Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
— освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.).
Целенаправленная поддержка
— выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);
— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;
— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.
Технология социокультурного проектирования
предполагает определенную мировоззренческую
установку проектировщика, его позиционное
самоопределение по отношению к
объекту проектной
В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:
Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
Во втором типе проектов доминирующей
задачей является экспорт собственных
культурных образцов (ценностей, норм,
технологий) в “чужой” культурный
контекст, который благодаря этому
модифицируется, “искусственно” преобразуется.
Примером такого рода проектной практики
могут служить современные
Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
1.3. Социально-культурная
В культурологической и социально-педагогической
литературе все многообразие индивидуальной
и социальной активности в сфере
культуры характеризуется категорией
"социально-культурная деятельность",
которая обозначает как различные
феномены социальной и культурной жизни,
так и специальные технологии.
В этой связи необходимо более
четко представить себе ту реальность,
которая должна стать предметом
практической деятельности (и прежде
всего — проектирования) для широкого
спектра профессий социально-
Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
Социум как явление, предмет
анализа и объект проектирования
можно представить в виде базисных
социальных субъектов (социальных групп,
организаций, институтов), которые являются
универсальными, типичными и устойчивыми
общественными образованиями, а
также процессов "социальной механики",
т.е. социальных взаимодействий, отношений.
Исходными характеристиками при
анализе социологической
Культура как результат
“Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом" социальных структур, отношений и культурных процессов.
Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:
Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума — делать человека
общественным, обеспечив его набором
необходимых ролей и
Социальная деятельность — это
целеориентированная
Учитывая условность обозначенных
выше оппозиций, их преимущественно
теоретико-познавательный характер, попробуем,
с одной стороны, найти то общее,
что связывает эти понятия-
Точкой отсчета в данном случае
будет культура, а еще точнее —
ее процессуальный уровень. Именно взгляд
на культуру как на процесс создания,
хранения, освоения, трансляции ценностей,
норм, образов жизни, а также материализованных
результатов культурной деятельности,
во-первых, делает необходимым использование
категории "деятельность"; во-вторых,
актуализирует и проясняет
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".
Схематично это можно
Социум СКД Культура
Отношение понятий, составляющих категорию
"социально-культурная деятельность",
носит характер взаимодополняемости,
что позволяет отнести ее к
разряду таких
В качестве субъектов культурной деятельности
можно рассматривать личность, социальную
группу или общность, регион, общество,
человечество в целом. Каждый из этих
уровней можно характеризовать
преимущественно в контексте
социологической или
Социальный аспект
Культурологический аспект 1.Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем.
2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный институт, субъект социальных отношений.
3.Регион как
4.Общество как сложная
5.Человечество как
2.Социальная общность как
3.Регион как совокупность
4.Общество (нация) как носитель
духовной целостности и
5.Человечество как
На каждом уровне развитие и функционирование
субъекта подчиняется своим
Итак, полюс социального в контексте
анализируемого понятия есть обозначение
субъекта, который выступает носителем
определенных ценностей и осуществляет
активность в различных сферах культурной
жизни по их реализации. В точке
пересечения социального и
Целостность и единство субъектов
как носителей культуры (т.е. субъектов
социально-культурной деятельности) обеспечивается
не столько их институциональностью,
сколько наличием базовых ценностей
(объектов идентификации), сохраняющих
устойчивость общности как системного
образования, а также напряженностью
энергетического поля, рождающегося
в противопоставлении данного субъекта
(социально-культурной или этнической
группы, нации, общества) другим ценностям,
нормам, идеалам в зависимости
от степени их референтности (т.е. меры
их значимости, субъективно воспринимаемой
ценности) и позволяющего осознать
различие, непохожесть и
Анализ категории социально-