Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения??? У вас в теме другое. Чем обеспечение отличается от обслуживания? людей пожилого возраста в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты где они представлены? по теме работы нужно уточнить.
2. Определить особенности технологий социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.
3. Изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь…….………………………………………………………....5
1.1 Пожилой человек как объект социальной работы……………………….5
1.2 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей……………………………………………………………………......9
1.3 Технологии организации вы можете использовать или слово технологии или организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми
людьми как вид социального обслуживания лучше как вид социальной работы……………..……..……….17
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Ленинского района
г. Минска слова, выделенные синим, лучше убрать ……………………………………………………………....23
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………...................23
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Ленинского района г. Минска…………………………………………….26
2.3 Нуждаемость пожилых людей в социальной работе ??? это о чем? Лучше этот параграф посвятить рекомендациям по совершенствованию соц. работы……………………... 30
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………..39
Приложения …………………………………………………………………….41
Функционирование домов-интернатов как главной формы социального попечительства над пожилыми людьми связано с целым рядом проблем. Одна из них— это степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах: наличие мест в таких домах, количество проживающих и, конечно же, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для их жителей.
Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы: 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.). Это очень непростой вопрос.
Конечно же (как об этом свидетельствует и зарубежный, и отечественный опыт), пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. И это выгодно и одной (престарелым) и другой (службам социального обеспечения) стороне.
Надомные услуги, гарантированные государством, в последние годы и в нашей стране становятся все более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и т.д.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Еще в 80-е годы в некоторых домах-интернатах были созданы специальные отделения, в которых престарелые, нуждающиеся в постоянном уходе, проживали во время длительных командировок или болезни членов их семей от двух до шести месяцев. Такая форма работы ныне осуществляется в отделениях временного проживания Центров социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов [12, с. 416].
Интересен опыт оказания помощи пожилым инвалидам, имеющийся в Беларуси. Их поселяют в жилые дома, в которых учтены все бытовые потребности таких людей, к примеру, магазин, столовая, прачечная, медицинский кабинет и др. располагаются на первом этаже. Жителей этих домов обслуживают социальные работники. В конце 90-х годов и Беларуси было очень много специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Этот опыт заслуживает внимания в качестве альтернативы домам-интернатам.
Среди современных технологий социальной работы с пожилыми людьми можно выделить "самопомощь и взаимопомощь" [18, с. 609].
Практика свидетельствует, что группы самопомощи и взаимопомощи — это небольше (5—7 человек). Они объединяют живущих поблизости и имеющих периодические контакты людей. Они возникают нередко спонтанно, чаще их организует один из наиболее активных среди будущих членов, иногда социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Таким образом, группу взаимной помощи будем определять как небольшую, привязанную к определенному месту группу, члены которой имеют общие проблемы (потребности), которые они сообща решают, удовлетворяют, помогая друг другу.
Свое внимание
группы взаимопомощи сосредотачивают
на различных областях жизни. Некоторые
из них стремятся пробудить
Те сферы жизни, где пожилые люди охотно создают группы взаимопомощи, можно приблизительно обозначить следующим образом: кризисная ситуация или горе; состояние здоровья, инвалидность, общение, самореализация и другие. Большинство групп действуют в нескольких направлениях. Ими могут быть терапевтическое и образовательное, исследовательские, социальное. Существует такая группа до тех пор, пока ее члены контролируют ее ресурсы, активно участвуют в осуществлении программ, опирающихся на ее силы.
Группы взаимопомощи обладают рядом особенностей, отличающих их от социальных служб, а также терапевтических групп, функционирующих на базе этих служб (например, группы пенсионеров, занимающихся с психотерапевтом, социальным работником в центре дневного пребывания ЦСО) социальной организации. Где ссылки? Это плагиат!
Группа взаимопомощи может возникать на базе социальной организации и во взаимодействии с ней. И тогда она выступает в качестве одной из неформальных групп, обладая всеми качествами последних: спонтанность возникновения, добровольность членства, свобода выхода из группы и т. д. Таким образом, группы взаимопомощи пожилых людей — это не явление, возникающее само по себе, а только во взаимодействии с социальными службами (другое дело — способы взаимодействия), в сопоставлении с ними, на их фоне. Это положение имеет принципиальное методологическое значение.
Социальная служба в определенной мере определяет и специфику отношений, плотность контакта внутри группы взаимопомощи. Дефицит общения, испытываемый клиентами социальной службы, определяет специфику деятельности групп взаимопомощи пожилых людей, которые нередко так и называются — группы общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие социальной службы на группу взаимопомощи оказывается в разных направлениях. Иногда группа полностью вписывается в социальную службу, накладывается на ее формальную структуру как одна из форм работы, иногда функционирует на альтернативных началах.
