Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Основной целью настоящего дипломного проекта явления анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях трансформационной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.

Содержание

Введение
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства
1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса
2. Проблема бедности в России
2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения
2.2 Подходы к измерению бедности
2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности
3. Стратегия социальной политики в Мясниковском районе Ростовской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы.rtf

— 5.33 Мб (Скачать)

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

- Жизнеобеспечивающая функция (функция социальной защиты) заключается в формировании нормальных условий жизнедеятельности всех слоев общества.

- Воспроизводственная функция состоит в расширенном воспроизводстве человеческого капитала. В узком (демографическом) смысле это означает расширенное воспроизводство населения. В народнохозяйственном смысле - повышение благосостояния, образования, квалификации, духовное и физическое оздоровление людей, активизацию их экономической деятельности и социальной (трудовой и территориальной) мобильности.

- Макроэкономическая функция определяется, главным образом, использованием государственных расходов на социальные нужды в качестве одного из инструментов экономического роста и достижения рационального баланса между производством и потреблением.

- Стабилизационная функция заключается в достижении и закреплении предпосылок устойчивого развития путем сглаживания наиболее острых социальных противоречий между различными слоями населения. На практике это означает перераспределение определенной части доходов от наиболее обеспеченных к наименее обеспеченным социальным группам.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики - гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:

социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, по максимуму, одинаковые условия для всех граждан страны.

Выделяют следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. Данные понятия несут в себе общую цель и назначение - это гарантированная система материального обеспечения граждан в денежной и (или) в натуральной форме по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством. Другими словами это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Социальная политика государства образует следующую структуру:

 

Признаки

Характеристики социальной политики

Уровень разработки и реализации социальной политики

1.Государственная социальная политика.

2.Региональная социальная политика.

3.Муниципальная социальная политика.

4.Социальная политика на предприятии, в организации, учреждении.

Содержание мероприятий, задач социальной политики

Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические, демографические, идеологические, пропагандистские, социокультурные.

Период реализации социальной политики

Долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная, текущая

Эффективность/Неэффективность

1.Эффективная - действенная, результативная, реализованная в значительной мере, понятная населению

2.Неэффективная - нереальная, не реализованная в значительной мере, отторгаемая населением


 

Существенное значение для формирования социальной политики имеет создание ее нормативно-правовой базы. В РФ формируется конституционная, законодательная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране и регламентированию социальной помощи населению. Наиболее полное представление о правовой защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, мединциского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Они определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения.

Итак, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом необходимо отметить, что социальная политика государства, выступает как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, и эти процессы тесно увязаны с общеэкономической ситуацией в стране. Общие принципы, функции социальной политики определяют ее направленность на улучшение качества жизни населения и обеспечение эффективного механизма регулирования и контроля за изменениями в социальной сфере.

 

 

1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства

 

Государство - это система огромного количества целевых, ценностных, цивилизационно-исторических, социально-структурных, интеллектуально-кадровых и иных характеристик. В самом общем плане его можно представить как целостное единство власти, народа и территории. Сущность же государства заключается в том, что государство, обладая властными полномочиями, упорядочивает жизнь всех субъектов общественных отношений, контролирует и законодательно регулирует их деятельность в полезное русло, запрещая при этом, под угрозой санкций и наказаний, то, что наносит обществу вред.

С точки зрения системного подхода социальность государства можно рассматривать как одну из важнейших системных характеристик современного цивилизованного государства. В таком государстве доминирует не традиционная экономическая составляющая, а социальная. Его экономика не просто эффективна, а четко социально ориентирована, обеспечивает не только экономическую и оборонную мощь страны, но и гарантирует высокий уровень социальный отдачи в интересах каждого законопослушного гражданина и его семьи. В этом и заключается основной смысл социального государства, которое мы сегодня определяем как социальное.

В 1993 году в России была принята Конституция, которая в статье 7 провозгласила: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Российская Федерация конституционно провозглашена как демократическое правовое социальное федеративное светское государство с республиканской формой правления. На основе Конституции были сформированы новые органы государственной власти. Постепенно выстраивались качественно новые отношения между обществом и властью. Постепенно реализуются приоритетные национальные проекты и программы в области здравоохранения, образования, ЖКХ и продовольственного комплекса, т.е. в самых важных отраслях социального обеспечения стратегического развития страны на пути к демократии, законности и демографического оздоровления.

Вместе с тем нельзя не понимать, что российское общество не связывало раньше и не связывает сегодня свое стремление в годы перестройки и радикальных демократических трансформаций с неожиданным для подавляющего большинства из них обнищанием. По данным Федеральной службы государственной статистики, почти 30% населения современной России живет ниже черты бедности. Разрыв в уровне доходов в десятипроцентных прослойках самых богатых и самых бедных россиян превысил в настоящее время 25 раз. Причем разрыв этот увеличивается. Рост доходов основной массы людей существенно отстает от роста цен и тарифов. Наибольший разрыв (более чем в 30 раз) наблюдается в сферах торговли, финансовой деятельности, предоставления услуг. Наименьший (менее 13 раз) в электроэнергетике, водо- и газоснабжении, транспорте. К тому же более полумиллиона работодателей не отказались от практики "серых" зарплат. В то же время только с 2002 года объем коррупционных доходов в стране вырос примерно на 50%. Экс - Президент Российской Федерации, а ныне Глава Правительства В.В.Путин задал твердый стратегический курс страны на повышение качества жизни людей. Он постоянно напоминает, что главная задача государства - "работать на граждан, защищать их права, интересы, собственность, безопасность самой жизни", подчеркивает, что "ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества". Объективные же условия для реализации всего этого есть. Возросшие экономические возможности позволяют государству "направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, а, по сути, - в рост благосостояния людей, в завтрашний день".

В нашей стране был период сложного, противоречивого и бессистемного становления социального государства с большими социальными издержками. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики, последняя осуществлялась по остаточному принципу. Теперь, по мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства, политическим установкам В.В. Путина и Д.А. Медведева по вопросам преодоления бедности и обеспечению достойной жизни граждан России на основе научно обоснованной Концепции и комплексной программы государственных мер. Эта потребность вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и социальной практики со странами СНГ, ЕврАзЭС, европейскими странами, подписавшими социальную хартию, многие из которых, по конституциям, являются социальными государствами.

Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого и трудового потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

- доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство мужчин и женщин;

- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Социальное государство - наиболее эффективный способ соединения реальной и гарантированной свободы с властью и правом.

Социальным является лишь то государство, которое не на словах и предвыборных лозунгах, а на деле проводит сильную социальную политику, гарантирует, как это закреплено в законодательстве страны:

оптимальный прожиточный минимум, но не за счет социальной благотворительности, а на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации занятости, установления разумного минимального уровня оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой труда и предоставления реальных возможностей на содержательный отдых;

достойное социальное обеспечение по возрасту и инвалидности;

реализацию права на бесплатное или социальное жилье на основе законодательно утвержденных федеральных и региональных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, приемлемых условий ипотечного кредитования и т.д.;

доступность бесплатного или за доступную плату качественного медицинского обслуживания для широких слоев населения, включая бесплатную медицинскую помощь по всей номенклатуре официально утвержденных стандартов медицинских услуг;

доступность бесплатного или за доступную плату качественного образования в соответствии с реальными возможностями человека, потребностями рынка труда и духовно-нравственного развития общества.

Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются:

соблюдение прав и свобод человека;

проведение активной и сильной социальной политики;

обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

Информация о работе Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы