Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Основной целью настоящего дипломного проекта явления анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях трансформационной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.

Содержание

Введение
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства
1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса
2. Проблема бедности в России
2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения
2.2 Подходы к измерению бедности
2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности
3. Стратегия социальной политики в Мясниковском районе Ростовской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы.rtf

— 5.33 Мб (Скачать)

На основе деятельности данного учреждения и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года можно выявить основные направления социальной политики и ее характер с учетом выявленных проблем.

Основными целями социальной политики Мясниковского района должны стать следующие:

- последовательное повышение уровня жизни населения Мясниковского района;

- снижение социального неравенства;

- обеспечение доступности и достойного качества основных социальных благ: медицинского, социального, пенсионного обслуживания, получение образования;

- повышение уровня жизни самих сотрудников бюджетной сферы - учителей, врачей и т.д., создание им условий для работы в регионе.

Ключевыми принципами социальной политики должны стать:

- адресность социальной поддержки;

- увеличение бюджетного финансирования социальной сферы при одновременном усилении контроля за расходованием средств, достижение прозрачности и эффективности системы социального субсидирования;

- расширение рынка предоставляемых социальных услуг, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций, развитие конкурсного финансирования в социальной сфере;

- усиление ответственности областного и местного бюджетов за взятые на себя обязательства в области социальной сферы;

- улучшение качества управления процессами в социальной сфере региона, в том числе за счет создания системы информационного мониторинга социальной сферы.

Образование. Инвестиции в образование и культуру, и, как следствие, в человеческий капитал, являются одной из приоритетных задач региональных органов власти. Для развития образования необходимо участие в экспериментах по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования; повышение качества образования на селе; развитие материально-технической базы учреждений общего образования; внедрение новых технологий обучения, развитие единой образовательной информационной среды, оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой, подключение к Всемирной сети Интернет.

Одной из важнейших кадровых проблем развития экономики района является отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала высокого и среднего звена, поэтому необходимо усовершенствовать систему переподготовки кадров.

Основной целью регулирования трудовых отношений в области является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.

Стратегическими задачами районной политики в области социальной поддержки должны являться:

- смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества, повышение ответственности семей за собственное жизнеобеспечение и благосостояние;

- повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам;

- создание инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости малоимущих слоев населения.

Основным приоритетом политики в сфере социальной помощи должно быть усиление адресности и дифференциации предоставления социальных льгот, выплат и социальных услуг населению, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание поддержки социально уязвимым гражданам.

Переход к адресной социальной поддержке социально незащищенных слоев населения является одной из основных задач реформы финансирования социальной сферы. Существенным недостатком действующей системы социальной помощи является недостаточная согласованность между собой различных социальных выплат и льгот (одно и то же домохозяйство одновременно может быть получателем большого числа различных видов социальной помощи и льгот). Следовательно, необходимо упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных областных и муниципальных льгот с тем, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам. В связи с этим нужно провести инвентаризацию получателей льгот с целью формирования единой информационной базы.

Социальная помощь должна оказываться только малообеспеченным гражданам, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации, при этом малообеспеченность граждан не должна стать поводом для длительного оказания помощи. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации.

Еще одним и не менее важным элементом социальной помощи является областная система социального обслуживания населения. Необходимо реализовать меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы системы социального обслуживания, расширению сферы социальных услуг, обеспечению прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на социальную помощь.

В связи с ростом численности граждан с ограниченными возможностями, прежде всего детей, возросла потребность в социальных услугах по медико-социальной, профессиональной и психологической реабилитации. Также в последние годы увеличилась численность других групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексной реабилитации (военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства). Среди наиболее острых проблем - распространение наркотиков, насилие в семье, рост преступности среди несовершеннолетних, что неразрывно связано с социальным сиротством и детской безнадзорностью.

Основными задачами социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией России и действующим законодательством; развитие специализированной сети учреждений социального обслуживания: отделений дневного пребывания, надомного обслуживания граждан пожилого возраста; развитие сети специализированных отделений социальной помощи на дому, социально-реабилитационных отделений; принятие мер к активному привлечению пенсионеров к участию в выполнении областных социальных программ (поддержка общественных организаций, ассоциаций, клубов общения пенсионеров, частной инициативы, развитие и поощрение волонтерства, создание специальных рабочих мест, привлечение социальных работников на общественных началах).

Основные направления социальной защиты инвалидов включают:

- создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

- создание центров профессиональной, социально-медицинской и социально-психологической реабилитации;

- обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни: на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте, облегчающих труд и быт инвалидов, формирование градостроительных, транспортных и коммуникационных предпосылок доступности производственной и социальной инфраструктуры, а также системы социальной безопасности социально уязвимых групп населения;

- обеспечение государственной поддержки в укреплении материально-технической базы и техническом перевооружении учреждений социальной защиты населения и протезно-ортопедических предприятий;

- создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся.

