Контент-анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Содержание

Введение
I. Понятие контент-анализа, его история и сфера применения
1. Понятие контент-анализа
2. История метода контент-анализа
II. Виды контент-анализа, сфера применения.
1.Сфера применения контент-анализа
2. Этапы применения контент-анализа
3. Количественный контент-анализ
4. Метод Q-сортировки
5. Шкалирование методом парного сравнения
6. Качественный контент-анализ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему контент анализ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего образования  «…»

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

Контент-анализ

 

 

Выполнила:

Проверил:

 

 

 

 

 

]

Железногорск 2011 г.

 

Содержание

Введение

I. Понятие  контент-анализа, его история и сфера применения

1. Понятие  контент-анализа

2. История  метода контент-анализа

II. Виды контент-анализа, сфера применения.

1.Сфера применения  контент-анализа

2. Этапы применения  контент-анализа

3. Количественный контент-анализ

4. Метод Q-сортировки

5. Шкалирование  методом парного сравнения

6. Качественный  контент-анализ

Заключение 

Список литературы 
Введение

Метод контент-анализа  используется социологами уже более  ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Какие документы  подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской  программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание  углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет  «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

 

I. Понятие контент-анализа, его  история и сфера применения 

1. Понятие контент-анализа

Контент-ана́лиз (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse du contenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.

Своими словами, контент-анализ — это перевод  текстовой информации в количественные показатели.

Метод контент-анализа  применялся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды (какой эффект произведет тот или  иной текст массовой информации, как  создавать такие тексты, которые  произведут на людей наибольшее впечатление). Ныне метод контент-анализа стал сильнейшим средством анализа различных документов. В политологических исследованиях контент-анализ позволяет анализировать различные текстовые документы, а, следовательно, создавать, например, образ той или иной партии. Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д.

Применение  метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.

Выделяют два  основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

2. История метода контент-анализа

Систематический подход к изучению текстов стал использоваться достаточно давно. Самый первый в литературе опыт, напоминающий контент-анализ – это проведенный в Швеции ХVIII в. анализ сборника 90 церковных гимнов. В этом сборнике было подсчитано число упоминаний имени Христа и религиозных символов, а затем данные были сопоставлены с запрещенными текстами «моравских братьев». Хотя гимны прошли государственную цензуру и приобрели большую популярность, по итогам анализа они были признаны еретичными.

В конце ХIХ  – начале ХХ вв. в США появились первые контент-аналитические исследования средств массовой информации. Целью исследований было продемонстрировать «пожелтение» нью-йоркской прессы (отметим имена Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза, А. Тенни).

Факторами повышения  интереса к контент-анализу стало развитие кино и радиовещания. Особенно актуальным этот метод стал в годы Второй мировой войны. Известен эпизод, когда британские аналитики предсказали время начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» на основе анализа внутренних пропагандистских кампаний.

Классикой контент-анализа  стали исследования Г. Лассуэлла  в 1930-40-х гг., объектом которых стала  политика и пропаганда. Лассуэлл существенно  усовершенствовал процедуру контент-анализа.

К середине 50-х гг. контент-анализ стал научным методом. Исследователи стали обращать внимание не только на наличие категорий в тексте, но и на связи между категориями.

В начале 60-х  гг. французский журналист Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, предполагающую учет расположения текстового материала, оглавления, оформления и т.д.

Дальнейшее  развитие метод контент-анализа  получил в трудах Э. Морен, которая  ввела в научный оборот понятия  «единицы информации» (ответ на вопрос «О чем говорится?»), «смысловых групп» (совокупность единиц информации), «эмоционального тона» повествования.

Начиная со второй половины ХХ в., контент-анализ широко используется в различных науках – в социологии, политологии, истории, источниковедении, культурологи, литературоведении, прикладной лингвистике и психологии.

 

II. Виды контент-анализа,  сфера применения.

1.Сфера применения контент-анализа

Наиболее часто  он используется для описания событий  и процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов в учебниках по истории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах, рекламе.

Общественное  мнение относительно таких серьезных  вопросов, как различные экономические проблемы, проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей и т. п., можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет, в управленческие органы.

Хотя в основном контент-аналитические исследования выполняют описательную функцию, контент-анализ можно использовать также и для проверки гипотез. Наиболее частый тип проверяемых гипотез - гипотезы об изменении ценностных установок и социального поведения в течение определенного временного периода.

Иногда контент-анализ используется как вспомогательный метод в интерпретации открытых вопросов в вопросниках или интервью. С его помощью могут упорядочиваться также словесные комментарии, полученные в течение какого-либо эксперимента, с тем, чтобы описать частоту проявления определенных поведенческих реакций в конкретных условиях или проверить взаимосвязь различных вариантов.

Между тем документы  нередко выступают основным и, зачастую незаменимым источником социологической  информации. Объективный систематический  анализ совокупности текстов дает исследователю надежную информацию об имплицитно присутствующих намерениях коммуникатора. Контент-анализ может с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли ваши предположения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными.

Контент-анализ (или анализ содержания) получил в течение  последних десятилетий большое  распространение. Суть этого метода состоит в выделении сравнительно постоянных элементов текста, затем  систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражением качественных признаков. В итоге выявляется частота использования данных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т.д.

Исследования содержания различных произведений литературы и искусства, проведенные Семеновым, показали возможности использования  метода контент-анализа при изучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции). Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях. Так, изучая образы брака и любви в прозе молодежных журналов, Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака. При этом писатели могут квалифицироваться как специфически одаренные наблюдатели и эксперты в сфере интуитивного познания социально-психологических явлений.

Учитывая опыт многочисленных исследований, можно отметить следующие  основные области применения контент-анализа  в социально-психологических исследованиях (Семенов).

1. Изучение социально-психологических  особенностей коммуникаторов (лиц, передающих сообщения, авторов) через содержание их сообщений. Одним из видов подобного изучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах.

2. Изучение реальных  социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений (включая явления, имевшие место в прошлом и недоступные для исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики.

3. Изучение различных средств коммуникации через содержание сообщений, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских.

4. Изучение социально-психологических  особенностей реципиентов (адресатов  коммуникации, аудитории). Это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента.

5. Изучение социально-психологических  аспектов воздействия эффектов  коммуникации на реципиентов  через содержание сообщений.

Кроме того, можно выделить следующие виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

а) для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик;

б) специальное (науковедческое) употребление для изучения научной  литературы по социальной психологии - эволюция интересов ученых по различным проблемам в разное время, анализ цитирований и ссылок.

 

2. Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального  носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

2.1. Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений  с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы);
  • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина);
  • частота появления сообщений,
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

Информация о работе Контент-анализ