Сообщество или община — один
из самых старых социальных институтов
в истории развития человечества.
Как отмечал Рене Дюбо[1], более 100
миллиардов людей проживало на Земле
со времен позднего Палеолита, и подавляющее
большинство из них провели свою
жизнь, будучи интегрированными в небольшие
группы, редко превышающие несколько
сотен человек. Необходимость
в общине присутствовала так долго,
что она закрепилась в генах
людей, «современный человек, - утверждал
Дюбо – все еще имеет биологическую
потребность быть частью [небольшой]
группы»[2].
Принадлежность к определенной
социальной группе при этом долгое
время была обусловлена проживанием
людей на той или иной территории.
Так, они были частью племени, деревенской
общины, городской ремесленной корпорации.
Под воздействием процессов индустриализации
и урбанизации, а также централизации
государственной власти такие жестко
привязанные к территории формы
социальной самоорганизации людей
(племя, деревенская община, городская
ремесленная корпорация) в большой
степени остались в прошлом. В
современном постиндустриальном мире
с его уровнем разделения труда,
информационными и, не только, технологиями,
глобализацией протекающих социально-экономических
процессов принадлежность человека
к той или иной социальной группе
приобрела зачастую новую экстратерриториальную
форму. Социальные связи между людьми,
проживающими на одной территории стали
ослабевать и распадаться. Общность
места как основа социальной интеграции
человека была вытеснена общностью
интересов. Таким образом, границы
сообщества места и сообщества интересов,
казалось бы, перестали совпадать.
Однако, наряду с развитием глобализации
и другими процессами, способствовавшими
переходу от сообществ места к
сообществам интересов, протекали
также иные процессы, обеспечившие,
в свою очередь, возрождение местных
сообществ. Так, результатом распространения
принципов децентрализации государственного
управления, а также принципов
партиципативной демократии и идеи
необходимости вовлечения гражданского
общества в процесс принятия решений
стало осознание объективной
общности интересов людей, проживающих
в рамках одной территориально-административной
единицы. А именно, общности интересов,
связанной с благоустройством территории
и с созданием необходимой
хозяйственной и социальной инфраструктуры
для обеспечения высокого качества
жизни людей.
В развитых странах выявление связи
между формированием (и/или укреплением)
местных сообществ, способностью людей
к самоорганизации и их качеством
жизни стало важной идейной основой
для распространения во второй половине
XX века проблематики развития местных
сообществ. Таким образом, установление
двойной корреляции - между уровнем
развития местного сообщества и способностью
людей к самоорганизации на локальном
уровне, а также между способностью
людей к самоорганизации на локальном
уровне и их качеством жизни –
легла в основу возрождения сообщества
места.
В мировой практике деятельность по
развитию местных сообществ (community development)
с одной стороны подразумевает
объединение людей, проживающих
на одной территории, и продуцирование
у них чувства принадлежности
к одной социальной группе, обладающей
общими интересами. С другой стороны,
деятельность по развитию местных сообществ
подразумевает деятельность по развитию
хозяйственной инфраструктуры (создание
рабочих мест, развитие системы здравоохранения,
образования и т.д.) для комфортного
проживания людей на соответствующей
территории. Реализуемость второго,
утверждают теоретики и практики
развития местных сообществ, невозможна
без успешности первого. Так, например,
в Западной Европе внедрение практик
по развитию местных сообществ стало
результатом поиска эффективных
механизмов развития бедных, неблагоустроенных,
социально неблагополучных районов.
Вовлечение людей в работу по благоустройству
места своего проживания, в создание
на своей территории развитой как
хозяйственной, так и социальной
инфраструктуры было определено в качестве
залога успеха в деле развития неблагополучных
районов. Отсутствие благоустроенности
территории во многом стало рассматриваться
как следствие неспособности
людей к самоорганизации, обусловленной
в свою очередь слабостью или
отсутствием социальных связей между
людьми. Социальная изоляция и маргинализация
жителей стали восприниматься как
препятствие к улучшению качества
жизни через инфраструктурное благоустройство
территории. Таким образом, развитие
конкретной территории стало рассматриваться
как неразрывно связанное с развитием
местного сообщества, то есть, воссозданием
социальных связей между проживающими
на территории людьми или наращиванием
так называемого социального
капитала.