Здравоохранение. Одной из основных задач в здравоохранении является оптимизация системы учреждений здравоохранения района и повышение эффективности их деятельности. Оптимизация структуры и специализации лечебно-профилактических учреждений необходима в силу того, что вплоть до настоящего времени не находят должного применения такие экономически выгодные и привлекательные для пациентов стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия), организация профилактической работы с населением носит формальный характер; сохраняются лечебно-профилактические учреждения без необходимых специалистов; нередко проводится неэффективное и ненужное с медицинской точки зрения лечение пациентов.

Программа оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений должна включать в себя следующие составляющие:

- анализ сложившейся структуры лечебно-профилактических учреждений (частных, муниципальных, региональных, федеральных, ведомственных) и выполняемых каждым элементом этой структуры функций;

- перераспределение функций между лечебно-профилактическими учреждениями различного подчинения с учетом наибольшей эффективности выполнения медицинских услуг в масштабах региона;

- координация и централизация предоставления специализированных дорогостоящих услуг населению в сфере здравоохранения на межрайонном уровне (что позволит обеспечить разделение функций по высокопрофессиональному лечению с применением дорогостоящих технологий по нескольким муниципальным образованиям);

- внедрение принципов рационального (по соотношению эффективности и затрат) выбора форм оказания медицинской помощи;

- внедрение принципов многоуровневой системы оказания медицинской помощи (которая может включать в себя следующие уровни: амбулаторно-поликлинический; дневные стационары лечебно-профилактических учреждений; стационары краткосрочного пребывания; стационары интенсивного лечения; стационары долечивания с круглосуточным пребыванием пациентов; стационары на дому; стационары медико-социальной помощи.

В сельской местности оптимизация сети лечебно-профилактических учреждений должна проводиться со своими особенностями. Повышение управляемости системы сельского здравоохранения и снижение его расходов может осуществляться на основе концентрации высокотехнологического оборудования и высококвалифицированных кадров в межрайонных центрах и областных специализированных центрах.

Благодаря оптимизации бюджетных расходов необходимо изыскивать дополнительные средства на дальнейшее развитие здравоохранения, полноценное финансирование медицинских услуг.

Молодежная политика. Политика районной администрации в социальной сфере должна быть всесторонней и направленной на социальную защиту всех слоев населения. Выше уже шла речь о поддержке малоимущих, пожилых граждан и инвалидов. Но и молодое, самое активное население тоже нуждается в поддержке властей.

Районная молодежная политика должна быть направлена на решение таких задач, как :

- профилактика социально-негативных тенденций;

- создание условий для творческой самореализации и всестороннего развития подростков и молодежи;

- социальная адаптация молодежи;

- развитие детского и молодежного общественного движения и системы социальных служб и служб организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма для молодежи;

- содействие временной и сезонной занятости молодежи;

- укрепление института семьи, поддержку молодых семей и повышение рождаемости.

Таким образом, можно подвести следующий итог вышеизложенному: на основе проведенного опроса жителей Мясниковского района, были выявлены определенные проблемы в проводимой органами власти социальной политике, к таким проблемам были отнесены: недобросовестность и низкая квалификация чиновников и большое влияние "связей" на эти процессы, недостаточное финансирование и оперативность процессов, регулирующих социальное настроение общества. На основе анализа деятельности органа, управляющего социальными процессами в районе и стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, были выявлены пути и способы проведения более эффективной социальной политики, ее основные направления и цели.

Для борьбы с бедностью в России, нужно исходить из самых ее глубин, нужно эту проблему искоренить на местах, проводить в регионах соответствующие мероприятия. И в первую очередь направить защиту в пользу малообеспеченных, в пользу пенсионеров, многодетных семей, матерей одиночек и инвалидов. Для того, чтобы побороть бедность, нужно выработать каркас - стратегию мощной социальной поддержки населения, а потом осуществлять финансирование.

 

 

Заключение

 

Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй - социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс "социализации" экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах. Это связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной для России.

Несмотря на достигнутые успехи, очевидно, что до полного решения многих социальных вопросов в нашей стране еще достаточно далеко. Более того, некоторые проблемы в области обеспеченности населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других, входящих в современное понятие "качество жизни", даже имеют тенденцию к обострению. Это связано как с неадекватной ресурсной обеспеченностью социальной политики, так и с недостатками в ее практическом осуществлении. Социальная политика - как на федеральном, так и на региональном уровне - далеко не всегда реализуется как единое целое. Нередко отдельные социальные проблемы решаются автономно, без комплексной увязки с другими направлениями "социального регулирования".

Информация о работе Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы