Технологии организации социального обслуживания пожилых людей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения??? У вас в теме другое. Чем обеспечение отличается от обслуживания? людей пожилого возраста в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты где они представлены? по теме работы нужно уточнить.
2. Определить особенности технологий социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.
3. Изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь…….………………………………………………………....5
1.1 Пожилой человек как объект социальной работы……………………….5
1.2 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей……………………………………………………………………......9
1.3 Технологии организации вы можете использовать или слово технологии или организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми
людьми как вид социального обслуживания лучше как вид социальной работы……………..……..……….17

Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Ленинского района
г. Минска слова, выделенные синим, лучше убрать ……………………………………………………………....23
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………...................23
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………………….26
2.3 Нуждаемость пожилых людей в социальной работе ??? это о чем? Лучше этот параграф посвятить рекомендациям по совершенствованию соц. работы……………………... 30

Заключение……………………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………………..39

Приложения …………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

курсавая Алексей Некрашевич.docx

— 193.95 Кб (Скачать)

Желательно, чтобы штатные работники в  клубах пожилых людей обладали соответствующей  квалификацией, умением использовать методы общественно-воспитательной работы, известным запасом знаний из области  психологии, педагогики и социологии старого человека, знали отдельные вопросы в области профилактики заболеваний в пожилом возрасте, ориентировались в социальной проблематике, касающейся старых людей, а также в области права. Некоторые считают, что таких работников следует обучить ведению занятий по трудотерапии, гимнастике, играм и развлечениям. Желательно уметь обращаться с проигрывателем, магнитофоном, кинопроекционным аппаратом и т. п., т. е. должен быть специалист по социальной работе широкого профиля.

В процессе становления и развития группы взаимопомощи можно выделить три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий.

На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть два-три пенсионера-активиста  или один пожилой человек и  один специалист социальной работы, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и проч. Однако прежде чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов.

Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна  группа, кому и для чего она нужна. Какого эффекта ждет социальная служба от группы? Можно ли вместо группы воспользоваться  другими формами помощи?

Рекомендуется подумать о возможных трудностях и препятствиях. Организация группы потребует от специалиста затрат времени, сил и средств. В его  жизнь будут вторгаться люди и  телефонные звонки. Работа в группе может не понравиться членам семьи  специалиста социальной работы. Не менее важно проанализировать преимущества группы: в группе специалист может  получить столько помощи, сколько  никогда не имел; появится много  новых друзей, способных по-настоящему понять другого и разделить его  взгляды; группа может принести удовлетворение от появления новых интересов, занятий.

Если сравнение  потенциальных проблем и возможных  преимуществ, даваемых группой, выявит преобладание преимуществ, то можно  сделать следующий шаг: найти несколько единомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Ее нельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по ее организации. Если рядом пока нет мотивированных на создание группы людей, то рекомендуется на время отложить свои замыслы.

Это не означает, что о группе придется навсегда забыть. Распространение информации о само- и взаимопомощи, организация мероприятий  для пожилых активистов, контакты с общественными организациями  ветеранов, другими специалистами  способствуют выявлению потенциальных  участников взаимопомощи. Если не сидеть сложа руки, обязательно рядом  окажутся люди, увлеченные идеей взаимопомощи.

Итак, можно сделать вывод, что основными направлениями работы с пожилыми людьми являются:

- совершенствование  государственного социального стандарта  в области социального обслуживания, что позволит приблизить оказание  разносторонней и качественной  помощи непосредственно к нуждающимся  в ней гражданам и семьям, создать  условия для применения инновационных  технологий социальной работы, расширить  спектр предоставляемых социальных  услуг, тем самым сделать социальную  поддержку адресной, своевременной  и эффективной; 

- повышение  эффективности государственной  социальной поддержки на основе  усиления принципа адресности  и индивидуального подхода к  ее оказанию;

- формирование  и совершенствование гибкой и  надежной государственной модели  социальной защиты, учитывающей  интересы и проблемы каждого  гражданина Беларуси, и особенно  социально уязвимых категорий;

- дальнейшее  совершенствование системы социальной  работы с ветеранами войны,  одиноко проживающими и одинокими  пожилыми людьми на основе  выявительного принципа, введение в практику постоянного обследования условий жизни этой категории граждан;

- создание  условий для реализации пожилыми  людьми своего потенциала и  самостоятельного поиска путей  выхода из сложных жизненных  ситуаций.

Клубы и кружки по интересам для пожилых людей  создаются при территориальных  центрах социального обслуживания населения.

Таким образом, …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Ленинского района г. Минска

2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН

Ленинского  района г. Минска

 

Наше исследование было проведено на базе Отделения  социального обслуживания на дому и  Отделения дневного пребывания Территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска. Всего было опрошено 20 человек: 5 мужчин и 15 женщин. Возраст респондентов был от 60 до 80 лет.

Анкета состояла из 9 вопросов (Приложение 1). Каждый из вопросов имел несколько вариантов ответа, а также была возможность по многим вопросам дать свой вариант ответа и высказать свое мнение. Текст анкеты находится в Приложении 1.

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать  следующие выводы:

1) 50 % опрошенных пожилых людей (10 человек) в состоянии передвигаться самостоятельно, 20 % опрошенных пенсионеров передвигаются с помощью трости либо инвалидной коляски и 30 % пенсионеров прикованы к постели.

