Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Основной целью настоящего дипломного проекта явления анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях трансформационной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.

Содержание

Введение
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства
1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса
2. Проблема бедности в России
2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения
2.2 Подходы к измерению бедности
2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности
3. Стратегия социальной политики в Мясниковском районе Ростовской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы.rtf

— 5.33 Мб (Скачать)

В странах Ближнего зарубежья приняты законы о минимальных потребительских бюджетах в Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине. Беларусь и Молдова используют нормативный метод определения величины прожиточного минимума, основанный на стоимостной оценке наборов потребительских благ и услуг (как и Россия). Украина и Киргизия применяют комбинированный нормативно-статистический метод. На Украине с 1994 года действует закон "О черте малообеспеченности", определяющий прожиточный уровень населения страны. Показатель "черта малообеспеченности" используется для определения уровня бедности и права на государственную социальную помощь. Данный показатель рассчитывается только для нетрудоспособных граждан на основе нормативного набора продовольственных товаров (30 продуктов при суточной калорийности 1835,6 килокалорий) и менее 30% доли расходов на непродовольственные товары и услуги.

В России в качестве официально установленных показателей бедности используются, прежде всего, показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Принятие в 1999 - 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - "Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000 г., означает практическую реализацию Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит, как уже сказано, нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Автоматически это привело также к вводу в действие Федерального закона "О государственной социальной помощи", принятого в июле 1999 г.

Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках ее абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам в расчете на душу населения в целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за I квартал 2000г. в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000г. No 421 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г.".

Согласно статье 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (от 24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская корзина - это минимальный набор (в натуральном выражении) продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи.

Прожиточный минимум в Российской Федерации устанавливается законодательно (статья 2 рассматриваемого Федерального закона) для следующих целей:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета;

оценки уровня жизни соответствующего субъекта Российской Федерации;

оказания социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Российскому законодательству, федеральная потребительская корзина, федеральный прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры), а также методические рекомендации по разработке потребительской корзины и величины прожиточного минимума устанавливаются Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина и прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации устанавливаются, соответственно, законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций, особенностей местного потребления и др. Официально установленные прожиточные минимумы (федеральный и региональные) пересматриваются ежеквартально.

Итак, существуют различные подходы к измерению бедности, но остановимся на России. Официально принятым в стране методом измерения бедности является концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности, к бедным относятся граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума. Стоимостная оценка набора товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, получила название бюджета прожиточного минимума, или бюджета минимальных потребностей. В России в качестве официально установленных показателей бедности используются показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (Приложение 2). Определив как измерить бедность в нашей стране, я хочу перейти к анализу распростронения бедности на территории нашей страны, рассмотреть масштабы бедности и составить рейтинг регионов по данной проблематике.

 

2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности

 

В России всегда шли споры о реальных масштабах бедности и всегда предполагалось, что статистика корректирует эти показатели.

Качество управления в регионах должны оценивать ведущие эксперты в области политики, экономики и социальных отношений. Одним из таких экспертных центров является проект "Социальный атлас российских регионов". Проект был создан по инициативе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ старейший в России социологический центр, имеющий опыт крупных исследований в области социальной политики как российских, так и международных) и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ учебный и научно-исследовательский центр, известный своими разработками в области экономических реформ в России. Кроме того, АНХ - крупный учебный центр подготовки менеджеров различных направлений, вузовской и послевузовской подготовки экономистов и социологов).

"Социальный атлас российских регионов", характеризует социально-экономическую ситуацию в субъектах РФ. То есть отражает маштаб распространения бедности в нашей стране.

Первый шаг при разработке типологии -- обоснование выбора компонентов (что принимаем во внимание?) и выделение приоритетов (что важнее всего?). Выбор компонентов сделан в соответствии со структурой тематического раздела: оценивается состояние экономики, рынок труда, положение домашних хозяйств, особенности расселения, миграционная и социально-демографическая ситуация. В типологию не включались социально-инфраструктурные показатели, поскольку они, как правило, являются производными от перечисленных выше компонентов. Индикаторы представлены в таблице типов, анализ каждого из них дан в тематическом разделе.

Типология строится иерархически, с выделением базовых дифференцирующих признаков. Их выбор сделан на основе экспертного и аналитического опыта. Таких компонентов два:

- уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств -- главный дифференцирующий признак в переходной России, причем его индикаторы (душевой ВРП, отношение денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности) рассматривались как триединый компонент, чтобы оценить совокупно производство дохода, его потребление и неравенство по доходу;

- освоенность территории, оцениваемая через плотность населения, которая отражает степень благоприятности климата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой и многое другое. Для огромной и разнообразной территории России учет территориального фактора чрезвычайно значим.

Типология строится в системе координат, позволяющей выделить четыре "крайние точки", которыми являются субъекты РФ:

- "богатые" и освоенные;

- "богатые" и слабоосвоенные;

- "бедные" и освоенные;

- "бедные" и слабоосвоенные.

