Управление культурными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Работа содержит 1 файл

управление социальными проектами.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

 

Таким образом, в категории социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а вторая характеризует  сферу и качество его активности. Следовательно, социально-культурную деятельность можно определить как  деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и  развития традиций, ценностей и норм культуры — художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.

 

Осуществленное выше ограничение  социально-культурной деятельности позволяет  точнее определить объектную область  социокультурного проектирования, которая  во многом является общей как для  профессий культурологической, так  и социально-педагогической ориентации (а еще точнее — тех направлений  и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии  и досуговедения и суть которых  лучше всего отражает термин социально-культурная педагогика).

 

Дело в том, что традиционно (в  рамках культурно-просветительной  работы) в качестве такого объекта  рассматривалась, преимущественно, отдельная  личность, а сама теория (или те разработки, которые претендовали на такой статус) и методические рекомендации укладывались в рамки индивидуально-психологической  концепции, согласно которой процесс  развития личности определяется, в  основном, ее внутренней логикой и  соответствующими методами воздействия  субъекта педагогического процесса.

 

В рамках культурологической парадигмы  подобный подход резко ограничивает возможности и пространство социально-педагогической регуляции. Системно выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем в него те уровни, которые  ранее не рассматривались в качестве предмета изучения и регуляции, а  именно: регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление, характеризующееся  признаками субъектности, целостности, системности и механизмами саморазвития.

 

Представление о социально-культурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет четче  определить проблемное поле, которое  задает функции специалиста, работающего  в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического  подхода, включает закономерности, механизмы  и условия оптимизации культурных процессов на обозначенных выше уровнях  — общенациональном (в рамках государственной  культурной политики); региональном (в  деятельности территориальных органов  управления культурой и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного  руководства процессами становления  и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и наиболее эффективна регуляция культурных процессов  — в силу социально-правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.

 

Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной деятельности — как способа осуществления  определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей  и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции  ее ценностей, целей, функций), так и  предметом практического овладения  — в форме освоения различных  социально-культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров  и посредническая деятельность, маркетинг  и менеджмент в социокультурной  сфере и др.).

 

Для профессий культурологической направленности регулированию и  социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные  для культуры общества в целом; а  также культурная жизнь конкретного  региона — здесь предметом  регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью — создание условий  для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений  и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации  художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

 

Объект проектной деятельности профессионала социально-педагогической направленности также представляет собой многоуровневое явление, включающее в качестве своих составляющих не только личность, но и общность, регион. Это, в свою очередь, требует иных методологических акцентов при разработке технологических приемов и методов  практической деятельности. Мировоззренческой  основой данной группы профессий  должна стать культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры. В рамках этой концепции объектом регулирования является не личность, но социально-культурная среда, а предметом  — оптимизация социально-культурной жизни, пространства обитания человека.

 

Следует отметить, что культурологическая и социально-педагогическая проблематика имеет зону пересечения, т.е. общее  предметное пространство. Даже на региональном уровне утвердивший себя принцип  проблемно-целевой ориентации, выражающийся в направленности социально-культурных программ на решение проблем конкретных социальных групп, придает технологии проектирования выраженный социально-педагогический характер. Причем, и в рамках профессий  культурологической направленности, и  в рамках социально-педагогических технологий различные виды социально-культурной деятельности рассматриваются в  качестве средства решения этих проблем.

 

Этот же принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе  подготовки специалистов ориентирует  их на понимание проблем личностей  и социальных групп, причин социального  дисфункционирования человека, на овладение  различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности, методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).

 

Таким образом, категория социально-культурная деятельность является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика), в другом — культурологическая. Это обнаруживается в специфике  объекта, задач и функций специалистов как социально-педагогического, так  и культурологического профиля, которую мы рассмотрим в последующих  разделах пособия.

 

1.4. Культура как Область проектной  Деятельности (содержание понятия)

 

Технология разработки социально-культурных проектов и программ предполагает предварительное  определение границ проектирования — так же как и при строительстве  канала его границы одновременно являются и условиями его существования  — если их нет, теряется и смысл  канала.

 

В своих феноменологических проявлениях  культура не имеет четко очерченных в пространстве и во времени границ. Поэтому начнем с общего определения  понятия культура, чтобы затем  вычленить ту ее часть, которую можно  и нужно рассматривать в качестве объекта проектирования.

 

В литературе существует огромное количество определений культуры — как претендующих на научную строгость, так и многозначных, образных (например, культура управления, производства, земледелия, культура стыда, вины, совести, культура успеха и комфорта, женская культура и др.). Если обратиться к изначальному смыслу этого слова, то оно определяет собой способ, процесс «возделывания», «развития», «образования» человеческой природы  и одновременно результат этого  процесса, овеществленный в продуктах  материального и духовного производства, в системе норм, ценностей, отношений  человека к себе, другому человеку, природе, обществу, человечеству, в  уровне личностного совершенства, развития творческих сил и способностей человека. Иными словами, культура есть сотворенная  человеком материальная и духовная среда его обитания, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Такое определение культуры фиксирует  прежде всего процессуальную и результативную составляющие внеприродного бытия  человека.

