Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Таким образом, в категории социально-
Осуществленное выше ограничение социально-культурной деятельности позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования, которая во многом является общей как для профессий культурологической, так и социально-педагогической ориентации (а еще точнее — тех направлений и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и досуговедения и суть которых лучше всего отражает термин социально-культурная педагогика).
Дело в том, что традиционно (в
рамках культурно-просветительной
работы) в качестве такого объекта
рассматривалась, преимущественно, отдельная
личность, а сама теория (или те разработки,
которые претендовали на такой статус)
и методические рекомендации укладывались
в рамки индивидуально-
В рамках культурологической парадигмы
подобный подход резко ограничивает
возможности и пространство социально-педагогической
регуляции. Системно выстраивая объект
социокультурного проектирования (общий,
как уже было отмечено, для прикладной
культурологии и социальной педагогики),
мы включаем в него те уровни, которые
ранее не рассматривались в качестве
предмета изучения и регуляции, а
именно: регион как совокупность социально-культурных
сил, групп, движений и общенациональную
культуру как явление, характеризующееся
признаками субъектности, целостности,
системности и механизмами
Представление о социально-культурной
деятельности как сложном и многоуровневом
образовании позволяет четче
определить проблемное поле, которое
задает функции специалиста, работающего
в социально-культурной сфере, а, следовательно,
и содержание его проектной деятельности.
Предметная область, подлежащая изучению
и регулированию в рамках культурологического
подхода, включает закономерности, механизмы
и условия оптимизации
Здесь мы выходим на второй аспект
содержания социально-культурной деятельности
— как способа осуществления
определенных профессиональных функций,
т.е. как профессиональной деятельности,
преследующей достижение конкретных целей
и предполагающей решение определенных
(в частности, культурологических, социально-педагогических)
задач. Эта деятельность может быть
как объектом анализа (с позиции
ее ценностей, целей, функций), так и
предметом практического
Для профессий культурологической
направленности регулированию и
социально-культурному
Объект проектной деятельности
профессионала социально-
Следует отметить, что культурологическая и социально-педагогическая проблематика имеет зону пересечения, т.е. общее предметное пространство. Даже на региональном уровне утвердивший себя принцип проблемно-целевой ориентации, выражающийся в направленности социально-культурных программ на решение проблем конкретных социальных групп, придает технологии проектирования выраженный социально-педагогический характер. Причем, и в рамках профессий культурологической направленности, и в рамках социально-педагогических технологий различные виды социально-культурной деятельности рассматриваются в качестве средства решения этих проблем.
Этот же принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на понимание проблем личностей и социальных групп, причин социального дисфункционирования человека, на овладение различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности, методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).
Таким образом, категория социально-культурная
деятельность является базовой, обозначающей
круг явлений и область технологий,
общих для профессий прикладной
культурологии и социальной педагогики.
Различие существует лишь в акцентах:
в одном случае усиливается социальная
(и социально-психологическая
1.4. Культура как Область
Технология разработки социально-культурных проектов и программ предполагает предварительное определение границ проектирования — так же как и при строительстве канала его границы одновременно являются и условиями его существования — если их нет, теряется и смысл канала.
В своих феноменологических проявлениях
культура не имеет четко очерченных
в пространстве и во времени границ.
Поэтому начнем с общего определения
понятия культура, чтобы затем
вычленить ту ее часть, которую можно
и нужно рассматривать в
В литературе существует огромное количество
определений культуры — как претендующих
на научную строгость, так и многозначных,
образных (например, культура управления,
производства, земледелия, культура стыда,
вины, совести, культура успеха и комфорта,
женская культура и др.). Если обратиться
к изначальному смыслу этого слова,
то оно определяет собой способ,
процесс «возделывания», «развития»,
«образования» человеческой природы
и одновременно результат этого
процесса, овеществленный в продуктах
материального и духовного
Суть культуры проясняет ее понимание
как специфической формы
1. Культура как процесс (и
качество) человеческой деятельности.
На этом уровне культура
Сущность культурной деятельности
заключается в ее “улучшающем”
характере всех составляющих человеческого
бытия. В процессе культурной деятельности
человек стремится к
Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и “планку” культурной деятельности в целом. Вот почему эта категория используется и для обозначения особой сферы духовного производства (высшей, совершенной и этом смысле наиболее “культурной”), и для указания на качество культурной деятельности, на “технику” приближения к идеалу: искусство риторики, общения, любви, искусство демократии, свободы и т.д.
Особенностью культуры как процесса
человеческой деятельности заключается
в том, что культура здесь ответственна
не столько за что, сколько за как.
В этой связи следует отметить,
что процесс культурной деятельности,
характеризуемый, в основном, его
технологическими качествами, может
быть безразличным в ее результатам.
Можно довести до высочайшей культуры
технологию обмана (искусство мошенника),
уничтожения человека (например, восточные
техники в руках преступника).
Даже само искусство, обеспокоенное
проблемой как, превращает форму
в самоцель и становится безразличным
к своему содержанию (искусство для
искусства). Эта тенденция отчетливо
обнаруживается в ХХ веке, который
демонстрирует нам
Как саморазвивающаяся система
культура – это целостное единство,
взаимосвязанное, взаимозависимое
существование ее официальных и
неофициальных пластов (течений), их
смысловое взаимодействие и взаимодополнение.
Поэтому рассматривая культуру как
процесс, необходимо выделять в этом
феномене два относительно самостоятельных
пласта, выполняющих специфические
функции в общей динамике культурной
системы: институциональный и
Естественное и свободное
Многообразие
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ
рабочая программа