Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения??? У вас в теме другое. Чем обеспечение отличается от обслуживания? людей пожилого возраста в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты где они представлены? по теме работы нужно уточнить.
2. Определить особенности технологий социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.
3. Изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь…….………………………………………………………....5
1.1 Пожилой человек как объект социальной работы……………………….5
1.2 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей……………………………………………………………………......9
1.3 Технологии организации вы можете использовать или слово технологии или организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми
людьми как вид социального обслуживания лучше как вид социальной работы……………..……..……….17
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Ленинского района
г. Минска слова, выделенные синим, лучше убрать ……………………………………………………………....23
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………...................23
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………………….26
2.3 Нуждаемость пожилых людей в социальной работе ??? это о чем? Лучше этот параграф посвятить рекомендациям по совершенствованию соц. работы……………………... 30
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………..39
Приложения …………………………………………………………………….41
Желательно, чтобы штатные работники в клубах пожилых людей обладали соответствующей квалификацией, умением использовать методы общественно-воспитательной работы, известным запасом знаний из области психологии, педагогики и социологии старого человека, знали отдельные вопросы в области профилактики заболеваний в пожилом возрасте, ориентировались в социальной проблематике, касающейся старых людей, а также в области права. Некоторые считают, что таких работников следует обучить ведению занятий по трудотерапии, гимнастике, играм и развлечениям. Желательно уметь обращаться с проигрывателем, магнитофоном, кинопроекционным аппаратом и т. п., т. е. должен быть специалист по социальной работе широкого профиля.
В процессе становления и развития группы взаимопомощи можно выделить три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий.
На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть два-три пенсионера-активиста или один пожилой человек и один специалист социальной работы, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и проч. Однако прежде чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов.
Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна группа, кому и для чего она нужна. Какого эффекта ждет социальная служба от группы? Можно ли вместо группы воспользоваться другими формами помощи?
Рекомендуется подумать о возможных трудностях и препятствиях. Организация группы потребует от специалиста затрат времени, сил и средств. В его жизнь будут вторгаться люди и телефонные звонки. Работа в группе может не понравиться членам семьи специалиста социальной работы. Не менее важно проанализировать преимущества группы: в группе специалист может получить столько помощи, сколько никогда не имел; появится много новых друзей, способных по-настоящему понять другого и разделить его взгляды; группа может принести удовлетворение от появления новых интересов, занятий.
Если сравнение
потенциальных проблем и
Это не означает, что о группе придется навсегда забыть. Распространение информации о само- и взаимопомощи, организация мероприятий для пожилых активистов, контакты с общественными организациями ветеранов, другими специалистами способствуют выявлению потенциальных участников взаимопомощи. Если не сидеть сложа руки, обязательно рядом окажутся люди, увлеченные идеей взаимопомощи.
Итак, можно сделать вывод, что основными направлениями работы с пожилыми людьми являются:
- совершенствование
государственного социального
- повышение
эффективности государственной
социальной поддержки на
- формирование
и совершенствование гибкой и
надежной государственной
- дальнейшее
совершенствование системы
- создание
условий для реализации
Клубы и кружки
по интересам для пожилых людей
создаются при территориальных
центрах социального
Таким образом, …
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Ленинского района г. Минска
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Ленинского района г. Минска
Наше исследование было проведено на базе Отделения социального обслуживания на дому и Отделения дневного пребывания Территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска. Всего было опрошено 20 человек: 5 мужчин и 15 женщин. Возраст респондентов был от 60 до 80 лет.
Анкета состояла из 9 вопросов (Приложение 1). Каждый из вопросов имел несколько вариантов ответа, а также была возможность по многим вопросам дать свой вариант ответа и высказать свое мнение. Текст анкеты находится в Приложении 1.
Проанализировав ответы респондентов, можно сделать следующие выводы:
1) 50 % опрошенных пожилых людей (10 человек) в состоянии передвигаться самостоятельно, 20 % опрошенных пенсионеров передвигаются с помощью трости либо инвалидной коляски и 30 % пенсионеров прикованы к постели.
Ответы на данный вопрос можно представить в виде диаграммы.
Диаграмма 1.
Самостоятельность пожилых
1- самостоятельно
2 – прикован к постели
3 - с помощью трости либо инвалидной коляски
2) 50 % пенсионеров
в состоянии полностью
3) 80 % опрошенных
пожилых людей необходима
4) опрошенные
пенсионеры хотели бы получать
все виды перечисленной
5) опрошенные
пенсионеры также хотели бы
получать и все виды
6) 50 % опрошенных пенсионеров являются одиноко проживающими. 20 % живут со своими престарелыми супругами, 30 % проживают у детей и родственников.
7) Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (40 %), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (30 %); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (10 %). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (10%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (10 %) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение.
Ответы на данный вопрос также можно представить в виде диаграммы.
Диаграмма 2. Мотивы посещения отделения дневного пребывания
1 –желание общаться
2 – получения бесплатного или по льготной стоимости обеда
3 – является желание содержательно проводить свой досуг
4 – неудовлетворительная материальная обеспеченность
5 – стремление избавить себя от процесса приготовления пищи
В то же время почти у половины граждан (40 %) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.).
Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".
Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионеры являются наиболее уязвимой частью нашего населения и остро нуждаются во всех видах социального обеспечения, которые может предоставить наше государство.
Хорошо!
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН Ленинского района г. Минска
В Минске в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. Областная система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представлена 15 государственными учреждениями социального обслуживания – территориальными центрами социального обслуживания населения. В области открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы. Основная цель - улучшение качества предоставления социальных услуг, главным образом за счет внедрения перспективных форм социального обслуживания, улучшения условий обслуживания, развития специализированных видов помощи и приближения их к населению.
В 2008 году всеми структурными подразделениями ТЦСОН было обслужено 483,5 тыс. человек, что на 67,7 тыс. больше, чем в 2007 г.
В Республике
Беларусь в каждой области и районе
для работы с различными категориями
населения созданы
Одним из таких центров является Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска. В январе 2002 года в районе создан территориальный Центр социального обслуживания населения, который осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг пенсионерам, многодетным, неполным семьям и отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
Центр оказывает бесплатные юридические консультации, материальную помощь пенсионерам и инвалидам, государственную адресную социальную и иностранную безвозмездную помощь малообеспеченным гражданам (семьям), разовые платные услуги по льготным расценкам: ремонт жилья (из материала заказчика), колка и складирование дров и др. 418 человек, нуждающихся в посторонней помощи, обслуживаются социальными работниками на дому.
Учреждение создано с целью разработки комплексных мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории Ленинского района г. Минска.
В данном учреждении существуют следующие отделения:
1. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования.
2. Отделение
срочного социального
3. Отделение круглосуточного пребывания.
4. Отделение социальной помощи на дому.
Основные направления деятельности учреждения:
- выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с органами здравоохранения, жилищно-эксплутационными службами, сельскими советами, общественными и религиозными организациями;
- дифференцированный учет граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;
- оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных видов услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, в соответствии с перечнем услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;