Технология социальной защиты детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные технологии защиты прав детства.
Объект исследования: формы и методы работы по социальной защите прав детей.
Предмет исследования: способы реализации социальных технологии защиты прав детства.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………….стр.3
Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей в Российской Федерации.
1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях…………………………стр.6
1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России………………………………………………….стр.19
1.3 Механизмы социальной защиты прав различных категорий детей……………………………………………………………...стр.33
Выводы по Главе I………………………………………………стр.37
Глава II. Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей.
2.1 Опыт деятельности органов социальной защиты………
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе………….
2.3 Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей…………………
Вывод по Главе II……………………………………
Заключение………………………………………
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

НАН.docx

— 310.96 Кб (Скачать)

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула  множество методов социальной работы, которые проявляются в каждом из видов профессиональной деятельности, зависят от многообразия общесемейных и личностных потребностей, интересов, ценностей. Среди технологии социальной работы с семьей выделяют:

-технологии сбора и  обработки информации о семье,  нуждавшейся в помощи  (диагностика  социально – психологического  здоровья семьи, определение уровня  конфликтности родителей и детей,  диагностика семейных нарушений  и  т.д.);

-технологии оказания  семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, психолого – педагогической и т.д.);

-технологии непосредственной  работы специалиста с клиентом  по конкретным вопросам (развод, усыновление, опекунство, патронатное  воспитание и т.д.);

-технологии прогнозирования,  оценки качества социальных услуг  и др[14;62].

Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда,  ставится в прямую зависимость от того положения, которое  занимают в обществе дети, подростки  и молодежь. Совершенно очевидно, что  от меры, глубины и последовательности решения проблем детства и  отрочества зависит будущее России. А проблем этих в России немало.

В последние годы значительно  возросло число детей с врожденными  аномалиями развития и наследственными  заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

Страна, в которой не заботятся  о детях и молодежи, не имеет  будущего. И если в ближайшее время  не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В настоящее  время молодежь составляет 41 % населения  России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей.  Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуру ее трудовой подготовки и переподготовки.  Численность молодежи на селе за 10 лет сократилось на 19 % и составляет лишь 18,5% сельского населения России. Несмотря на предпринимаемые усилия  в осознании проблем детства, отрочества и молодежи,  необходимости их решения на основе Конвенции о правах ребенка, подтвержденной Указом Президента РФ («О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы»), положение детей вызывает обоснованную тревогу[13;16].

По  состоянию на 31 декабря 2002 г. в системе  социальной защиты    населения    насчитывалось   33    учреждения    для  несовершеннолетних,  нуждающихся  в  социальной  реабилитации, которые  имеют статус юридического лица, из них действующих  – 27 при общем  количестве мест круглосуточного пребывания – 858.

Администрации    специализированных   учреждений    тесно сотрудничают с органами системы профилактики безнадзорности  и правонарушений   несовершеннолетних   при   решении   вопросов жизнеустройства  воспитанников. За 11 месяцев 2002 г. из общего числа  детей  и  подростков, помещенных  в  учреждения  585  – возвращены  в родные семьи, 101 – направлены в образовательные учреждения для детей-сирот, 34 – переданы под опеку),  двое  – усыновлены. По сведениям ежемесячной оперативной информации  1 января 2003 г. в действующих учреждениях находилось 687  детей и подростков.

За   2002  г.  в  рамках  федеральной  целевой  программы  «Профилактика       безнадзорности      и      правонарушений, несовершеннолетних»  в действующие учреждения  было  поставлено и автотранспорта на сумму  более 4,5 млн. рублей.

На     территории    республики    функции    транзитного специализированного    учреждения   для    несовершеннолетних, нуждающихся   в   социальной   реабилитации,   осуществляющего  перевозку      по     территории     Российской      Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей  возложены  на Центр помощи  детям,  оставшимся без попечения родителей в Республике Башкортостан. За 2002 г. данным учреждением перевезены к месту постоянного  жительства  18  детей  и  подростков,  самовольно ушедших  из  семей. Средства на указанные цели  выделяются  из федерального бюджета.

Сокращение  государственных  расходов на социальные  нужды по  материнству и детству, ограничение  числа выплат  и  льгот, отказ  от принципов всеобщности поддержки  обусловлены кризисным характером экономики, не имеющей достаточной  бюджетной базы.

