Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
(мероприятия и содержание
исполните-лей и аудитории
Нижний раздел таблицы, обозначенный
как развертывающаяся система действий,
отражает общую логику реализации проектного
решения. Мы видим, что технология проектирования
и практическая реализация проекта
представляют собой как бы два
встречных вектора
Следует отметить, что не только конструктивная
фаза разработки проекта (этап инструментализации),
но и целеполагание носит
Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:
1. Ситуация, характеризующая совокупность
обстоятельств и условий
2. Локальная ситуация, радиус которой
совпадает с той или иной
территориально-
3. Ситуация, обусловленная вполне
конкретными обстоятельствами
Масштаб анализируемой ситуации определяет
радиус действия проекта или программы.
Социально-культурные проблемы, типичные
для большинства регионов России,
решаются в рамках Федеральных программ.
Специфические региональные проблемы
актуализируют программы
Однако независимо от радиуса разрабатываемого
проекта, необходим учет проблем
всех уровней, ибо все они взаимосвязаны
между собой: проблемы общенационального
масштаба существенно влияют на содержание
и характер жизнедеятельности человека,
независимо от места его проживания,
региональные проблемы могут быть общими
для большинства территорий России,
а проблемы социальной группы, выявленные
в конкретных жизненных обстоятельствах,
могут рассматриваться в
Выделение общесоциальных, локальных
и индивидуальных ситуаций дает возможность
осуществить взаимосвязь и
Локальные проекты
Региональные программы
Федеральные программы
Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и
В процессе разработки программы очень
важно найти оптимальное
С другой стороны, культура (культурная
деятельность) является условием и
средством решения проблем и
задач, находящихся в других плоскостях
социального и индивидуального
бытия. Проекты такого типа в качестве
своей конечной цели предполагают оптимизацию
процессов жизнедеятельности (человека,
социальной группы, региона и т.д.),
а культура выступает в качестве
средства, условия такой оптимизации.
Например, создание условий для возрождения
и развития народных ремесел и
промыслов может частично решить
проблему занятости. Художественное объединение
может стать средством решения
социально-психологических
Приоритетные области
Аудитория проекта — носитель социально-культурных
и личностных проблем, т.е. социальная
категория или группа населения,
характеризующаяся
Проблемная ситуация в данном случае
имеет четко выраженного
В процессе проектирования необходимо
учесть основные параметры, характеризующие
специфику рассматриваемой
— проблемы, носителем которых является данная общность;
— социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
— знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
— ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Методы — это пути и способы
достижения целей и решения задач,
средства — совокупность приемов
и операций достижения цели. В рамках
проекта методы и средства конкретизируются
совокупностью планируемых
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия
Практические мероприятия
В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:
1. Органы принятия решений в
сфере культуры, чьи функции связаны
с обеспечением разработки
2. Государственные и
3. Общественность, группирующаяся
вокруг конкретных программ, проектов,
для которой участие в их
реализации является способом
культурного наполнения жизни,
служит объединяющим и
Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:
— для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере — хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).