Сущность контент-анализа и приемы его осуществления»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.
В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет. Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит в формализации источникового материала.

Содержание

Оглавление………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность контент-анализа………………………………………5
Глава 2. Этапы применения контент-анализа…………………………….7
Глава 3. Количественный контент-анализ………………………………11
3.1 Метод Q-сортировки………………………………………………….12
3.2 Шкалирование методом парного сравнения………………………...13
Глава 4. Качественный контент-анализ…………………………………15
Заключение……………………………...……………………………...…17
Список литературы…………………………………...…………………..19

Работа содержит 1 файл

ККР социология.docx

— 45.26 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Тульский государственный  университет 

 

Кафедра социологии и политологии 

 

 

 

 

 Контрольно-курсовая  работа

по дисциплине

«социология»

на тему:

«Сущность контент-анализа и приемы его осуществления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 720101

Янковская Анастасия

Проверил:

Королев П. А.

 

Тула 2011

План

Оглавление………………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность контент-анализа………………………………………5

Глава 2. Этапы применения контент-анализа…………………………….7

Глава 3. Количественный контент-анализ………………………………11

3.1 Метод Q-сортировки………………………………………………….12

3.2 Шкалирование методом парного сравнения………………………...13

Глава 4. Качественный контент-анализ…………………………………15

Заключение……………………………...……………………………...…17

Список литературы…………………………………...…………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «content-analysis» впервые начал применяться в конце XIX – нач. XX вв. в американской журналистике (работы Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс). У истоков методологии контент-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж.Кайзер.

Так, в начале 60-х гг. Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий. Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественные методы, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал.

В работе Ж. Кайзера  акцентировалось внимание на внешней  форме организации материала: его  расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Тем самым Ж.Кайзер сформулировал  систему, позволяющую фиксировать  развитие тенденций в публикациях  СМИ.

Свое дальнейшее развитие «кайзеровское направление» методологии  контент-анализа получило в работах  Э. Морэн. Э. Морен ввела в научный оборот термин «единица информации» - семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говориться?» Последнее обстоятельство сделало возможным изучение любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э.Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп», которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э.Морэн разработала концепцию «тона» материала, который определялся социометрически: «положительная информация», «отрицательная», «нейтральная».

В отечественной историографии  методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских  процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов  и их статистической обработки.

В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет. Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит в формализации источникового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность контент-анализа.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы  могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило  для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя  элементы содержания встречались с  достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа  выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также  данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия). 

Круг дисциплин, в которых применяется  контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований и связей с общественностью.

С помощью контент-анализа можно  анализировать такие различные  типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы применения контент-анализа.

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых  источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

    • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
    • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
    • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
    • сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина)
    • частота появления сообщений,
    • способ распространения сообщений;
    • место распространения сообщений;
    • время появления сообщений.

При необходимости можно  использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются  чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. 

В некоторых случаях можно  изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку  подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап


Выявление единиц анализа. 

Ими могут быть слова или  темы. Правильный выбор единиц анализа  — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения  является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

    • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
    • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
    • она должна легко идентифицироваться;
    • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы  анализа избирается тема, то она  также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

    • тема не может выходить за пределы абзаца.
    • новая тема возникает, если происходит смена:
    • воспринимающего,
    • действующего,
    • цели,
    • категории.

Существуют также и  специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвертый этап

Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи  используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе  контент-анализа имеет строгое  дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура  подсчета.

Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Обычно составляются таблицы  вида:

Единицы анализа

Единицы анализа

Единицы счета

Единицы счета

Категории

Подкатегории

Частота упоминания абсолютная, раз

Частота упоминания относительная, %

1 Категория

01 подкатегория

15

25

 

02 подкатегория

7

14

 

03 подкатегория

25

61

Итого:

 

47

100


 

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Количественный контент-анализ.

Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя.

На деле это означает, что в  качестве первого шага при проведении контент-анализа этого типа исследователь  должен создать своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение и будет отнесено к соответствующему классу.

Проблема состоит в том, что  исследователь должен предвидеть не только упоминания, которые могут  встретиться, но и элементы их контекстуального употребления, а для этого должна быть разработана детальная система  правил оценки каждого случая употребления. Эта задача обычно решается посредством  пилотажа подлежащей анализу совокупности сообщений (то есть с помощью выявления  на материале небольшой выборки  сообщений тех типов ключевых упоминаний, которые с наибольшей вероятностью могут встретиться  в последующем, более полном анализе) в сочетании с арбитражными оценками контекстов и способов употребления терминов. Предпочтительнее иметь дело с наблюдениями не одного, а нескольких исследователей.

Информация о работе Сущность контент-анализа и приемы его осуществления»