- социальное
обслуживание должно активнее поддерживаться
государством;
- социальное
обслуживание должно иметь налоговые
льготы и механизм их реализации;
- государственные
социальные службы должны шире предоставлять
разнообразные платные услуги населению.
Говоря
о модели функционирования социальных
служб при благотворительных
фондах, общественных и религиозных
организациях, отметим, что они не
имеют четкой системы территориальных
служб и в силу этого недостаточно
изучены.
Следует
подчеркнуть, что сегодня базовыми,
типовыми моделями организации социальной
работы с семьей и детьми по месту
жительства (территориальными) являются
центры социального обслуживания и
реабилитации семьи и детей и
районные социально-психологические
службы. Кроме того, имеется определенное
количество слабо взаимодействующих
между собой социальных служб (не
всегда территориальных) различной
ведомственной принадлежности.
Опыт
деятельности служб по месту жительства
подтверждает тот факт, что социальная
работа по своей сути межведомственна
и требует правового оформления
и организации территориальных
социальных служб, координации деятельности
органов социальной защиты, здравоохранения,
образования, культуры и спорта, правоохранительных
структур, служб занятости.
Рассмотрим
их подробнее, поскольку именно они
представляют собой модели социальных
служб нового типа — модели нормативного
программного характера.
На
основании разработанной концепции
развития социальной службы, Основ
законодательства Российской Федерации
о социальной службе, типовых положений
различных территориальных центров
работы с семьей и детьми во многих
регионах начали формироваться территориальные
службы (ТСС), которые оказывают Комплекс
социальных услуг всем нуждающимся
(взрослым и детям), поскольку включают
в себя учреждения социальной структуры,
органы управления делами социальных
служб, учебные и научно-исследовательские
заведения. Осуществляя деятельность
на территории конкретного городского
или сельского района, небольшого
города, ТСС максимально приближена
к населению, доступна всем нуждающимся.
Структура
ТСС состоит из следующих специализированных
территориальных центров:
- центр социальной
помощи семье и детям, имеющий отделы социальной
реабилитации и профилактической работы,
консультативной помощи, развития семейного
предпринимательства и т.д., а также подразделения
по оказанию практической помощи: выездные
комплексные бригады; служба экстренной
психологической помощи; юридическая
и психолого-педагогическая консультация;
служба знакомств: социальный приют; отделение
дневного пребывания детей и матерей с
детьми;
- центр психолого-педагогической
помощи семье и детям, призванный оказывать
помощь в преодолении конфликтов в семье,
повышать психологическую культуру населения
в сфере семейного, супружеского, родительского
общения; помогать семьям, испытывающим
трудности в воспитании детей, в предотвращении
эмоционального и психического кризиса;
обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую
помощь лицам различных групп риска; служба
экстренной психологической помощи по
телефону («телефон доверия»), задача которой
— снизить психологический дискомфорт,
уровень агрессивности членов семьи; социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних, осуществляющий
социальную и медико-психологическую
помощь и поддержку тем, кто оказался в
кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние
в течение необходимого для их реабилитации
времени посещают Центр или получают в
нем временный приют. Центр включает в
себя службу экстренной социальной помощи,
медико-психологической диагностики и
коррекции, социальной реабилитации, адаптации
детей и подростков, службу социально-правовой
защиты и юридической помощи, иногда —
приют проживания в условиях стационара;
- социальный
приют для детей и подростков, организуемый
в целях спасения беспризорных детей и
подростков, предоставления им временного
прибежища, медико-психологической помощи,
решения задач их дальнейшего жизнеустройства.
Приют может быть организован как самостоятельное
учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних; центр
помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, который осуществляет содержание
и устройство на дальнейшее воспитание
в семью или в государственное учреждение
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (от рождения до 18 лет);
- реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями, создаваемый в целях социальной
адаптации ребенка, имеющего отклонения
в физическом и умственном развитии, формирования
у нега положительного отношения к жизни,
обществу, семье, обучению труду с помощью
комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических
и других мероприятий.
Сеть
ТСС может включать также (в зависимости
от имеющихся условий и специфических
особенностей района) молодежные центры,
центры новых форм дошкольного воспитания
и внешкольной работы; кризисные
центры помощи лицам, пострадавшим от
стихийных бедствий и преступлений,
отбывшим уголовное наказание, беженцам;
бесплатные и льготные столовые, пункты
раздачи продуктов, одежды, детского
питания. Управленческая модель деятельности
ТСС как системы территориальных
социальных центров, отделений, учреждений
основывается на современных методах,
соответствующих демократическим
временам в общественном укладе России.
Она учитывает принцип приоритета
государственных начал в организации
социальной службы и принципы опоры
на широкое общественное участие, четкого
ограничения управленческих функций
и компетенции, самостоятельности
и инициативности низовых звеньев.
Предусматривается, что органами управления
социальной службы будут государственные
и общественные учреждения, уполномоченные
согласно законодательству осуществлять
управленческие функции. На уровне территории
(города, сельского района, района в
городе) станут формироваться государственно-общественные
органы — попечительские советы (социальные
советы), создаваемые при администрации
(в составе исполнительных органов).
Они будут включать в себя представителей
заинтересованных организаций: финансовых
фондов, профсоюзов, общественных ассоциаций,
благотворительных фондов,
К
функциям попечительского совета отнесены
анализ социальной ситуации, определение
структуры и характера формируемой
в городе (районе) социальной службы;
финансирование социальных служб; контроль
работы социальных учреждений — государственных,
государственно-общественных, общественных,
частных и др. Социальная защита
и поддержка населения на подведомственной
территории относятся к компетенции
комитета (отдела) социальной защиты населения.
Он подчиняется по горизонтали местным
исполнительным органам, а по вертикали
— вышестоящим городским (областным
и республиканским) органам. Роль центрального
органа управления — Министерства
труда и социального развития
— сводится к общему организационному,
экспертному и научно-методическому
руководству, определению минимально
обязательных для населения видов
выплат, льгот и услуг, содействию
обучении кадров,, помощи в финансовом
и материально-техническом обеспечении
учреждений социальной службы.
Высокая
степень организационной самостоятельности
и свободы предоставляется специализированным
центрам в системе ТСС. Они
являются юридическими лицами: имеют
собственное имущество, самостоятельный
баланс, печать, штампы и бланки социального
обслуживания со своим наименованием;
открывают счета в банках, в
том числе внебюджетные счета
для поступления средств от государственных,
общественных предприятий и организаций,
частных лиц, собственной производственно-хозяйственной
деятельности. Деятельность центров
и учреждений ТСС регламентируется
уставом, разрабатываемым самостоятельно
с учетом типовых положений. Все
это позволяет избежать чрезмерного
бюрократизма.
Вместе
с тем предложенная модель ТСС
предоставляет возможность сочетать
как четко структурированную, так
и дифференцированную схему организации,
при которой финансирование и
поддержка служб осуществляются
на базе конкурсного отбора социальных
проектов, представленных различными,
в том числе негосударственными,
организациями.
Следовательно,
служба социальной помощи семье и
детям строится как по территориальному,
так и по ведомственному принципу.
В
последние годы все больше учитываются
возможность и особенности территорий,
потребности и запросы семьи
в тех или иных услугах, поэтому
все чаще во многих уже существующих
центрах, создаются отделения дневного
пребывания детей, реабилитационные отделения
для детей с ограниченными
возможностями, стационары, приюты, «телефоны
доверия».
В
настоящее время в системе
органов социальной защиты населения
действует свыше 2000 учреждений, оказывающих
социальные услуги семье и детям.
- Развитие
нормативно-правовой
базы службы социальной
помощи семье и
детям и механизмы
ее реализации
Новые
правовые отношения в области
социального обслуживания семьи
и детей еще недостаточно стабильны
и нуждаются, с одной стороны,
в дальнейшей разработке, а с другой
— в закреплении многих норм,
которые уже имеют место в
практике социального обслуживания.
Основополагающими
документами в системе нормативно-правовой
базы социального обслуживания семьи
и детей являются Конституция
Российской Федерации и федеральные
законы.
Как
уже упоминалось, в ст. 7 Конституции
Российская Федерация провозглашена
социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека.
Обеспечивается
государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства,
развивается система социальных
служб на основе Федеральных законов
Российской Федерации «Об основах
социального обслуживания населения
в Российской Федерации» и «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов», принятых в 1995 г.