Имея систему координат, несколько легче структурировать и другие социально-экономические и социально-демографические характеристики регионов. Они накладываются на базовые различия и дополняют типологию, хотя вполне понятно, что полной синхронности изменений всех компонентов по типам быть не может. Диспропорции регионального развития в России настолько сильны, что в качестве "богатых" субъектов -- экономических лидеров можно выделить только Москву и два автономных округа Тюменской области. К "богатым" Тюменским округам приближается нефтедобывающий Ненецкий АО, но пока только по показателю ВРП. Следующая группа регионов отстает от лидеров существенно, она названа относительно развитой. Наиболее велика и размыта "середина", т.е. медианная группа. Группа аутсайдеров также разнородна. Помимо базового разделения по доходу и освоенности, две последние группы разделены по географическому местоположению с учетом уровня урбанизации как дополнительного фактора.

Помимо огромного социального расслоения по доходу, для России характерны и сильные региональные различия. Это видно невооруженным глазом, достаточно отъехать от Москвы на сотню-другую километров. Однако статистика доходов дает относительное представление о том, как живет население в разных регионах.

Если верить данным официальной статистики, то региональные различия темпов роста реальных доходов более чем троекратные - от 5,2 раз в республике Дагестан до 1,5 раз в Магаданской области (рис. 1). Дагестан относится к слаборазвитым регионам, в которых доходы населения за 2000-е гг. в целом росли быстрее. Это следствие значительного увеличения федеральной помощи, а также эффекта низкой базы (в регионах с низкими исходными показателями один и тот же количественный прирост в рублях обеспечивает более высокий процент роста, чем в регионах с исходно более высокими показателями). Но расчеты показывают, что ускоренный рост доходов отмечался не во всех слаборазвитых республиках и автономных округах, еще менее это характерно для депрессивных и проблемных регионов.

Как правило, ускоренный рост доходов в слаборазвитых регионах достигается с помощью двух основных механизмов - существенного повышения оплаты труда в бюджетной сфере и роста объема социальных трансфертов. Но для российских регионов - лидеров роста доходов причины успеха иные. В Дагестане и Ингушетии темпы роста доходов населения были максимальными в стране не столько вследствие значительного увеличения зарплат бюджетников, сколько из-за роста статистических дооценок скрытой оплаты труда. Социальные трансферты играли в этом феноменальном росте несущественную роль, их доля в доходах населения Дагестана снизилась за 2000-2006 гг. с 17 до 10%. Совсем по другой причине резко выросли доходы населения Агинского Бурятского округа. На его территории "прописались" структуры одной из крупных нефтяных компаний, поэтому доходы окружного бюджета резко выросли, а вследствие этого - и заработки в бюджетном секторе, и дотации сельхозпроизводителям (это две самые большие группы занятых в округе).

 

Рис. 1. Динамика реальных душевых денежных доходов населения регионов РФ, 2007 г. к 1999 г., в %

 

Помимо некоторых слаборазвитых регионов, доходы населения росли опережающими темпами там, где активно заработали конкурентные преимущества: резко выросла добыча нефти (Ненецкий АО и Сахалинская область), быстро расширялась зона влияния крупнейшей агломерации (Московская область), в условиях экономического подъема заработал эффект более выгодного приморского географического положения (Калининградская и Ленинградская области). Для этих регионов, как и для слаборазвитых, высокие темпы роста отчасти обусловлены эффектом низкой базы. Но есть совсем иные примеры. В Приволжском федеральном округе лидерами роста доходов населения стали две наиболее экономически развитые республики - Татарстан и Башкортостан. Их успешное развитие в немалой степени обусловлено особыми отношениями с федеральным центром, перечислявшим этим республикам значительные трансферты в течение 2000-х годов. Для сравнения, динамика роста доходов населения С.-Петербурга была высокой только в 2003-2005 гг., хотя город и сейчас имеет особые преимущества, обеспечивающие приток инвестиций и регистрацию крупных компаний-налогоплательщиков. Но на доходах населения в 2006-2007 гг. это сказывалось все менее существенно, и в целом за 1999-2007 гг. темпы их роста (2,8 раз) ненамного превышали средние по стране (2,5 раз). В результате среднедушевые денежные доходы жителей второй столицы вдвое уступают доходам москвичей. Среди относительно развитых регионов наиболее высокими темпами роста доходов населения (в 3 раза) выделялась только Свердловская область, причем без специальной федеральной поддержки.

В итоге можно утверждать, что факторы опережающего роста доходов населения регионов чрезвычайно разнообразны:

- экономический фактор: ускоренный рост доходов населения в регионах с естественными преимуществами, но исходно низкой доходной базой;

- перераспределительная социальная политика федерального центра: опережающий рост доходов части слаборазвитых регионов;

- политический фактор: особая поддержка некоторых регионов, что проявляется в опережающем росте доходов их населения;

- институциональный фактор: особые отношения с бизнесом, увеличивающие доходы бюджета региона (данный фактор уходит в прошлое);

- прочие (в том числе виртуальный фактор): статистические дооценки доходов и др.

Первые два фактора играют ведущую роль, но только второй из них явно смягчает пространственные различия. Политический фактор оказывает существенное влияние, ведь финансовая помощь федерального центра оказывается далеко не только исходя из принципа "подтягивания" слабых. Многофакторность и разновекторность влияния на динамику доходов населения приводит к тому, что измерения регионального неравенства не показывают четкой тенденции к его сокращению или росту.

Информация о работе Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы