Технологии организации социального обслуживания пожилых людей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения??? У вас в теме другое. Чем обеспечение отличается от обслуживания? людей пожилого возраста в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты где они представлены? по теме работы нужно уточнить.
2. Определить особенности технологий социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.
3. Изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь…….………………………………………………………....5
1.1 Пожилой человек как объект социальной работы……………………….5
1.2 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей……………………………………………………………………......9
1.3 Технологии организации вы можете использовать или слово технологии или организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми
людьми как вид социального обслуживания лучше как вид социальной работы……………..……..……….17

Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Ленинского района
г. Минска слова, выделенные синим, лучше убрать ……………………………………………………………....23
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………...................23
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………………….26
2.3 Нуждаемость пожилых людей в социальной работе ??? это о чем? Лучше этот параграф посвятить рекомендациям по совершенствованию соц. работы……………………... 30

Заключение……………………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………………..39

Приложения …………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

курсавая Алексей Некрашевич.docx

— 193.95 Кб (Скачать)

Принцип «участие»  отражает вопросы вовлеченности  пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей  их благосостояние политики, возможность  создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принцип «уход» затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи  и общества, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания  или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояний и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принцип «реализация  внутреннего потенциала» призывает  к тому, чтобы пожилые люди имели  возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принцип «достоинство»  затрагивает вопросы недопущения  эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых  людей, обеспечения им прав на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также от предыдущего экономического вклада.

Принципы  ориентированы на то, чтобы при  их осуществлении помочь людям старшего возраста вести полноценную и  плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания  или достижения удовлетворительного  качества жизни [28; 20].

Обострение  социальных проблем пожилых людей  потребовало перемен в их социальной защите, совершенствовании ее законодательной  базы, и, прежде всего, в области пенсионного  обеспечения. Пенсионное обеспечение  является важнейшей составляющей системы  социальной защиты населения и осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь. Финансирование расходов при назначении пенсий осуществляется из текущих страховых платежей нанимателей  и работающих граждан, аккумулируемых в Фонде социальной защиты населения. Пенсионная система предусматривает механизм корректировки (индексации) размеров пенсий, который позволяет, в зависимости от повышения минимальной и роста средней заработной платы производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в республике.

Тем не менее, состояние пенсионной системы в  республике характеризуется невысоким  уровнем размеров пенсий и недостаточной  их дифференциацией в зависимости  от трудового вклада в прошлом. Соответственно в республике проводится работа по реформированию системы пенсионного  обеспечения с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия  каждого конкретного застрахованного  в финансировании пенсионной системы.

Основные  направления подобной деятельности изложены в Концепции реформы  пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает  необходимость развития трехуровневой  системы: социальные, трудовые (страховые) и дополнительные негосударственные  пенсии. С 1 января 2003 года началось введение пенсионного обеспечения, основанного  на страховых принципах, с сохранением  прав, приобретенных по ранее действовавшей  пенсионной системе. Речь идет о введении индивидуального   (персонифицированного) учета не только нынешних, но и будущих  пенсионеров.

Мероприятия по социальной защите пожилых людей  проводится в рамках Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, принятой в Республике Беларусь. В данной программе сохраняется преемственность системы мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, которые реализовывались в 2005-2010 годах в рамках выполнения различных госпрограмм. Реализация положений программы позволит создать условия для устойчивого повышения уровня и качества жизни ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, а также повысить эффективность и доступность социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах [16]. В основе данной программы – идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации жизненного потенциала, а также уменьшение отрицательных социальных, медицинских, психологических и других моментов у пожилых людей, которые рассматриваются как позитивный фактор, а не как тяжкое бремя. Во всех районах и городах разработаны и утверждены региональные программы подобного плана. Принят целый ряд законодательных актов, касающихся пожилых людей. Традицией стало ежегодно, 1 октября, праздновать Международный День пожилых людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема социальной защиты пожилого человека имеет особо важное значение в условиях кризисного общества. В настоящее время накапливается опыт социально-защитной деятельности, однако она превратилась в приоритетное направление государственной политики. Вместе с тем недостаточная эффективность практики социальной защиты и отсутствием ее четкой концепции, позволяющей определить стратегию и технологию. Решение данной задачи предполагает разработку и применение современных социальных технологий, имеющих научное обоснование, базирующихся на всестороннем исследовании ситуации.

хорошо 
1.2 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых

людей

 

Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей включает в себя пенсии и  различные пособия; содержание и  обслуживание престарелых в специальных  учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное  обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами  взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В территориальный  центр социального обслуживания населения входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные  и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание  в условиях круглосуточного содержания. Где ссылки на литературу?

В отделении  социальной помощи на дому (оно обслуживает  в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Служба срочной  социальной помощи Центра социального  обслуживания предусматривает широкий  перечень услуг: разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным горячим  питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в  получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями [9, с. 110].

Существенное  значение в современных условиях  в Беларуси имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали чьи это исследования? Кто автор? Где ссылка?, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений  социального обеспечения в современных  государствах. Решается эта задача по-разному.

В одних странах  пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли  народного хозяйства. В других странах  широко распространены так называемые отложенные пенсии, т. е. увеличение пенсий на определенный процент в зависимости  от числа трудовых лет после пенсионного  возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет  перспективу и добровольное страхование  по старости (право на дополнительную пенсию).

В ряде регионов нашей страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.

Необходимо  обратить внимание на социально-бытовое  обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, раз-личного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения  этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой  техники. Эти предложения сводятся к созданию:

а)  автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать  операции по приготовлению пищи;

б)  системы  подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической  помощи;

в)  специальной  мебели и механизмов для уборки помещений  с учетом возрастной специфики престарелых  и т. п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного  возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

г)  системы  поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

д) специальных  подставок, облегчающих надевание  обуви;

е) пологих  пандусов вместо порогов и т. п. [9, с. 111].

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей  стране они реализуются крайне неудовлетворительно.

Одной из новых  форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация, так  называемых поездов милосердия. В  их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают  разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную  и т.д. Надо отметить, что отдельные  элементы такой помощи имели место  и ранее: приезд в небольшие деревни  специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т. д.

Социальное  обслуживание и обеспечение людей  пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального  работника. Имея знания и опыт, соответствующие  душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению  образа жизни пожилых людей, обеспечению  их независимости, достоинства, помочь им занять подобающее "место в  обществе. Арсенал таких возможностей у социономов достаточно широк. Главное — реализовать их.

Попечительство  над пожилыми людьми — одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных неимущественных прав и интересов  граждан. В общем случае попечительство устанавливается: 1) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет оставшимися без родительского попечительства; 2) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

3) над лицами, ограниченными судом в дееспособности  вследствие злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими  веществами.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же формой социального попечительства над  пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности  по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.

По данным социологических исследований, наиболее распространенные причины, по которым  пожилые люди оказываются в таких  учреждениях, это одиночество, неудовлетворительное состояние здоровья, конфликтная ситуация в семье и инициатива родственников. В домах-интернатах общего типа (т. е. для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. Эта работа включает в себя информацию о вновь прибывших, о доме-интернате, об оказываемых услугах, расположении медицинских и других кабинетов и т. д. Изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтения в содержательном досуге и т. д.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов  предусмотрено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий  реабилитационного характера, в  частности трудовая терапия и  трудовая занятость, организация досуга. Трудовая занятость реализуется  в лечебно-трудовых мастерских или  подсобных хозяйствах.

Информация о работе Технологии организации социального обслуживания пожилых людей в Республике Беларусь