Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Основной целью настоящего дипломного проекта явления анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях трансформационной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.

Содержание

Введение
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства
1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса
2. Проблема бедности в России
2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения
2.2 Подходы к измерению бедности
2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности
3. Стратегия социальной политики в Мясниковском районе Ростовской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы.rtf

— 5.33 Мб (Скачать)

Явно недостаточен учет особенностей социальной политики, реализуемой на региональном уровне, что является одним из наиболее узких мест в государственном регулировании данных процессов. Более того, роль субъектов Федерации в политике социального развития может быть усилена.

Часть населения находиться на грани опущения на "дно", ввиду сложных экономических обстоятельств. Эти люди пребывают в состоянии сложной социальной депрессии, они не живут, а стремятся выжить.

Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные социальные пособия и выплаты малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д.

Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Её, я думаю, нельзя искоренить, но можно уменьшить, и только путем создания единой, пронизывающей все сферы жизни людей, социальной политики.

В дипломном проекте были раскрыты основные понятия, такие как - социальная защита, социальное обеспечение, социальная сфера, ее участники, социальная политика. На основе анализа информации, были выявлены основные характеристики социального государства, степень участия государственных органов в жизни людей. Государство - есть инструмент обеспечения высокого уровня и качества жизни населения страны. К основным принципам социальной политики были отнесены: гуманизм, социальная справедливость, системность, сбалансированность, открытость, демократизм, адресность; к функциям - жизнеобеспечивающая, воспроизводственная, макроэкономическая, стабилизационная.

На основе анализа и изучения политических установок представителей власти, сделан вывод, что на современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются такие приоритеты, как: демографическая политика, обеспечение достойного уровня жизни людей, социальная защита населения, усовершенствование сферы занятости, сферы охраны окружающей среды, формирование социокультурной среды, разработка и реализация стратегии управления наукой. В связи с мировым экономическим кризисом, нельзя не учесть социальные изменения внутри страны. Государство разработало программу антикризисных мер, где не малое значение отводится социальной сфере. Также был изменен значительно, бюджет страны на текущий 2009 год, который тоже стал в основном социально-ориентированным. В дипломном проекте рассмотрена одна из наиболее важных проблем современности, это - бедность. Даны различные определения этому явлению. Установлено, что степень бедности более выражена в сельских поселениях, и по-прежнему существует резкая дифференциация в доходах населения и на основе этого, в уровне и качестве жизни людей. Измерить бедность в России, можно с помощью величины прожиточного минимума, если доход гражданина ниже данного показателя, то он отнесится к категории бедных. Масштабы бедности в России разнообразны, в зависимости от региона. Существует как социальное расслоение по доходу, так и сильные региональные различия.

На основе анализа общественного мнения, было выявлено, интересует ли общество социальная политика государства вообще и в частности по Мясниковскому району. Было определено, что большинство интересуется и считет, что государство имеет огромное влияние на их качество жизни. В связи с этим была изучена проводимая социальная политика в Мясниковском районе, рассмотрена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года и были определены основные пути усовершенствования существующей системы социальной защиты в Мясниковском районе. В соответствии с поставленной целью был проведен анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ в целом, путем решения существующих социальных проблем в регионах, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях кризисной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.

 

 

Список использованной литературы

 

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) / РГ. 10 декабря, 1998 г.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.

Федеральный закон № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 мая 2000 г. № 75-ФЗ // Российская газета. 30.05.2000 г.

Федеральный закон № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" ) от 31 .03.2006 г. (Принят Государственной Думой 10 марта 2006 года) / РГ. Опубликовано 4 апреля 2006 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 апреля 2009 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов""

Приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" / РГ. Опубликовано 10 декабря 2008 г.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год / РГ. Опубликовано 20 марта 2009 г.

"Концепция социального государства Российской Федерации" / РГ. от 20 января 2004 г.

Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 10 мая 2006 года / РГ. Опубликовано 11 мая 2006 г

Постановление №176 от 19.12.2005 Главы Мясниковского района "Об утверждении Положения муниципального учреждения социальной защиты населения администрации Мясниковского района"

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года"

Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Проблема бедности в современной России // 2003г. -№ 20 (213)

Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения Серия: Основные проблемы социального развития России // 2007 г., №21 (338)

Апостолова Т.М. , Косевич Н.Р. "Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации" М.: 2008 г.

Асжина М.А, Чибриков Г.Г., Основы экономической теории"-М.: "Норма", 2006г.

Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. - 2001. - №8. - С. 55-60.

Белоусова С.Анализ уровня бедности // Экономист - 2006 - N 10 - С.64-71

Василенко Л.А., Романов В.Л., Инновационная подготовка кадров государственной службы // М., 2006. С. 9.

Горшков М.К., Свобода, неравенство, братство. Социологический портрет современной России // М., 2007. С. 70-74

Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян //Социс.-2004. - №3

Гонтмахер Е.Ш. Социальные реформы. Что завтра? - М., 2005, с.45-51

Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в 90-х годах. // СПб., 2003., С23

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. // М.: "БЕК", 2001. С. 576

Иванов В.Н., А.В.Суворов, Неравенство и бедность населения: решения проблемы в России и за рубежом // Проблемы прогнозирования. - 2006. - N 3. - С.132-148

Ищенко М.А., Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. Стратегия сокращения бедности.// М., 2006 г., с. 29

Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М., 2002. С. 47-60.

