Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:18, контрольная работа
контент анализ социология
Контент-анализ
Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.
Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.
Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.
Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.
Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:
а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач;
б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.
Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
Проведение контент-анализа
требует предварительной
Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.
Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.
Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.
Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.
Контент-анализ проблем управления персоналом на примере журнала
«Управление персоналом»
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.
Анализируемые источники: журнал «Управление персоналом» № 22, 23, 24 за 2008 год
Список документов:
В качестве источников информации выступает
сайт: http://www.top-personal.ru/
Инструкция:
1. Открыть сайт http://www.top-personal.ru/
2. Прочитать данные сайта
3. Выделить единицы анализа
4. Выделить в единицах анализа единицы счёта
5. Занести полученные данные в протокол, согласно наименованиям
6. Занести полученные данные в регистрационную карточку, согласно наименованиям.
7. Сделать выводы
Классификатор
Категория анализа |
Единица анализа |
Единица счета |
Исследования и научно- |
Система работы с персоналом |
Количество статей |
Количество строк в статьях | ||
Прочие научные статьи |
Количество статей | |
Количество строк в статьях | ||
Статьи про влияние кризиса на персонал и функционирование бизнеса в целом |
Кризис в России |
Количество статей |
Количество строк | ||
Кризис зарубежом |
Количество статей | |
Количество строк |
Протокол
журнал «Управление персоналом» | ||||
Единицы анализа |
Единицы счета |
№22/2008 |
№23/2008 |
№24/2008 |
Система работы с персоналом |
Количество статей |
4 |
3 |
2 |
Количество строк в статьях |
336 |
234 |
236 | |
Прочие научные статьи |
Количество статей |
2 |
4 |
3 |
Количество строк в статьях |
162 |
348 |
287 | |
Кризис в России |
Количество статей |
3 |
2 |
3 |
Количество строк |
400 |
123 |
237 | |
Кризис зарубежом |
Количество статей |
1 |
2 |
1 |
Количество строк |
104 |
178 |
156 |
Регистрационная карточка.
Кол-во статей по системе работы с персоналом |
Кол-во строк по системе работы с персоналом |
Кол-во статей по прочим научным статьям |
Кол-во строк по прочим научным статьям |
Кол-во статей про кризис в России |
Кол-во строк про кризис в России |
Кол-во статей про кризис зарубежом |
Кол-во строк про кризис зарубежом | |
№22 |
4 |
336 |
2 |
162 |
3 |
400 |
1 |
104 |
№ 23 |
3 |
234 |
4 |
348 |
2 |
123 |
2 |
178 |
№24 |
2 |
236 |
3 |
287 |
3 |
237 |
1 |
156 |
Итоги по категории анализа «Исследования и научно-практические статьи»:
Количество статей про системы работы с персоналом неуклонно уменьшалось, хотя количество строк в №24 превысило в №23. При этом количество прочих статей увеличилось и среднее количество строк в №24 превысило количество строк в предыдущих номерах. В целом по этому блоку можно сказать, что количество статей посвящённых системе управления персоналом снизилось, при этом возросло число прочих научных статей, а общее место занимаемое научно-практическими статьями в 23 и 24 номерах возросло по сравнению с №22.
Итоги по категории анализа «Статьи про влияние кризиса на персонал и функционирование бизнеса в целом»: В №22 наиболее полно раскрывалась тема кризиса в России, количество строк посвящённых данной тематики составило почти в 3 раза больше чем в №23 и в 1,6 раза больше, чем в №24. Количество статей сильно не менялось ни в разделе про Российский кризис, ни в разделе про кризис зарубежный. Количество строк в описании зарубежного кризиса в целом не изменилось.
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
профессионального высшего образования