 

Суть культуры проясняет ее понимание  как специфической формы концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества, особого качественного  «измерения» всех сфер человеческой жизни, как совокупности “проектных”  способов и результатов освоения и преобразования природы, общества и самого человека. Проектность как  основополагающая характеристика культуры прослеживается на различных уровнях  и “срезах” ее функционирования: процессуальном (как институциональном, так и  неинституциональном), предметно-результативном, ценностно-нормативном. Рассмотрим эти  грани и срезы культуры в контексте  задач проектирования.

 

1. Культура как процесс (и  качество) человеческой деятельности. На этом уровне культура предстает  в формах индивидуальной и  общественной активности — в  деятельности личностей, социальных  групп, институтов, общества в  целом в различных сферах бытия  и сознания. Эта деятельность  включает в себя производство (или создание) ценностей, традиций, норм, идей, их освоение (или потребление), хранение, защиту, трансляцию. Она осуществляется  как в институциональных, так  и неинституциональных формах.

 

Сущность культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере всех составляющих человеческого  бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. В этом смысле можно говорить о  культуре производства, культуре управления, землепользования, культуре межличностных  отношений и т.д.

 

Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и “планку” культурной деятельности в целом. Вот почему эта категория используется и  для обозначения особой сферы  духовного производства (высшей, совершенной  и этом смысле наиболее “культурной”), и для указания на качество культурной деятельности, на “технику” приближения  к идеалу: искусство риторики, общения, любви, искусство демократии, свободы  и т.д.

 

Особенностью культуры как процесса человеческой деятельности заключается  в том, что культура здесь ответственна не столько за что, сколько за как. В этой связи следует отметить, что процесс культурной деятельности, характеризуемый, в основном, его  технологическими качествами, может  быть безразличным в ее результатам. Можно довести до высочайшей культуры технологию обмана (искусство мошенника), уничтожения человека (например, восточные  техники в руках преступника). Даже само искусство, обеспокоенное  проблемой как, превращает форму  в самоцель и становится безразличным к своему содержанию (искусство для  искусства). Эта тенденция отчетливо  обнаруживается в ХХ веке, который  демонстрирует нам переакцентировку всей продуктивной практики общества с вопроса что на вопрос как. Результатом  и свидетельством такой переакцентировки можно считать появление авангардизма, формалистических направлений искусства (кубизма, футуризма, абстракционизма, экспрессионизма и др.). Поэтому  смысловую, содержательную сторону  культурной деятельности задают другие уровни (или срезы) культуры, и прежде всего ее духовно-нравственные основания.

 

Как саморазвивающаяся система  культура – это целостное единство, взаимосвязанное, взаимозависимое  существование ее официальных и  неофициальных пластов (течений), их смысловое взаимодействие и взаимодополнение. Поэтому рассматривая культуру как  процесс, необходимо выделять в этом феномене два относительно самостоятельных  пласта, выполняющих специфические  функции в общей динамике культурной системы: институциональный и неинституциональный. Первый представлен культурными  ценностями и нормами, охраняемыми  системой социальных институтов и государственной  идеологией. Неинституциональная культура функционирует в различных вида и формах общественной самодеятельности (объединения, клубы, ассоциации, движения и т.д.).

 

Естественное и свободное развитие неинституциональных пластов культуры (прежде всего, самодеятельного движения во всех его разновидностях и модификациях, свобода культурного самоопределения  личности, социальных групп) – это  ведущий условие саморегуляции  и саморазвития культуры в целом. Исторический опыт показывает, что  авторитарные монологические модели культуры непреложно обнаруживали тенденцию  к стагнации, регрессу, превращению  культуры в один из придатков тоталитарного  государства.

 

Многообразие неинституционального пласта социально-культурной жизни  выражается в виде множества организационных  и содержательных форм самодеятельности граждан, которое обеспечивается юридически гарантированным правом свободно создавать  «снизу» любые организационные  структуры (клубы по интересам, объединения, фронты, партии, движения, фонды и  т.п.) независимо от их идеологической направленности. Это право чрезвычайно  важно не только для личностного  самоопределения и развития, но и  для судеб культуры в целом, которая  потенциально бесконечна и в каждом исходном состоянии содержит в себе различные варианты своего будущего (множественность позиций, мнений, укладов, образов жизни и т.п.), представленные в наименее институализированных образованиях – в формах самодеятельного движения. Следовательно, для полноценного развития культуры все «субкультурные» образования, независимо от степени их соответствия системе ценностей официальной  идеологии и культуры, должны иметь  равные условия для свободного развития — в противном случае культура распадается (как по вертикали, так  и по горизонтали) на ряд независимых  и несоприкасающихся или даже конфликтующих друг с другом субкультур

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

рабочая программа

Информация о работе Управление культурными проектами