Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:58, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
Введение.
1. Сущность семьи и ее типология……………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи……………………………………………..
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе……………………
1.3. Типология семьи……………………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи…………………………………………
2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми
2.1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми……………………………………………………
2.2. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей………….
2.3. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..
О
технологиях социальной работы с
семьей можно говорить применительно
к семьям различных категорий
клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих,
беженцев и т.д. Виды и формы социальной
помощи, направленные на сохранение семьи
как социального института в
целом и каждой конкретной семейной
группы, нуждающейся в поддержке,
можно подразделить на экстренные,
направленные на выживание семьи (экстренная
помощь, срочная социальная помощь,
немедленное удаление из семьи детей,
находящихся в опасности или
оставленных без попечения
Каждая
семья проходит через закономерно
сменяющуюся цепь этапов, обусловленных
возрастом семьи и
•заключение брака;
• взаимная адаптация;
• рождение детей;
• взросление детей и уход их из семьи;
• старение и смерть одного или обоих супругов.
Перестройка
структурных связей и отношений
в семье вызывает её временное
ослабление, например, в период рождения
первенца, в период «критического»
возрастания детей. Число разводов
в эти периоды значительно
увеличивается, поэтому семьи нуждаются
в социальной помощи. Каждый из указанных
выше периодов семьи имеет свои особенности,
которые необходимо учитывать при
работе с семьей.
Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает
число разводов (распадается каждый
второй-третий брак); снижается рождаемость
при одновременном увеличении детей,
рожденных вне брака; ежегодно около
1 млн. детей остаются без одного
из родителей; доля неполных семей достигает
15% по стране; обострилась проблема
детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов
нуждаются в материальной и психологической
помощи; число страдающих психическими
заболеваниями достигло примерно 4,5
млн. человек; растет преступность (ежегодно
совершается более 2 млн. преступлений)
и, что особенно опасно, увеличивается
число преступлений, совершаемых
подростками; Россия вышла на «передовые
рубежи» не только по количеству алкоголиков
(около 20 млн. человек) — она нагоняет
другие страны по количеству наркоманов
и токсикоманов; социальное неблагополучие
в обществе и семье стало причиной
участившегося жестокого
Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института — семьи. Опыт последних лет показывает, что с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государствен-ной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объеме, чем прежде.
К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
Современное
обеспечение жизнедеятельности
свыше 40 млн. семей и 38 млн. детей
нуждается в эффективной
Процессы
общественной трансформации в России
внесли глубокие изменения в сферу
социально-экономических
Вот почему необходимо не только глубоко исследовать эту проблему, но и проанализировать, что практически сделано за последние годы органами социальной защиты населения совместно с другими государственными общественными и неправительственными организациями в области социальной работы с семьей, какие проблемы возникали и как они решались.
Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей предопределила выработку нового курса деятельности государственных органов относительно семьи: повышение ее статуса в целях коренного оздоровления общества, усиление заботы о детях, их социальное обслуживание.
В
начале 90-х гг. приобрела особую остроту
проблема перестройки деятельности
органов социального
Были приняты указы Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной семейной политики и национальном плане действий в интересах детей.
Эти
документы определяли основные ориентиры
в политике и социальной работе по
улучшению положения семьи. На базе
изменения отношений
Со
своей стороны государство
Так началась целенаправленная конкретная работа по организации системы учреждений социального обслуживания семей и детей, хотя отдельные элементы ее имелись и в прошлом.
Органы
исполнительной власти на местах начали
создавать и укреплять
В это же время были разработаны основные концептуальные подходы, организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи и детей. Принимались меры и по финансированию и кадровому обеспечению создания и развития этих учреждений. Утверждены были и проекты типовых положений о центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте, реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрах психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону.
Совместные
усилия федеральных органов власти
в сочетании с активной работой
на многих территориях местных органов
исполнительной власти способствовали
созданию различных учреждений социального
обслуживания семьи и детей. К
концу 1993 г. в Российской Федерации
действовало около 500 таких учреждений
(в основном в республиканских, краевых
и областных центрах; в сельской
местности и малых городах
России они практически отсутствовали)
Наиболее успешно сеть таких учреждений формировалась в республиках Коми, Дагестан, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Ленинградской, Саратовской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, однако в республиках Марий-Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Приморском крае, Амурской, Белгородской, Владимирской, Курской, Липецкой, Омской, Калужской и некоторых других областях подобные учреждения не получили развития.
Наряду с органами социальной защиты населения учреждения социального обслуживания семьи и детей создают и комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел. Практика показывает, что оптимальные результаты достигаются в тех случаях, когда развитие сети учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их профессиональных и организационных усилий, финансовых средств.
В
создании учреждений социального обслуживания
семьи и детей все более
активно принимают участие
Отмечая
положительные тенденции в
Социальное
обслуживание семьи и детей в
настоящее время — это
Важнейшая
задача системы социального
Социальное обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
В
значительной степени этому способствовала
работа по реализации Федеральных законов
«Об основах социального
Значительны результаты деятельности учреждений по реабилитации детей — дезадаптированных сирот, детей-инвалидов и др.