Кравченко А.И. Введение в социологию // М. 2006 г., с. 63-70

Материалы круглого стола. Концепция социального государства. На пути к социальному государству. Материалы круглого стола // 19 ноября 2002 г. - М., АТиСО. 2003. С. 167-203

Материалы круглого стола. Россия - социальное государство. Декларация, реальность, перспектива. 31 марта 2005 г. -М., АТиСО. 2003. С. 63-87.

Минакова Е.А. Приоритеты Мясниковского района. // "Вестник" № 7 с.14, 2007г.

Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов // Общество и экономика.-2005.-№5.-с.5-12

Невинная И.Н. "Европа разлюбила рынок" / Российская газета - Федеральный выпуск №4858 от 27 февраля 2009 г.

Независимый Институт Социальной Политики. Проект "Анти-рейтинг российских регионов" // 2008 год

Независимый институт социальной политики, программа "Социальный атлас российских регионов" // 2007 год

Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. - М., 2007, с 69 - 75

Ржаницина Л.С., Институт экономики РАН ,Вопросы теории и практики сокращения бедности в России, 2005 г.

Соболевская А.А. Основные пути борьбы с бедностью / А.А.Соболевская, А.К.Попов // Трудовое право. - 2005. - N 10. - С.54-66 Социс. - 2003г.- №6

Филиппова Н.П. Борьба с бедностью как приоритет государственной социальной политики: поиск новых решений / Современные проблемы социально-экономического развития страны. Сборник работ аспирантов и докторантов Института экономики РАН - М.: ИЭ РАН, 2005, с. 22 - 25

Филиппова Н.П. Роль и функции социальной политики в общественном развитии // Экономические науки. 2008, № 3, с. 13 - 15.

Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001, с 45-49.

Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2008г. - №8. - с.54

Шевяков А.Ю. Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства: Докл. на Совете по экономике Отделения общественных наук РАН. - М., 2007.

Ярмиев М.З. Репрезентация бедности как социальной проблемы российских СМИ // Социол. исслед. - 2008. - N 4. - С.67-72.

Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов, СПб., 2001

Социальная политика: Энциклопедический словарь Волгина Н.А.

Социологический энциклопедический словарь, под. Ред. Г.В. Осипова.- М.- 1998

Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной)

Энциклопедический словарь экономики и права (электронная версия)

www.rg.ru

www.minzdravsoc.ru

www.gks.ru

www.donland.ru

www.edic.ru

 

 

Приложение 1

Субъекты РФ

Индекс неблагополучия

Республика Тыва 643

Магаданская область 488

Чукотский автономный округ 464

Камчатская область 407

Республика Алтай 395

Республика Бурятия 388

Читинская область 365

Сахалинская область 365

Курганская область 360

Амурская область 353

Еврейская автономная область 351

Красноярский край 348

Республика Саха (Якутия) 348

Иркутская область 346

Республика Коми 338

Тюменская область 330

Республика Калмыкия 323

Пермский край 323

Приморский край 321

Хабаровский край 318

Ивановская область 315

Кемеровская область 310

Новосибирская область 309

Республика Хакасия 307

Республика Карелия 305

Оренбургская область 302

Архангельская область 297

Кировская область 295

Тульская область 295

Алтайский край 291

Калининградская область 290

Томская область 288

Ленинградская область 287

Смоленская область 286

Тверская область 286

Новгородская область 286

Вологодская область 286

Удмуртская Республика 282

Костромская область 277

Челябинская область 276

Свердловская область 275

Республика Марий Эл 273

Владимирская область 272

Псковская область 271

Республика Адыгея 270

Ульяновская область 268

Чувашская Республика 263

Брянская область 262

Ярославская область 262

Астраханская область 262

Рязанская область 261

Нижегородская область 257

Калужская область 254

Липецкая область 254

Омская область 253

Карачаево-Черкесская Республика 253

Оpловская область 248

Пензенская область 244

Тамбовская область 241

Воронежская область 238

Мурманская область 238

Волгоградская область 235

Республика Мордовия 235

Республика Ингушетия 234

Курская область 234

Республика Дагестан 226

Саратовская область 221

Самарская область 220

Кабардино-Балкарская Республика 206

Ростовская область 202

Московская область 199

Краснодарский край 199

Республика Башкортостан 198

Белгородская область 188

Ставропольский край 186

Республика Татарстан 182

Республика Северная Осетия - Алания 161

г. Санкт-Петербург 152

г. Москва 112

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в IV квартале 2008 года

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2008г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения:

 

 

Все население

В том числе

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного минимума

4693

5086

3712

4472

В том числе:

       

Стоимость потребительской корзины

4375

4568

3712

4472

Из нее минимальный набор:

       

Продуктов питания

1944

1998

1719

2010

Непродовольственных товаров

754

742

680

881

услуг

1677

1828

1313

1581

Расходы по обязательным платежам и сборам

318

518

х

х


 

По сравнению с III кварталом 2008г. величина прожиточного минимума возросла на 1,4%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 0,8%, непродовольственных товаров на 3,7%, услуг - на 0,9%.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации:

 

 

Млн. человек

В % от общей численности населения

2007 год

I квартал

25,8

18,3

I полугодие

22,3

15,8

Январь - сентябрь

20,9

14,8

Год

18,7

13,3

2008 год

I квартал

23,0

16,3

I полугодие

20,7

14,7

Январь - сентябрь

19,0

13,5

Год

18,5

13,1

Информация о работе Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы