Сущность и типология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;

Содержание

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология……………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи……………………………………………..
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе……………………
1.3. Типология семьи……………………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи…………………………………………
2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми
2.1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми……………………………………………………
2.2. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей………….
2.3. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

готовая, тема №8 вариант 2.docx

— 104.19 Кб (Скачать)

     Совокупность  таких признаков должна стать  причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в диагностике  специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную  картину происходящего и поможет  пресечь жестокое обращение со взрослым или несовершеннолетним членом семьи. Как правило, есть необходимость  немедленного удаления ребенка из такой  семьи и помещения его в  учреждение социальной реабилитации, что может производиться местными органами опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению  к детям, некоррегируемое поведение  взрослых могут служить предлогом  для возбуждения дела о лишении  родительских прав или уголовном  преследовании виновного в жестоком обращении. 
К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относятся также социальные приюты (гостиницы, убежища), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом встречаются также приюты для мужчин, подвергаемых жестокому обращению в семье) провести в безопасном месте период кризисного обострения семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает недостаточно, ибо неразрешенные семейные конфликты протекают длительно, периодически обостряясь. Поэтому для разрешений большинства из них необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей.

     Такой уровень социальной работы, ориентированный  на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между  супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных  членов семьи с окружающими.

     В основе проблем всех типов семей  лежит вопрос о предназначении семьи  в современном мире. Возникнув  как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала  в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно освобождаясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными  институтами, семья столкнулась  с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический  вид деятельности, который может  осуществить только семья или  который может быть произведен только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно  семье, сегодня могут быть осуществлены вне ее. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным  социальным институтом, вне рамок  которого существование человека невозможно.

     Этот  теоретический вопрос подкрепляется  все усиливающейся нестабильностью  семейного образа жизни, нарастанием  кризисных явлений, которые свойственны  и нашей стране, переживающей социально-экономические  трудности, и экономически благополучным  странам, не испытавшим в последние  годы такого резкого падения уровня жизни своего населения.

     Нестабильность  выражается в возрастании числа  разводов и опасности развода  для каждой семьи. Количество разводов в год в нашей стране составляет один из самых высоких показателей  в мире. 
Нестабильность семейной жизни проявляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый «первый демографический переход» от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются бессильны. Практика показывает, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью в определенной стране семьи либо находят их в других странах, либо прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.

     В настоящее время большинство  промышленно развитых стран столкнулось  со «вторым демографическим переходом» от малодетной к преимущественно  однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а социальными причинами, так как все прежде имевшиеся  внешние побуждения к многодетности  отошли в прошлое. Сегодня семьи  и индивиды имеют потребность  преимущественно в одном ребенке, а не в детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко  возрастают. «Инвестиции в детей» включают в обязательном порядке  расходы на обеспечение им высокого уровня здоровья, приемлемого и комфортного  уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых в  детском или подростковом кругу. Наиболее дорогостоящая часть этих расходов — достижение необходимого уровня образования. Государство контролирует минимально необходимый уровень  такой подготовки путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного  образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного  социального старта предъявляют  требования к максимально высококачественному  образованию, которое практически  повсеместно теперь является не только платным, но и дорогостоящим.

     На  фоне общего сокращения рождаемости  происходит рост ее внебрачной доли, так  что сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного  брака своих родителей. Отчасти  это можно объяснить ослаблением  внешнего давления моральных норм и  более либеральным отношением к  внебрачным детям. Иногда это можно  рассматривать как индикатор, указывающий  на распространение фактической  брачности.

     В наших условиях такое явление  можно также интерпретировать как  кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются  зарегистрировать себя в качестве отцов  и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака  женщины относятся к социально  ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные  или лица из семьи безработных.

     Наконец, признаком нестабильности семейного  образа жизни можно считать появление  и утверждение в качестве устойчивого  жизненного сценария одиночества как  привлекательного и комфортабельного стиля жизни. Прежде человек без  семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время  появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, который находит удовольствие в таком виде существования.

     Анализ  положения семьи в современном  обществе имеет отнюдь не только теоретическое  значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависит разработка, утверждение  и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и  дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой  сфере приведут к неудовлетрительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение, что можно при  помощи довольно примитивной системы  экономических и юридических  мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.) влиять на демографическое поведение людей в области рождаемости, заставляет государственные органы прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости. 
Для социальной работы неправильная ориентация может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому вопросы анализа социальной действительности и выбора стратегий, адекватных объективному ходу вещей, имеют прямое отношение к её содержанию и организации.

     Социальные  проблемы неполных семей связаны  с малообеспеченностью, которая  обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье, иногда трудового дохода нет вообще, и  семья вынуждена жить на пособие  по безработице либо на пособия на детей. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины  в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями  по уходу за детьми. Доход от алиментов, в том случае, когда дети имеют  на него право и реально получают их, как правило, покрывает не более  половины стоимости их содержания.

     Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще. Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические  проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего  детей. Учитывая, что подавляющее  большинство неполных семей состоит  из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин.

     Недавно ставшая массовой категория неполных семей — это неполные расширенные  семьи, образующиеся, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились  в бега, лишены родительских прав либо предаются безудержному пьянству. Чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. В последнее время сотрудники органов социальной защиты говорят о появлении неполных расширенных семей в связи с отъездом родителей за рубеж. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности. К сожалению, нужной для воспитания детей позиции доминирования, авторитета, способности контролировать ситуацию они порой обеспечить не могут, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения.

     Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство  на территории России (в начале XX века в европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем  восемь детей), в настоящее время  устойчиво занимают незначительную долю (7,5%) от общего количества семей. Причем определенную часть составляет случайная  многодетность, когда вместо желанного  второго рейс рождаются сразу  близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате К1ММ либо ошибок в контрацепции и невозможности  прибегнуть к средствам прерывания беременности.

     Все остальные многодетные семьи  могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиций родительской семьи. У таких семей  много трудностей, связанных с  малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но по крайней  мере мотивация к воспитанию детей  у родителей налицо.

     Вторую  группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих  браков матери (реже — отца), в которых  рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут  быть различными, в том числе и  вполне благополучными, но отзвук существования  неполной семьи в их рамках сохраняется. 
Третью группу составляют семьи инвалидов, которые характеризуются экономическими трудностями, связанными с распадом производственной и реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограниченной трудо- и адаптационной способностью ее членов. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности, так как формирование безбарьерной среды только начинается. Внедрение программ, направленных на приспособление существующей среды к потребностям и возможностям инвалидов, пока ограничивается как недостатком средств, так и организационными препятствиями.

     Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обладают всеми проблемами, связанными с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в  жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения  их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Сеть учреждений, оказывающих  родителям помощь в такой деятельности, пока далеко не достаточна. Уход за больным  ребенком, инвалидом с детства, нередко  не совместим с внедомашней занятостью. Поэтому мать, как правило, вынуждена  оставить работу либо оставить любимую  работу в пользу более свободной  по графику, близко расположенной, но нижеоплачиваемой.

     Семейные  проблемы, заключающиеся в патологизации  отношений между супругами, между  родителями и детьми, по общему правилу  не зависят от социального статуса  семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную семью с такой  же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную. Социальные работники в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций, заниматься налаживанием семейных коммуникаций над предкризисной стадии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся на первое место.

Информация о работе Сущность и типология семьи