Ответы на данный вопрос можно представить  в виде диаграммы.

 

Диаграмма 1. Самостоятельность пожилых людей


 

1- самостоятельно 

2 – прикован  к постели

3 - с помощью  трости либо инвалидной коляски

 

 

 

 

 

2) 50 % пенсионеров  в состоянии полностью обслужить  себя, 20 % опрошенных при условии  доставки продуктов на дом  могут себя обслужить и 30 %.

3) 80 % опрошенных  пожилых людей необходима помощь  в покупке и доставке лекарств  и продуктов питания. 20 % не отказались  бы от помощи в уборке жилья.

4) опрошенные  пенсионеры хотели бы получать  все виды перечисленной социально-медицинской  и санитарно-гигиенической помощи.

5) опрошенные  пенсионеры также хотели бы  получать и все виды юридической  помощи.

6) 50 % опрошенных  пенсионеров являются одиноко  проживающими. 20 % живут со своими  престарелыми супругами, 30 % проживают  у детей и родственников.

7) Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для  подавляющего  большинства  лиц  является  желание  общаться (40 %), вторым по значимости  является  возможность получения бесплатного или  по  льготной  стоимости  обеда  (30 %);  третьим в иерархии  мотивов является желание содержательно проводить свой  досуг  (10 %).  Такие мотивы, как  стремление  избавить  себя  от  процесса  приготовления  пищи  (10%)  и неудовлетворительная материальная обеспеченность (10 %) не занимают  ведущего положения у основного контингента посещающих отделение.

Ответы на данный вопрос также можно представить  в виде диаграммы.

 

Диаграмма 2. Мотивы посещения отделения дневного пребывания


1 –желание  общаться

2 – получения  бесплатного или  по  льготной  стоимости  обеда

3 – является желание содержательно проводить свой  досуг 

4 – неудовлетворительная материальная обеспеченность

5 – стремление  избавить  себя  от  процесса  приготовления  пищи 

 

В то же время  почти у половины граждан (40 %) имеются еще и другие мотивы,  привлекающие  их  в отделение дневного  пребывания.  Так,  ежедневное  посещение  заставляет  их "быть  в тонусе",  "дисциплинирует",  "наполняет жизнь   новым   смыслом", "позволяет расслабиться".  У   отдельных   граждан   длительное   посещение отделения  способствовало   существенному   улучшению   состояния   здоровья (урежение  приступов бронхиальной  астмы,   сосудистых   кризов   и   др.).

Положительное  воздействие   на   эмоциональную   сферу   оказывает   уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также  возможность  в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

Иерархия   мотивов   посещения   отделения   дневного   пребывания   в значительной  степени  связана  как  с  возрастом  обследованных,  так  и  с образовательным  уровнем.   Это   обстоятельство   следует   учитывать   при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана  досуговых  и других мероприятий для каждой такой "смены".

Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионеры являются наиболее уязвимой частью нашего населения и остро нуждаются  во всех видах социального обеспечения, которые может предоставить наше государство.

Хорошо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН Ленинского района г. Минска

 

В Минске в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. Областная система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представлена 15 государственными учреждениями социального обслуживания – территориальными центрами социального обслуживания населения. В области открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы. Основная цель - улучшение качества предоставления социальных услуг, главным образом за счет внедрения перспективных форм социального обслуживания, улучшения условий обслуживания, развития специализированных видов помощи и приближения их к населению.

В 2008 году всеми структурными подразделениями ТЦСОН было обслужено 483,5 тыс. человек, что на 67,7 тыс. больше, чем в 2007 г.

В Республике Беларусь в каждой области и районе для работы с различными категориями  населения созданы территориальные  центры социального обслуживания населения. Данные центры работают с такими категориями  населения: дети-сироты, неблагополучные  семь, инвалиды, пожилые люди и т.д.

Одним из таких  центров является Территориальный  центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска. В январе 2002 года в районе создан территориальный Центр социального обслуживания населения, который осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг пенсионерам, многодетным, неполным семьям и отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите

Центр оказывает  бесплатные юридические консультации, материальную помощь пенсионерам и  инвалидам, государственную адресную социальную и иностранную безвозмездную  помощь малообеспеченным гражданам (семьям), разовые платные услуги по льготным расценкам: ремонт жилья (из материала заказчика), колка и складирование дров и др. 418 человек, нуждающихся в посторонней помощи, обслуживаются социальными работниками на дому.

Учреждение  создано с целью разработки комплексных  мероприятий по организации социального  обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической  ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории Ленинского района г. Минска.

В данном учреждении существуют следующие отделения:

1. Отделение  первичного приема, информации, анализа  и прогнозирования.

2. Отделение  срочного социального обслуживания.

3. Отделение  круглосуточного пребывания.

4. Отделение  социальной помощи на дому.

Основные  направления деятельности учреждения:

- выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с органами здравоохранения, жилищно-эксплутационными службами, сельскими советами, общественными и религиозными организациями;

- дифференцированный учет граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

- оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных видов услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, в соответствии с перечнем услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;

Информация о работе Технологии организации социального обслуживания пожилых людей в Республике Беларусь