Управление культурными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Работа содержит 1 файл

управление социальными проектами.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

Вариант №8

Управление культурными  проектами.

При изучении данной темы контрольной  работы, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • понятие и сущность культурных проектов;
  • задачи управления культурными проектами.

№ 8 Социальные проекты компании направленные на развитие местного сообщества.

Введение

 

Одной из основополагающих характеристик  “человека культурного” является его способность к проективной  деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая  есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и  результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается  в ее “улучшающем” характере, в  “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности  выводить человека за свои пределы  в форме целеполагания, конструирования  идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры”  человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного  продукта, идеальных форм социального  устройства, идеальных отношений  между людьми и т.д.

 

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она  предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить  и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область  применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой  и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность  специалиста на рынке труда —  умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его  финансирование — это реальная возможность  создать себе рабочее место как  в рамках существующих учреждений и  организаций, так и вне их.

 

 

1. Понятие сущность и виды  культурных проектов

 

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое  проектирование — конструирование  моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй  реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

 

По объекту проектирование может  быть социальным (создание моделей  общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и  педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

 

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с  теми или иными составляющими  объектной области дает нам множество  вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и  технического проектирования рождает  технологию дизайна; соединение различных  элементов социального, духовно-ценностного  и педагогического проектирования — идеологию и т.д.

 

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем  как мировоззренческую и технологическую  основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий  имеет свой предмет, цели, задачи и  специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой  разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для  практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить  и провести культурную акцию (или  систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел  — предваряющий действие проект.

 

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования, содержание которой  составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными  становятся разработка и внедрение  в учебные программы предмета “Основы социально-культурного  проектирования”, целевая установка  которого состоит в том, чтобы  обеспечить будущих специалистов технологией  инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и  программирования таких объектов как  социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и  способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы  к решению задач в динамично  меняющихся нестандартных ситуациях.

 

 

 

1.2. Теоретические Основания Социокультурного  Проектирования

 

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных  изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный  и диагностический подходы, характерные  для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется  нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над  диагнозом ситуации и реальной оценкой  имеющихся ресурсов, поэтому общая  стратегия программы оказывается  слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное  решение не имеет ярко выраженного  директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу  мероприятий и ожидаемых от них  результатов. Создавая образцы решения  конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично  сочетая нормативный и диагностический  аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает  модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом  ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные  рамки решения проблемы, обусловленные  характеристиками проблемной ситуации.

 

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой  заключается в анализе проблем  и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих  желаемое состояние объекта (или  сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

 

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное  образование, включающее в себя накладывающиеся  друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о  норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в  таком случае является средством  сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует  отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и  той же проблемной ситуации, что  обусловлено как различными представлениями  об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

 

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

 

— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

 

— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

 

Задачи проектной деятельности:

 

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

 

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

 

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

 

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

 

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа  и проект.

 

Программа — это развернутый  документ, прорабатывающий в масштабах  конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации  культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной  ситуации и обоснования приоритетов  культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

 

Проект может существовать в  двух формах:

 

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации  и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной  жизни территории;

 

б) как самостоятельный вариант  решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

 

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление  или профилактику различного рода проблем  путем содержательных и структурных  изменений в социокультурной  среде и в основных сферах жизнедеятельности  личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации  его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

 

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне  способов их разрешения, проекты могут  быть типовыми и уникальными. Если типовые  воспроизводимы в других ситуациях  с небольшой корректировкой в  соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и  объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных  сооружений, природных ландшафтов и  пр.).

 

Важнейшим структурным элементом  технологии проектирования является исследовательская  деятельность, поскольку именно проектировщик  должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или  иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности  личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о  идеальном состоянии целого и  способах его поддержки.

 

Причем, исследовательская процедура  выражается здесь не только в сборе  эмпирических показателей с помощью  социологического исследования или  контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое  проходит путь от проблематизации исходного  состояния объектной области  проектирования через формулировку целевых установок к определению  конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования — и социум, и культура — рассматриваются  как некие теоретические (а значит, в определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию  и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они  как бы подлежат искусственному расчленению  и последующей “сборке” в целевой  и содержательной части проекта.

 

Общую логику формирования проекта  можно представить следующим  образом:

 

Проблема-тизация Целеполагание  Инструментализация р р р р  р Проблемы Цели Задачи Методы

Информация о работе Управление культурными проектами