В свою очередь, группы взаимопомощи пожилых людей воздействуют на деятельность официальных структур, стимулируя или тормозя их развитие. При определенных условиях не социальные службы обеспечивают своевременную адресную поддержку нуждающимся, а группы взаимопомощи в силу того, что именно они обладают более гибкой структурой, сами по себе оказываются проще и доступнее. Эти группы объединяют тех, кто помогает, и тех, кому помогают. В них могут зародиться более совершенные технологии помощи, воздействия на социальное окружение пожилых людей. Иногда в процессе своего развития группа взаимопомощи официально оформляет программу своей деятельности, принимает Устав, регистрируется в виде общественной организации. Так было с "Седыми пантерами" в США, так было с "Ветеранами СНГ". Последняя организация выросла (сравнительно недавно) на базе группы, которая боролась за соблюдение прав пожилых, людей в бывшем СССР, разработанных международными организациями и принятых в СНГ, но недоступных многим в силу дефицита информации, не говоря уже о сложившейся в ряде стран практике отношения к законности и порядку [18, с. 610].
В организации взаимопомощи реализуются различные функции групп. Их члены: 1) получают рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; 2) в случае необходимости получают материальную помощь; 3) чувствуют к себе внимание и поддержку. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживших подобные же затруднения. Помогающий и тот, кому помогают, становятся равными хотя бы в том, что перед ними стоят одинаковые проблемы. Обнаружив, что казавшиеся им исключительными обстоятельства выпадают и на долю других, люди больше не чувствуют себя одинокими в борьбе с этими обстоятельствами.
Помощь, оказываемая группами, может принимать различные формы, в том числе обмена опытом между отдельными лицами, взаимной критики, общеобразовательных семинаров — нерегулярных или постоянных, по конкретной проблеме, общей для всех членов группы. У некоторых групп есть свои "горячие линии", например, некоторые группы предлагают немедленную помощь овдовевшим людям сразу после похорон.
На становление и развитие взаимопомощи пожилых людей прямое или косвенное влияние оказали следующие факторы:
— постепенный уход государства из социальной сферы, сбрасывание его социальных функций на региональный уровень, принять которые полностью местные власти не готовы, свертывание ряда социальных программ; социальная роль объекта помощи, отводимая в этих программах пожилым людям;
— осознание практиками социальной работы связи взаимопомощи и государственной поддержки пожилых, влияния первой на эффективность социальной политики государства в целом;
— наличие в практике социальной работы проблем старения, решение которых с помощью имеющегося арсенала социальных технологий не представляется возможным;
— постоянный рост затрат на социальную терапию и реабилитацию при прежнем уровне состояния здоровья пожилых;
— противоречивые результаты традиционных методов вмешательства: специалисты социальной работы могут даже мешать независимости индивида привычными способами профессионального вмешательства;
— фактическое
неравенство пожилых в
Рост внимания пожилых к проблеме самореализации, обусловленный распространением идей социальной ответственности, обусловил неприятие ситуации, когда имеющиеся ресурсы помощи не доходят до наиболее нуждающихся.
Кроме социального обслуживания пожилых людей очень важным аспектом социальной работы является организация культурно-досуговой деятельности данной категории населения.
Попечительство над пожилыми людьми - одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных неимущественных прав и интересов граждан. В общем случае попечительство устанавливается: 1) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет оставшимися без родительского попечительства; 2) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
3) над лицами,
ограниченными судом в
Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.
На начало 1975 г. только в одной РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тыс. человек.
Число домов-интернатов хотя и медленно, но растет. Однако социальными работниками отмечено, что потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась (в 1982г. она составляла 54 места на 10 тыс. лиц пенсионного возраста, в 1990 г.— 30 мест). Это объясняется главным образом тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в дома-интернаты поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода [12, с. 414].
По данным социологических исследований, наиболее распространенные причины, по которым пожилые люди оказываются в таких учреждениях, это одиночество (48,8%), неудовлетворительное состояние здоровья (30%), конфликтная ситуация в семье и инициатива родственников (19%). В домах-интернатах общего типа (т. е. для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. Эта работа включает в себя информацию о вновь прибывших, о доме-интернате, об оказываемых услугах, расположении медицинских и других кабинетов и т. д. Изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтения в содержательном досуге и т. д.
В домах-интернатах
для престарелых и инвалидов
предусмотрено медицинское
Функционирование домов-интернатов как главной формы социального попечительства над пожилыми людьми связано с целым рядом проблем. Одна из них— это степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах: наличие мест в таких домах, количество проживающих и, конечно же, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для их жителей.
Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы: 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.). Это очень непростой вопрос.
Конечно же
(как об этом свидетельствует и
зарубежный, и отечественный опыт),
пожилые люди хотят жить в своем
доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся
помощь на дому позволяет пожилым
людям жить дольше в собственном
доме, отодвигает сроки их переселения
в дома для престарелых. И это
выгодно и одной (престарелым) и
другой (службам социального