Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Вариант №8
Управление культурными проектами.
При изучении данной темы контрольной работы, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
№ 8 Социальные проекты компании направленные на развитие местного сообщества.
Введение
Одной из основополагающих характеристик
“человека культурного” является
его способность к проективной
деятельности, т.е. продуктивному воображению,
творческому и свободному преобразованию
реальности на основе “модели потребного
будущего”. Эта способность задается
самой сущностью культуры, которая
есть прежде всего совокупность “проектных”
(т.е. идеальных, духовных) способов и
результатов освоения и преобразования
мира — природы, общества, самого человека.
Смысл культурной деятельности заключается
в ее “улучшающем” характере, в
“культивировании” всех составляющих
человеческого бытия, в способности
выводить человека за свои пределы
в форме целеполагания, конструирования
идеального образа человека и мира.
В процессе производства (и освоения,
потребления) “предмета культуры”
человек рефлектирует относительно
его совершенных, идеальных форм
— идеальной структуры
Проективная (или проектная) деятельность
относится к разряду
Актуальность овладения
1. Понятие сущность и виды культурных проектов
По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.
Комбинация различных способов
проектирования в соотношении с
теми или иными составляющими
объектной области дает нам множество
вариантов проектной
Особое место в системе
Следовательно, успешность деятельности
специалиста социально-
1.2. Теоретические Основания
Преимущества технологии проектирования
по сравнению с другими методами
целенаправленных социокультурных
изменений заключается в том,
что она сочетает в себе нормативный
и диагностический подходы, характерные
для программирования и планирования.
При разработке программы акцентируется
нормативная сторона изменений,
т.е. образ “должного” доминирует над
диагнозом ситуации и реальной оценкой
имеющихся ресурсов, поэтому общая
стратегия программы
Таким образом, социокультурное проектирование
— это специфическая
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.
В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
Задачи проектной деятельности:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа — это развернутый
документ, прорабатывающий в масштабах
конкретной территории (района, города,
региона, федерации) всю совокупность
условий, необходимых для оптимизации
культурной жизни (т.е. процессов создания,
сохранения, трансляции и развития
культурных ценностей, норм, традиций,
технологий) и включающий в себя,
помимо анализа социокультурной
ситуации и обоснования приоритетов
культурного развития, функционально-содержательные
модели учреждений и организационно-
Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
По содержанию проблем, определяющих
актуальность проекта и новизне
способов их разрешения, проекты могут
быть типовыми и уникальными. Если типовые
воспроизводимы в других ситуациях
с небольшой корректировкой в
соответствии с местными условиями
(например, проекты стандартных учреждений
культуры), то уникальные не могут тиражироваться
в силу неповторимости ситуации и
объектной области
Важнейшим структурным элементом
технологии проектирования является исследовательская
деятельность, поскольку именно проектировщик
должен, во-первых, знать, видеть реальные
проблемы функционирования той или
иной объектной области (например, культуры
региона, среды и условий
Причем, исследовательская процедура
выражается здесь не только в сборе
эмпирических показателей с помощью
социологического исследования или
контент-анализа прессы. Проектирование
есть прежде всего идеально-мыслимое
представление о конечном продукте
(параметрах того или иного явления,
новом качестве объекта), которое
проходит путь от проблематизации исходного
состояния объектной области
проектирования через формулировку
целевых установок к
Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:
Проблема-тизация