В  условиях  дефицита финансовых и материальных  ресурсов можно реально помочь только тем, кто в силу объективных причин не  в  состоянии  самостоятельно решить проблемы  собственного выживания,  в частности матерям и детям, особенно  многодетным семьям.  Федеральная  Президентская  программа  «Дети  России» имеет    целью    создание    благоприятных    условий     для жизнедеятельности    детей,    обеспечение    их    социальной защищенности в период социально-экономических  преобразований и реформ.

Избирательный   подход  к  оказанию   социальной   помощи предполагает  принцип адресности, что в свою  очередь  требует  обоснования  и юридического закрепления  понятий «нуждаемость», «малообеспеченность», «бедность», пересмотра методик  расчетов прожиточного минимума и среднедушевого дохода населения.

Надо  заметить,  что  опыт  промышленно  развитых  стран, имевших   экономические  ресурсы  для  оказания  безвозмездной  помощи многим категориям граждан, в  частности матерям и детям, показывает, что такая политика не решила проблемы бедности, не остановила воспроизводство  категорий граждан, существующих  на регулярную  социальную  помощь. Кроме того,  страны  с  широко развитой  системой  социальных выплат  (Скандинавские  страны, Германия)  столкнулись  с проблемой торможения  экономического в  результате  высоких  затрат  на  социальные  цели,  в конечном  итоге  (прямо или  косвенно) приводящих  к  повышению  себестоимости  продукции,  снижению ее  конкурентоспособности, росту  цен, «бегству» капитала из страны. Этот момент касается и  социальной  защиты  материнства и детства.  Если  оказывать помощь всем матерям  и детям, то часть бедного населения  будет обделена.

Учет  этого  опыта  приводит  к  выводу  о  необходимости  повышения  индивидуальной  ответственности  граждан  за   свое материальное  благополучие,  стимулирование  их  экономической активности. Право  на социальную поддержку должно сочетаться  с обязанностью  активного  участия  в общественном  производстве, максимальной реализацией возможностей по самообеспечению.

 Развитию и  обновлению  социальной защиты  материнства   и детства  (УТиСЗН)  в РБ уделяется большое внимание.  Для этого планируются и реализуются целевые программы.

Приоритетными  направлениями  в целевых программах  защиты материнства и детства являются:

1)  льготы семьям с  детьми, проживающим в сельской  местности;

2)  льготы семьям студентов,  имеющим детей.

Основным  законом  в  социальной  защите  материнства   и детства  является  Закон  РБ  «Об охране  семьи,  материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» (от 02.06.97  №96-з).  Он  устанавливает  основы государственной  политики  в Республике  Башкортостан в области охраны семьи,  материнства, отцовства  и детства, общие принципы регулирования  отношений, возникающих    с    участием    семьи    в    государственных, административных,  гражданских,  земельных,  жилищных  и  иных правоотношениях. По этому  Закону определяются основные моменты  развития социальной защиты материнства  и детства [22].

Целью является установление юридического статуса семьи  и  обеспечение  охраны  прав  и  интересов  семьи,  связанных с  выполнением ею основных функций.

Задачами являются:

1)   возрождение,  укрепление  престижа  семьи,  семейных традиций, родительского авторитета;

2)   закрепление   гарантий  защиты  семьи,   материнства  и детства;

3)  восстановление приоритета  семейного воспитания детей;

4)  установление ответственности  государства перед семьей и  семьи перед государством и  обществом.

Вопросы  охраны семьи, материнства, отцовства  и  детства регулируются  настоящим Законом, Семейным кодексом  Республики Башкортостан и иными  нормативными правовыми актами.

Органы местной власти в пределах своей компетенции  вправе принимать  нормативные акты, предусматривающие  дополнительные гарантии охраны семьи, материнства, отцовства  и детства.

Если  международным договором  или соглашением  Республики Башкортостан  установлены иные правила, чем предусмотренные  в настоящем Законе, применяются  правила международного  договора или соглашения.

Семья,   материнство,  отцовство  и  детство   охраняются законом и находятся под защитой  государства. Охрана    семьи,   материнства,   отцовства   и   детства обеспечивается путем:

-создания   семье   условий  для  достижения  экономической самостоятельности,  оказания необходимой социальной  поддержки для  удовлетворения жизненно важных материальных и  культурных потребностей;

-проведения активной  демографической политики;

-осуществления   правовой  и  социальной   защиты   семьи, материнства, отцовства  и детства;

-взаимодействия  государственных  органов  с  общественными  объединениями,    представляющими    интересы    семьи,    при  формировании  и  реализации  политики  и  программ,  касающихся  семьи, материнства, отцовства  и детства.

