Управление культурными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Работа содержит 1 файл

управление социальными проектами.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

 

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область  применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой  и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность  специалиста на рынке труда —  умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его  финансирование — это реальная возможность  создать себе рабочее место как  в рамках существующих учреждений и  организаций, так и вне их.

 

Структура пособия и специфика  изложения материала во многом обусловлены  характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку  проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук — культурологии, социологии, психологии и т.д.

 

Каждая глава начинается с перечисления основных дидактических единиц, которые  раскрывают в тезисной форме основное содержание главы и могут служить  основой формулировки вопросов для  самоконтроля и оценки уровня освоения материала.

 

Особое место в работе занимает материал, раскрывающий методологическую базу проектной деятельности, поскольку  технология социолькультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы. Как известно, технология сама по себе “безразлична”  к порождаемым ею результатам  — скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно и  лишить его жизни. Вот почему отработка  технологических навыков и приемов  должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим  рядом: “ценности — цели — знания — методы”, отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного  профиля. Это значит, что в основе овладения любой технологией  должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):

 

Ценности — это этика, философия  профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые  специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной  ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости  от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с  взаимно исключающей целевой  установкой. Данные уровни проектной  деятельности обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические основания и принципы проектирования, анализируются различные  уровни и грани культуры как объекта  проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа, выявляется специфика современной  социокультурной ситуации и описывается  проблемное поле проектной деятельности. В процессе подготовки этих глав авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования — В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.

 

Знания и методы — это предписания  о целях и способах деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования региональных культурных программ, дается методика формирования локальных проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности, выявляются возможности применения игровых методов в проектировании, раскрывается технология оформление и  продвижения заявок на финансирование проектов.

 

Глава 1. Сущность И Методология  Социально-Культурного Проектирования

 

Основные дидактические единицы: Понятие социокультурного проектирования (сущность, объект, цели, задачи, приоритетные области). Программа и проект как  результаты проектной деятельности (особенности, условия и формы  осуществления). Мировоззренческие  основы проектной деятельности, целевая  установка и варианты проектных  стратегий. Технологические и содержательные элементы проектирования (проблематизация, целеполагание, инструментализация, развертывающаяся система действий). Специфика целевого обоснования проекта и формирования его содержательных разделов. Социально-культурная деятельность как объект проектирования (содержание и специфика проблемного  поля культуры и социума в контексте  проектирования). Содержание процессуальных аспектов культуры и задачи проектной  деятельности. Предметно-результативный уровень культуры: содержание, приоритеты и проблемы проектирования. Ценностно-нормативный  срез культуры как мировоззренческая  основа проектной деятельности. Направления  проектной деятельности в области  развития культурной инфраструктуры. Понятие “регион” в контексте  проектирования. Специфика отраслевого  и территориального подхода к  культуре как объекту проектирования. Принципы социокультурного проектирования. Проблемно-целевая ориентация как  ведущий технологический принцип  проектной деятельности.

 

1.2. Теоретические Основания Социокультурного  Проектирования

 

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных  изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный  и диагностический подходы, характерные  для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется  нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над  диагнозом ситуации и реальной оценкой  имеющихся ресурсов, поэтому общая  стратегия программы оказывается  слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное  решение не имеет ярко выраженного  директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу  мероприятий и ожидаемых от них  результатов. Создавая образцы решения  конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично  сочетая нормативный и диагностический  аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает  модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом  ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные  рамки решения проблемы, обусловленные  характеристиками проблемной ситуации.

 

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой  заключается в анализе проблем  и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих  желаемое состояние объекта (или  сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

 

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное  образование, включающее в себя накладывающиеся  друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о  норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в  таком случае является средством  сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует  отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и  той же проблемной ситуации, что  обусловлено как различными представлениями  об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

 

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

 

— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

 

— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

 

Задачи проектной деятельности:

 

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

 

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

 

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

 

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

 

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа  и проект.

 

Программа — это развернутый  документ, прорабатывающий в масштабах  конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации  культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной  ситуации и обоснования приоритетов  культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

 

Проект может существовать в  двух формах:

 

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации  и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной  жизни территории;

 

б) как самостоятельный вариант  решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

 

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление  или профилактику различного рода проблем  путем содержательных и структурных  изменений в социокультурной  среде и в основных сферах жизнедеятельности  личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации  его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

 

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне  способов их разрешения, проекты могут  быть типовыми и уникальными. Если типовые  воспроизводимы в других ситуациях  с небольшой корректировкой в  соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и  объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных  сооружений, природных ландшафтов и  пр.).

 

Важнейшим структурным элементом  технологии проектирования является исследовательская  деятельность, поскольку именно проектировщик  должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или  иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности  личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о  идеальном состоянии целого и  способах его поддержки.

 

Причем, исследовательская процедура  выражается здесь не только в сборе  эмпирических показателей с помощью  социологического исследования или  контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое  проходит путь от проблематизации исходного  состояния объектной области  проектирования через формулировку целевых установок к определению  конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования — и социум, и культура — рассматриваются  как некие теоретические (а значит, в определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию  и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они  как бы подлежат искусственному расчленению  и последующей “сборке” в целевой  и содержательной части проекта.

 

Общую логику формирования проекта  можно представить следующим  образом:

 

Проблема-тизация Целеполагание  Инструментализация р р р р  р Проблемы Цели Задачи Методы

 

(мероприятия и содержание деятельности  Форма организации

 

исполните-лей и аудитории Ресурсы (средства) п п п п п Развертывающаяся система действий Таким образом, проблематизации, целеполагание и  инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в  совокупности и составляют общую  структура и алгоритм проектной  деятельности.

 

Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения. Мы видим, что технология проектирования и практическая реализация проекта  представляют собой как бы два  встречных вектора мыследеятельности. Однако в процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести  не только “прямой” алгоритм проектной  деятельности, но и логику его реализации, т.е. “обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат  проекта, просчитать возможности и  эффективность решения проблем  с помощью планируемых методов  и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.

Информация о работе Управление культурными проектами