газетного
цинкографического клише соответствовали
свойства рисунка «стиля модерн», оперирующего
широкой контурной линией и плоским
пятном. Художники-модернисты, по сути,
создали новый тип книги, где
все оформление представляло собой
единое целое, включая не только иллюстрации,
но и шрифт, переплет, формат и т.
п. Наряду с массовыми тиражными
изданиями стали появляться дорогие,
изысканные издания, к оформлению которых
привлекались не только художники-графики,
но и художники других специальностей.
Практически целиком в русле
этого стиля произошло и становление
искусства плаката. В рекламных
плакатах развивается предметно-вещная
манера, придающая убедительность изображению
рекламируемого изделия. Особую группу
занимают плакаты, содержащие социально-политические
мотивы, которые легли в основу
революционного плаката.
Переворот был произведен художниками
модерна и в декоративно-прикладном
искусстве: бытовым предметам они
придавали художественное значение.
Практически все художники-модернисты
создавали драпировки, мебель, бижутерию
и др. Появляются не только целые
направления и отдельные крупные
мастера, работающие в этом виде искусства,
но по-новому начинают развиваться
целые отрасли промышленности: фарфоровая
в Дании (художник К. Томсен), производство
стекла во Франции (Э. Галле) и опалового
стекла в США (Л. К. Тиффани).
В 1907 г. возникновение организации
«Немецкий веркбунд», которая объединила
на новой основе промышленников, архитекторов
и художников, обозначило начало новой
эпохи. Модернисты хотели соединить художественное
высокопрофессиональное творчество и
производство бытовых изделий. Но на практике
это привело к резкому расслоению. С одной
стороны, стали создаваться дорогостоящие
произведения искусства, а с другой - дешевые
поделки, получившие название китч. Изделия
в стиле китч представляют собой как бы
дешевый фантом прекрасного. Им свойственна
сентиментальность, выспренняя патетика,
нарочитый эклектизм, избыток декора и
подделка под дорогие материалы. Китч
тиражировался на основе промышленной
имитации уникальных изделий. С 1960-х гг.
он стал одним из явлений массовой культуры.
Наибольшее распространение китч получает
в оформлении бульварной продукции, кино
и видео, в различных формах стандартизированного
бытового украшения.
На фоне мировых проблем в
экономике, люди всё больше дорожат
своим рабочим местом. Есть работа
в Кишиневе вакансии появляются каждый
день.
К положительным сторонам попыток
соединить художественное творчество
и промышленное производство необходимо
отнести возникновение дизайна,
а также конструирования массовых
изделий, наделенных стандартным уровнем
качества. Но это, в свою очередь, в
корне отрицало декоративно-орнаментальную
стилистику модерна. Дизайн, объединивший
различные виды проектировочной
деятельности, главной целью ставил
формирование эстетических и функциональных
качеств предметной среды. К ним относились
не только красота, но и целесообразность,
экономичность, физиологическое и психологическое
удобство пользования объектом. Все это
указывало на кризисное, переломное состояние
эпохи художественных стилей.
Но стиль модерн не собирался
сдавать свои позиции. Он бурно и
пышно расцвел в архитектуре.
Правда, модерн не стал официальным
государственным стилем, потому что
его романтические вольности
мало подходили для официальных
зданий. Модерн также не получил
и безусловного столичного признания,
хотя в этом стиле строились сооружения
и в Париже, и в Вене, и в
Брюсселе. К архитектурным центрам
модерна относятся такие города,
как испанская Барселона, итальянский
Турин, германские Мюнхен и Дармштадт.
Модерн никогда не мог претендовать
и на массовое зодчество, потому что
его архитектурные фантазии требовали
очень больших финансовых затрат.
Этот стиль развивался в основном
в архитектуре городских особняков
и дорогих многоквартирных зданий,
загородных вилл и дач. Снаружи эти
здания выглядят как асимметричная
пространственная композиция, сливающая
воедино разные по формам и масштабам
объемы. Декоративное убранство фасадов
и интерьеров достигает невероятной
изощренности, при этом форма и
декор окон, дверей, лестниц становятся
разнообразными чуть ли не до бесконечности.
Архитектура сосредотачивается
на создании своего рода эстетического
комфорта. Наиболее яркими представителями
стиля модерн в зодчестве были
А. Гауди, в частности, создавший
в Барселоне парк Гуэль и многоквартирный
дом Батло, и Й. Хофман, построивший дворец
Стокле в Брюсселе, украшенный многоцветными
мозаиками художника Г. Климта. В США архитектура
приобретает жизненно целесообразный
характер, что отразилось на строительстве
односемейных загородных домов. Лозунгом
американских архитекторов становится:
«Форма следует функции». В стиле модерн
работал американский архитектор Ф. Л.
Райт.
Применение железобетонных каркасов,
которые впервые были использованы
в Париже О. Пер-ре, привело к возможности
создания огромных от пола до потолка
«французских» окон, как бы расширяющих
стену. Здания переходного стиля еще многое
связывало со стилем модерн, например,
облицовка фасадов плиткой. Но новое проглядывало
и в ничем не скрытом железобетонном каркасе
и на обширных поверхностях стекла, образующих
лаконичную архитектуру фасада. Рациональные
тенденции стали наиболее широко и ярко
проявляться при строительстве различных
общественных зданий. Постепенно эмоциональный
эстетизм модерна все более уступает конструктивизму,
рационализму и функционализму.