Республика Башкортостан строит свою социальную  политику исходя  из  приоритета прав и интересов  семьи,  оказывает  ей материальную     поддержку,    правовую,    медико-социальную, педагогическую  и психологическую помощь.   В   этих   целях государственные    органы   разрабатывают    и    осуществляют республиканские,  региональные  и иные  программы социальной поддержки материнства, отцовства и детства. Семьям,  ведущим в социальных, медицинских и нравственных генеалогическую карту (паспорт)  семьи,  службы  семьи, медицинские учреждения обязаны оказывать необходимую помощь.

Предприятия, учреждения и  организации, функционирующие на территории   республики,   обязаны   обеспечивать   реализацию настоящего   Закона   и   принятых  в   его   развитии   актов законодательства  Республики  Башкортостан  по  охране  семьи, материнства, отцовства  и детства в отношении работающих в  них лиц.

В  коллективных и трудовых договорах (соглашениях)  могут устанавливаться   дополнительные   льготы   семьям   за   счет собственных средств  организаций.

Известно,  что семья  – это объединение двух и более  лиц, основанное  на  браке, родстве, усыновлении  и  других  формах принятия  детей  на  воспитание,  связанное  общностью   жизни (совместным  проживанием, ведением общего  хозяйства,  заботой друг  о друге, воспитанием  детей), а также неимущественными  и имущественными   правами  и  обязанностями,   предусмотренными нормами семейного права.

Семья  содействует  реализации прав  и  интересов  членов семьи,  на  нее  возлагается ответственность  за  воспитание  и содержание детей, их представительство и защиту.

Республика Башкортостан  поощряет  рождение  в  семье  и оказывает ей социальную поддержку  на основании государственных программ,    утверждаемых   с   учетом    демографической  и экономической  ситуации в республике.

В   Бирске  создана  служба  планирования  семьи,  ее деятельность  организуется как  элемент  первичной  медицинской  помощи с целью рождения только желанных детей и предупреждение нежелательной  беременности.

Служба    планирования   семьи   обеспечивает   население  необходимой   информацией   о   демографической   ситуации   в Республике Башкортостан и методах  охраны репродуктивного здоровья.

В  интересах  охраны  здоровья супругов  и  их  потомства  по желанию граждан, вступивших в  брак, обеспечивает    им    медицинское   или    медико-генетическое консультирование (обследование).

За  семьей  признано преимущественное право и обязанность воспитывать  детей,  определять  формы,  средства   и   методы семейного   и  внесемейного  воспитания,  выбора  дошкольного, внешкольного учебного заведения, привлекать детей к посильному труду,  давать согласие на участие их в трудовой  деятельности до  достижения  ими пятнадцати лет,  решать  другие  вопросы, которые по действующему законодательству не могут разрешаться несовершеннолетними самостоятельно.

Семьями,   нуждающимися  в  социальной  защите,  являются семьи,  признанные таковыми в соответствии с законодательством Республики Башкортостан или по решению органов  местной власти, в частности на сегодняшний день к таковым относят:

1)  неполные  семьи,  состоящие из одного родителя  (лица, его заменяющего) и детей;

2)  многодетные семьи;

3)  семьи несовершеннолетних  родителей;

4)  семьи с родителями-инвалидами  или ребенком-инвалидом;

5)  малообеспеченные  семьи,  имеющие среднедушевой  доход  ниже   установленного   прожиточного  минимума   или   другого  критерия, установленного законодательством;

6)  семьи военнослужащих  срочной службы;

7)  семьи беженцев;

8)  семьи безработных;

9)  семьи, пострадавшие  от стихийных бедствий.

Этим  семьям предоставляются  дополнительные социальные  и материальные льготы, обеспечивающие им необходимые  условия для рождения детей, их надлежащего  воспитания и содержания.

Каждая   семья  имеет  право  на  получение   в  процессе приватизации   занимаемого  ею  жилого   помещения   в   домах государственного  и  муниципального  жилого  фонда   в   общую совместную или долевую собственность.

Семьи,  которые  нуждаются  в  социальной  защите   и   в улучшении   жилищных   условий,  имеют  право   на   получение бесплатного  жилого  помещения  в  домах  государственного и муниципального жилищного фонда  на условиях договора найма.

Республика Башкортостан  обеспечивает  семью  следующими видами помощи:

1)   единовременным   пособием   при   рождении   ребенка (усыновлении  из  родильного  дома)  в  размере  установленном законодательством;

2)   оплачиваемым  отпуском  по  уходу  за  ребенком   до достижения им возраста  полутора лет;

Информация о работе Технология социальной защиты детства