Управление культурными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Работа содержит 1 файл

управление социальными проектами.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

Управиться с разновеликими  проектами не просто, и менеджер проекта – фигура на редкость несчастная. Ему надо управлять тем, чего еще  нет, и действовать в обстановке непрерывных рисков и неопределенности. Мало того, по мере реализации проект утрачивает свои проектные качества, перестает  быть самим собой. Даже при наличии  всех «проектных» признаков культурной инициативе не дано достигнуть четкости проекта технического. Менеджер работает в достаточно расплывчатом поле и  имеет дело с постоянно «расползающимся» объектом. Поневоле ему приходится все время оглядываться по сторонам, чтобы понять, какую фазу жизненного цикла проходит «его подопечный». Между  тем, собрать воедино мысли и  действия абсолютно необходимо. Вот  почему культурные проекты уже в  силу своей аморфной природы предназначены  для внедрения информационных технологий.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДАЕТ В РУКИ МЕНЕДЖЕРА  ВЛАСТЬ.

Именно власти не хватает менеджеру  проектов, поскольку он действует  вне системы администрирования. С помощью информации можно управлять  проектом, а можно управиться и  даже расправиться с ним. Не случайно большая часть сказки о Царе Салтане  посвящена усилиям героев, направленным на получение и распространение  информации. Им приходится прибегать  к разного рода ухищрениям, перехватывать  гонца, подменять грамоты, превращаться в муху или комара – и все  для того, чтобы войти во всемирную  сеть коммуникаций, тогда именовавшуюся  молвой.

Сегодня есть кому ответить: «Это чудо знаю я». Роль Царевны-Лебедь принимает  на себя интернет, хотя вопрос: «Но, быть может, люди врут», – остается.

 

Область информационных технологий проектна на 90 процентов. Однако значение и роль их не одинаковы в различных культурных инициативах. Если оставить в стороне  чисто информационные проекты от баз данных до произведений медиа  искусства, то речь должна идти об информационной составляющей культурных инициатив.

Однако информационная составляющая не тождественна информационному сопровождению  проектов и не сводится к проявлениям  разного рода PR-активности. Подготовка проекта на современном уровне предполагает постоянную компьютерную рефлексию. Поэтому  сегодня ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ СРЕДСТВО КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ  ЗАГОТОВОК.

 

В культурных проектах эти технологии обеспечивают:

• доступ к информации;

• взаимодействие партнеров;

• расширение базы проектирования;

• создание новых ресурсов и т.д.

Но, прежде всего, компьютерное обеспечение  означает создание пространства проектной  коммуникации.

 

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА  СЛОЖНОСТИ ПРОЕКТА.

На стадии замысла или формулирования основной идеи особенно велика роль человека творческого, способного угадать проектную  потребность, увидеть привычную  ситуацию в новом свете, найти  нужные слова и мысленно представить  еще не существующее как реальность. Но один ум хорошо, а два – лучше. Поэтому, при разработке проектной  идеи, идеальным средством организации  деятельности является создание общедоступного сайта. Он позволяет ориентироваться  в проблемном поле, собрать и провести ревизию идей, бытующих в рамках определенного социума.

 

Но есть и противоречие: ИНФОРМАЦИЯ ФИКСИРУЕТ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, А ПРОЕКТ – ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ. Уже на стадии планирования крайне желательно приступить к разработке компьютерной модели проекта. Компьютерный двойник появляется на свет вместе с самим проектом и  должен отражать существенные стороны  проектной работы.

Параллельный рост продолжается на стадии реализации, но здесь информационный двойник начинает жить уже самостоятельной  жизнью. Он фиксирует результаты и  как бы подтверждает значимость каждого  проектного действия.

Компьютерный двойник (информационная составляющая) доступен не только участникам проекта. Он растет в полном смысле слова на глазах у заинтересованной части интернет-аудитории. У будущего потребителя возникает чувство  сопричастности акту созидания нового культурного продукта. Впрочем, иногда речь может идти и о реальном участии.

Когда проект вступает в стадию реализации, не вредно задаться вопросами, то ли мы делаем и туда ли мы идем. Культурные проекты всегда нетипичны, и для  того, чтобы проект незаметно не переродился, необходимо постоянно  следить за его исполнением.

С этой целью осуществляется компьютерный мониторинг проекта, включающий контроль и оценку деятельности по его реализации. Информация, постоянно поступающая  от всех участников проекта, порой разделенных  большими расстояниями, собирается и  анализируется менеджером. Анализ информации позволяет отслеживать движение проекта, прокладывать и корректировать проектный курс.

 

Завершение – очень ответственный  момент в жизни проекта, поскольку  закончить его гораздо труднее, чем начать. Все интересное, творческое осталось позади, хочется заняться новым делом, а надо доводить проект до ума и «вбивать последние гвозди».