Под социальным капиталом здесь
понимается уровень социальной связности
группы людей, проживающих на одной
территории. Чем более развиты
социальные сети, в которые интегрированы
люди, или, иначе говоря, чем более
развиты горизонтальные связи и
отношения доверия между людьми,
тем выше уровень социального
капитала группы. Высокий уровень
социального капитала является важным
условием формирования и укрепления
местных сообществ.
Наращивание социального капитала
и, тем самым, структурирование взаимоотношений
между людьми является, таким образом,
важной основой для эффективной
самоорганизации людей на локальном
уровне. При этом, способность к
самоорганизации понимается как
способность к коллективному
утверждению направлений развития
территории, к совместному принятию
решений и осуществлению совместных
действий, направленных на реализацию
этих решений. Рассматриваемая через
призму государственного управления способность
людей к самоорганизации может
быть определена как основа для выработки
локальных ответов на локальные
проблемы. Все более популярным среди
представителей государственной власти
на локальном уровне стало так
называемое интерактивное управление,
подразумевающее привлечение жителей
к процессу принятия управленческих
решений на ранних стадиях. В этом
контексте, развитие местного сообщества
представляет собой развитие способности
людей к инициативе, к участию
в выработке коллективных решений
по вопросам местного значения.
Главными задачами, которые ставят
перед собой практики развития местных
сообществ, являются:
- наращивание способностей населения
[к совместным позитивным действиям]
(capacity building)
- наделение населения властью
[над условиями своей жизни] (community
empowerment), превращение местных жителей
из субъектов воздействия в
субъекты действия, развитие партиципативной
демократии и вовлечение жителей
в развитие территории (enhanced participation)
- продуцирование отношений доверия,
солидарности, партнерства, взаимного
уважения между людьми на локальном
уровне, укрепление готовности людей
к сотрудничеству, формирование
у жителей чувства принадлежности,
осознания общности интересов,
генерирование социальных связей
(наращивание социального капитала),
противодействие социальной изоляции.
Для решения этих задач необходимо
понимание механизмов развития местных
сообществ. То есть механизмов наращивания
социального капитала, формирования
у местных жителей чувства
принадлежности и общности интересов,
а также способности людей
коллективно отстаивать эти интересы.
Механизмы развития местных сообществ.
На сегодняшний день наиболее эффективным
и получившим наибольшее распространение
инструментом развития местных сообществ
стало вовлечение людей в совместную
деятельность, направленную на достижение
общественного блага или обоюдной
пользы для всех участников. Такой
деятельностью может быть, участие
людей в мероприятиях, направленных
на благоустройство территории проживания
людей (например, экологические акции).
Это может быть также вовлечение
людей в волонтерскую деятельность,
направленную, например, на оказание помощи
социально незащищенным группам
населения. Особенно эффективным в
деле создания и укрепления местных
сообществ показало себя привлечение
людей к участию в мероприятиях
культурного характера, таких, например,
как местные тематические фестивали,
концерты, ярмарки, так называемые гаражные
распродажи и т.д. Еще одной важной
рамкой для совместной деятельности
людей, проживающих на одной территории,
являются на сегодняшний день ассоциативные
организации (ассоциации и клубы, объединяющие
людей, разделяющих интересы и увлечения,
спортивные команды и т.д.). Ассоциативные
организации построены на основе
личных симпатий, взаимной привязанности,
общих интересов.
Такая совместная деятельность обладает
удивительной способностью формировать
местные сообщества. Она формирует
фундамент для объединения людей,
а также для генерирования
их способности к совместному
действию на локальном уровне. Этот
фундамент состоит при этом из
двух элементов:
создание и укрепление социальных
связей между людьми
формирование способности людей
формулировать общие цели и самоорганизовываться
для достижения поставленных целей.
Таким образом, совместная деятельность,
направленная на достижение общественного
блага или обоюдной пользы для
всех участников, позволяет создавать
социальную инфраструктуру (социальные
связи между людьми, отношения
партнерства, солидарности, доверия, взаимного
уважения), формировать у жителей
навыки кооперации, инициативности, коллективного
действия. Также такая совместная
деятельность позволяет формировать
понимание у людей общности их
интересов, а также эффективности
применения коллективной формы действия
для отстаивания общих интересов.
