Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:03, дипломная работа
Основной целью настоящего дипломного проекта явления анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях трансформационной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.
Введение
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства
1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса
2. Проблема бедности в России
2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения
2.2 Подходы к измерению бедности
2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности
3. Стратегия социальной политики в Мясниковском районе Ростовской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Введение
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства
1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса
2. Проблема бедности в России
2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения
2.2 Подходы к измерению бедности
2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности
3. Стратегия социальной политики в Мясниковском районе Ростовской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В федеративном государстве, каковым является Российская Федерация, основным фактором, способствующим экономическому росту и дальнейшей интеграции страны в мировую экономику являются равные условия социально-экономического развития регионов. Существенные различия в социально-экономическом развитии регионов оказывают отрицательное влияние на эффективность экономики России и преобразования в социальной сфере.
Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства нашей страны значительно усилилась в 90-ые годы, снизив конкурентные преимущества и выявив недостатки регионов с разной структурой экономики и менталитетом населения. Значительно ослабла регулирующая роль государства, сократились государственные инвестиции, возникло фактическое неравенство регионов в экономико-социальном отношении с центром. Обострение проблемы бедности явилось следствием значительных социально-экономических изменений, при этом оно было усугублено некоторыми особенностями переходного периода в России. Социальная политика государства формировалась на фоне приоритетного решения задачи институциональной и структурной перестройки экономической системы, поэтому состояние и динамика социальной сферы рассматривались как ограничения. В качестве ориентиров были избраны постепенный отказ государства от роли координатора социальных процессов, сокращение числа социальных функций, перенесение центра тяжести в финансировании социальных расходов с государственного бюджета на граждан. Избранная стратегия определила характер социальной политики, которая на практике сводилась к единственному направлению - социальной защите, призванной по мере возможности компенсировать населению издержки реформ. Проблема рассматривалась исключительно в рамках оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально уязвимыми группами, снижения государственных социальных расходов.
Сохраняющаяся диспропорция социально-экономического развития регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, уменьшения возможности преодоления регионами внутреннего экономического кризиса.
Несмотря на то, что в последнее время активно декларируется необходимость сглаживания межрегиональных диспропорций и уровня бедности, в стране нет достаточной ясности в определении критериев и механизмов этого выравнивания. По оценкам научных исследований достижение наиболее отсталыми регионами среднероссийского уровня социального развития требует высоких темпов роста экономики и длительного времени. Такие регионы, как Адыгея, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня и Дагестан едва ли смогут справиться с этой задачей за 15, а то и за 30 лет. В этой связи возникает насущная необходимость изучения влияния на развитие социально-трудовой сферы регионов как внешних, так и внутренних факторов.
Очевидная актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки обозначенных проблем обусловили выбор темы дипломного проекта, его цели и задачи. Рабочая гипотеза дипломного проекта состоит в обосновании необходимости изменения методологического подхода к вопросам борьбы с бедностью в России, который должен заключаться не в дальнейшем развитии узкого направления оказания социальной помощи малоимущим, а в создании экономической базы для её преодоления на основе возрастания эффективности институциональной и структурной организации экономики, механизма перераспределения доходов как предпосылки повышения уровня жизни значительной части населения.
Анализ опыта и складывающихся тенденций развития позволяет, в качестве второй гипотезы, предположить, что преодоление бедности будет иметь место только при условии разработанной системы социальной защиты населения и грамотно выработанной и реализованной социальной политики - это будет способствовать нормализации экономических процессов и дальнейшему росту экономики.
Основной целью настоящего дипломного проекта явления анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования развития социальной сферы и роли государства в данном процессе, определение механизмов и возможностей преодоления бедности в РФ, обоснование дальнейшего ориентира на устойчивое экономическое развитие как основу повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности в условиях трансформационной экономики, выработки эффективного государственного регулирования социальных процессов.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определены общие закономерности и особенности функционирования социальной сферы в РФ;
- показана роль социальной политики в общественном развитии;
- определены принципы и функции государства в создании эффективной социальной политики;
- проведен анализ основных подходов к определению и измерению бедности, выявлены особенности экономического понимания проблемы бедности и причины возникновения этого явления с целью выявления возможностей и вариантов экономического воздействия, направленного на их нейтрализацию;
Объектом исследования выступают государственное регулирование социальной сферы, явление бедности, его экономические и социальные особенности в современной России.
Предметом исследования выступают экономические, правовые и иные отношения, возникающие в ходе реализации социальной политики между различными уровнями государственной власти, а также между государством и институтами гражданского общества, малообеспеченными и богатыми.
Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, которые состоят из шести параграфов и заключения.
1. Теоретические и прикладные основы государственного регулирования социальной сферы
1.1 Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при возникновении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.
В XX веке в промышленно развитых странах получили распространение концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобрела теория и практика "социального рыночного хозяйства", означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.
Таким образом, наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает абсолютно все сферы экономических отношений в России.
Понятие социальной политики относится к такой категории, которая широко используется в практике государственного строительства, употребляется в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.
Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
гуманизм, социальная справедливость;
системность, непрерывность, преемственность;
сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие "обратной связи" органов управления с массами);
демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.