Закон
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации»
устанавливает правовое регулирование
в области социального обслуживания
населения, семьи и детей. В Законе
даны основные понятия, применяемые
в области социального обслуживания,
определены системы социальных служб
(государственная, муниципальная и
иных форм собственности), указаны принципы,
на которых основывается предоставление
социальных услуг (адресность, доступность,
добровольность, гуманность, конфиденциальность,
профилактическая направленность, приоритетность
предоставления социальных услуг несовершеннолетним,
находящимся в трудной жизненной
ситуации). Статья 6 Закона посвящена
вопросам соответствия социального
обслуживания государственным стандартам,
устанавливающим основные требования
к объемам и качеству социальных услуг,
порядку и условиям их оказания.
В
Законе названы права членов семьи
на социальное обслуживание и получение
различных социальных услуг как
в домашних условиях, так и в
учреждениях социального обслуживания;
определены вопросы организации
социального обслуживания, перечень
учреждений социального обслуживания
и порядок их создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации, порядок
их финансового обеспечения, полномочия
федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в области социального обслуживания.
Важную роль в осуществлении социальной
работы с семьей и детьми сыграли
указы Президента Российской Федерации,
в которых рассматриваются конкретные
вопросы социальной защиты этой категории
населения.
Так,
в Указе Президента Российской Федерации
от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах
по реализации Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и
развития детей в 90-е годы» проблема
выживания, защиты и развития детей
признана приоритетной, а Правительству
Российской Федерации поручено разработать
и утвердить научно обоснованный
перечень обязательных бесплатных социальных
учреждений для женщин и детей, предоставление
которых должно быть гарантировано
государством, а также проекты
нормативных актов о государственной
системе социальной помощи семье
и детям.
Органам
исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев,
областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга
этим Указом предписывалось содействовать
созданию и укоренению сети учреждений
нового типа социальной помощи семье
и детям (центров социальной помощи
семье, психолого-педагогических консультаций,
центров реабилитации детей-инвалидов,
центров планирования семьи, центров
усыновления, опеки и попечительства,
медико-педагогических школ, социальных
гостиниц для детей, подростков, матерей
с детьми и др.).
Указ
Президента Российской Федерации от
6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности
и правонарушении несовершеннолетних,
защите их прав» установил, что государственную
систему профилактики безнадзорности
и правонарушении несовершеннолетних,
защиты их прав должны составлять комиссии
по делам несовершеннолетних, органы
опеки и попечительства, специализированные
учреждения (службы) органов социальной
защиты населения, образования, здравоохранения,
органов внутренних дел службы занятости
населения, а также иные органы и
учреждения, осуществляющие в пределах
своей компетенции меры по профилактике
правонарушений несовершеннолетних и
защите их прав.
Правительству
Российской Федерации данным Указом
предписывалось:
- образовать
совместно с органами исполнительной
властиреспублик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных
областей, округов, городов федерального
значения и органами местного самоуправления
специализированные учреждения (службы)
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации (в структуре
органов социальной защиты населения),
а также специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого типа для несовершеннолетних,
совершивших правонарушения, и специальные
(коррекционные) учебно-воспитательные
учреждения для несовершеннолетних, имеющих
отклонения в развитии и совершивших общественно
опасные деяния (в структуре органов образования);
- реорганизовать
приемники-распределители органов внутренних
дел, предназначенные для несовершеннолетних,
создав на их базе центры временной изоляции
для несовершеннолетних, совершивших
общественно опасные деяния.
Данный
Указ послужил основой формирования
новой социальной политики профилактики
детской безнадзорности, социального
сиротства. Была создана система
социальной реабилитации несовершеннолетних,
сформирована нормативно-правовая база
деятельности специализированных социально-реабилитационных
учреждений, разработана и утверждена
Правительством Российской Федерации
Федеральная целевая программа
«Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на
1997—1998 годы».
Новая
модель государственной системы
социальной профилактики ориентирована
на решение проблем детей и
подростков, оказавшихся вне общества,
вне социальных связей, обеспечение
реальных прав детей на благополучное
существование в обществе. Деятельность
специализированных социально-реабилитационных
учреждений для несовершеннолетних
отнесено к компетенции органов
социальной защиты.
Указ
Президента Российской Федерации от
2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению
бродяжничества и попрошайничества»
направлен на реорганизацию приемников-распределителей
органов внутренних дел для лиц,
задержанных за бродяжничество и
попрошайничество, в центры социальной
реабилитации указанных лиц для
оказания им социальной, медицинской
и иной помощи, а также для создания
таких центров органами исполнительной
власти республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных
округов и областей, городов федерального
значения.