Можно предположить, что именно отсутствие
навыков кооперации и низовой
организации коллективного действия,
а также отсутствие понимания
общности интересов и эффективности
их коллективного отстаивания являются
причинами частого отсутствия или
слабости местных сообществ в
России. Достаточно развитые в обществе
социальные связи используются людьми
не для коллективной самоорганизации
и отстаивания общих интересов,
а для достижения индивидуальных
целей. Попытки изоляции от окружающей
общественной среды и создания отдельными
людьми «островов» развитой инфраструктуры
не способны обеспечить долгосрочного
и стабильного сохранения достигнутого
ими качества жизни.
Отторжение идеи общности интересов
может рассматриваться как результат
наследия советского периода развития
российского государства, когда
общие интересы граждан не формулировались
самими людьми, и, будучи насаждаемыми
сверху, не отвечали истинным потребностям
людей. В этой связи, именно осознание
людьми недостаточности и неэффективности
индивидуальных действий для преобразования
как хозяйственной, так и социальной
инфраструктуры, а соответственно и
улучшения собственного качества жизни
является важным условием, как для
построения местных сообществ, так
и для общего стабильного социально-экономического
развития России в целом.
Особенно важным следствием вовлечения
людей в совместную позитивную
деятельность в рамках развития местного
сообщества является появление
у людей веры в собственные
возможности, в способность сделать
что-то хорошее, красивое, интересное,
доброе вместе, в способность изменять
окружающий, находящийся в непосредственной
близости мир к лучшему. При этом
формирование местного сообщества и
совместная деятельность входящих в
него людей способствуют развитию
экономической и социальной среды
их проживания, подтверждая тем самым
веру людей в собственные возможности.
Деятельность по развитию местных сообществ,
таким образом, глубоко позитивна,
она направлена на обретение людьми
силы.
Во второй половине XX века эта деятельность
получила широкое распространение
в мире.
Кто занимается развитием местных
сообществ в мире.
Катализатором распространения в
мире проблематики развития местных
сообществ стало влияние американского
и английского опыта в этой
сфере. Именно в США и в Великобритании
деятельность по развитию местных сообществ
в 60-70 годы XX века прошла этап институционализации
и стала частью государственной
политики. Так, например, в Великобритании
был создан Департамент по развитию
местных сообществ[3], а некоммерческие
организации, занимающиеся развитием
местных сообществ в США, получили
признание в американском законодательстве.
Деятельность по развитию местных сообществ
стала частично финансироваться
государством и появилась новая
профессия - специалист по развитию местных
сообществ (Community development worker). Работающий
по приглашению представителей государственной
власти или представителей третьего
сектора, такой специалист занимается
разработкой и воплощением в
жизнь программ или отдельных
проектов, направленных на развитие местного
сообщества. При этом его задача
заключается в работе с местным
населением: он должен играть роль «катализатора»
перемен. При этом сами перемены должны
быть результатом деятельности местных
жителей. Иными словами он должен
предоставить местным жителям инструменты,
необходимые для создания, укрепления
местного сообщества. Появление новой
профессии легло, в свою очередь,
в основу возникновения в университетах
программ обучения специалистов по развитию
местных сообществ.
К участию в развитии местных
сообществ достаточно быстро подключились
также представители некоммерческого
сектора. Широкое распространение
получили НКО, деятельность которых
направлена на развитие местных сообществ
— Корпорации местных сообществ
(Community Development Corporation), занимающиеся, в
том числе, оказанием содействия
местным властям в разработке
и реализации программ развития местных
сообществ. Достаточно распространенными
стали также фонды местных
сообществ[4] (Community Development Funds), благотворительные
организации, работающие в рамках определенной
территории и занимающиеся сбором средств
и выделением грантов на проекты,
способствующие развитию местного сообщества.
Участие в развитии местных сообществ
стали также принимать и представители
коммерческого сектора. Так, распространение
в США получили Финансовые институты
развития местных сообществ (Community Development
Financial Institutions) — вид частных финансовых
институтов, специализирующихся на
выдаче кредитов на локальном уровне
в рамках развития местного сообщества.