Преодолеть проектную инерцию  помогает перенесение деятельности по совершенствованию на будущее. В  рамках поддержки проектов вполне найдется время для коррекции ошибок и  разрешения проблем, связанных с  функционированием проекта уже  как факта культурной реальности.

Однако на выходе, благодаря компьютерной рефлексии проекта, мы получаем уже  не один, а два культурных продукта – реальный и виртуальный.

 

Итак, особое место в жизни проекта  принадлежит информационной составляющей. Она должна сопровождать все фазы его развития, но информационный двойник  растет быстрее самого проекта и  порой норовит стать кукушонком, выбрасывающим из гнезда «родных  птенцов».

Важным в такой ситуации будет  не то, чем является проект на самом  деле, а то, как он представлен  в информационных сетях. Виртуальная  реализация культурных инициатив стала  сегодня едва ли не главным искушением для авторов проектов.

На межпроектном уровне значение информационных технологий необычайно возрастает. Они  обеспечивают дистанционный доступ к культурным ресурсам, позволяют  осуществлять мониторинг социокультурной  ситуации и, тем самым, содействуют  расширению сферы культурного проектирования. Так формируется проектная политика, которую проводят на уровне регионов ресурсные центры, опирающиеся на авторитет и полномочия держателей информации.

Необходимость подобного внешнего или косвенного управления связана  с тем, что очень часто проекты  высасываются из пальца, выдумываются на пустом месте. На другом полюсе лежат  инициативы, представляющие собой позиции  годового плана учреждения. Они преподносятся  под проектным соусом, но от этого  суть дела не меняется.

 

НАСТОЯЩИЕ ПРОЕКТЫ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ СОЦИУМОМ.

Практика показала, что для проектной  деятельности идеально приспособлены  саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, небольшие  фирмы, объединения волонтеров, ассоциации и тому подобное. Этот неинституциональный  слой культуры и является средой, порождающей  огромное большинство проектов.

Сегодня, во многом благодаря информационным технологиям, одинаковый по ценности культурный продукт производится порой огромными  организациями и крошечными группами единомышленников. Культурные инициативы вообще строятся на неиерархическом  типе отношений между людьми. Недостающие  ресурсы участники проекта черпают  извне, выстраивая различные цепочки  партнерских отношений.

Выгодно ли заниматься проектной деятельностью  в культуре? Всякий руководитель знает, что ничего кроме головной боли и  седых волос некоммерческий проект ему не сулит. И все-таки выход  есть.

Если разумный проект грамотно реализован, то одним из его результатов будет  создание новых ресурсов.

 

Перефразируя известную пословицу  можно сказать: «ОДИН ПРОЕКТ –  НЕ ПРОЕКТ, ДВА ПРОЕКТА – ПОЛПРОЕКТА, ТРИ ПРОЕКТА – ПРОЕКТ».

Для того чтобы затраченные усилия не пропали даром, необходимо выйти  на проектный режим и научиться  в нем работать. Это значит последовательно  идти от анализа ситуации к целям, от целей к задачам и стратегии, от стратегии – к планам осуществления.

 

В.Ю. Дукельский, ведущий научный  сотрудник Лаборатории музейного  проектирования Российского института  культурологии, кандидат исторических наук.

 

 

 

Проектная сущность социально-культурных технологий

 

(Вместо введения)

 

Одной из основополагающих характеристик  “человека культурного” является его способность к проективной  деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая  есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и  результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается  в ее “улучшающем” характере, в  “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности  выводить человека за свои пределы  в форме целеполагания, конструирования  идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры”  человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного  продукта, идеальных форм социального  устройства, идеальных отношений  между людьми и т.д.

 

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она  предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить  и усовершенствовать.

 

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое  проектирование — конструирование  моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй  реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

 

По объекту проектирование может  быть социальным (создание моделей  общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и  педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

 

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с  теми или иными составляющими  объектной области дает нам множество  вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и  технического проектирования рождает  технологию дизайна; соединение различных  элементов социального, духовно-ценностного  и педагогического проектирования — идеологию и т.д.

 

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем  как мировоззренческую и технологическую  основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий  имеет свой предмет, цели, задачи и  специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой  разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для  практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить  и провести культурную акцию (или  систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел  — предваряющий действие проект.

 

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования, содержание которой  составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными  становятся разработка и внедрение  в учебные программы предмета “Основы социально-культурного  проектирования”, целевая установка  которого состоит в том, чтобы  обеспечить будущих специалистов технологией  инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и  программирования таких объектов как  социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и  способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы  к решению задач в динамично  меняющихся нестандартных ситуациях.

Информация о работе Управление культурными проектами