Сущность и типология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;

Содержание

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология……………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи……………………………………………..
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе……………………
1.3. Типология семьи……………………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи…………………………………………
2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми
2.1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми……………………………………………………
2.2. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей………….
2.3. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

готовая, тема №8 вариант 2.docx

— 104.19 Кб (Скачать)

     О технологиях социальной работы с  семьей можно говорить применительно  к семьям различных категорий  клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи  как социального института в  целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или  оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и  социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и её членов.

     Каждая  семья проходит через закономерно  сменяющуюся цепь этапов, обусловленных  возрастом семьи и особенностями  функционирования. В жизненном цикле  семьи можно выделить следующие  этапы:

     •заключение брака;

     • взаимная адаптация;

     • рождение детей;

     • взросление детей и уход их из семьи;

     • старение и смерть одного или обоих  супругов.

     Перестройка структурных связей и отношений  в семье вызывает её временное  ослабление, например, в период рождения первенца, в период «критического» возрастания детей. Число разводов в эти периоды значительно  увеличивается, поэтому семьи нуждаются  в социальной помощи. Каждый из указанных  выше периодов семьи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при  работе с семьей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Совершенствование социальной работы с  семьей и детьми
    1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми

     Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

     Возрастает  число разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость  при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов  нуждаются в материальной и психологической  помощи; число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек; растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, увеличивается  число преступлений, совершаемых  подростками; Россия вышла на «передовые рубежи» не только по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек) — она нагоняет другие страны по количеству наркоманов и токсикоманов; социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения  с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50—80 тыс. в год), проституции (только в крупных  городах более 120 тыс. проституток). Такова неполная социально-демографическая  характеристика российской семьи —  объекта социальной работы в современном  обществе. Следует учитывать, что  многие формы права, регулирующие отношения  семьи и государства, пришли в  противоречие с современными жизненными реалиями, перестали адекватно соответствовать  потребностям семьи и общества. Нередко  законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют.

     Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального  института — семьи. Опыт последних  лет показывает, что с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государствен-ной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объеме, чем прежде.

     К настоящему времени сложились и  действуют следующие основные формы  государственной помощи семьям, имеющим  детей:

  • денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
  • трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
  • социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

     Современное обеспечение жизнедеятельности  свыше 40 млн. семей и 38 млн. детей  нуждается в эффективной реализации государственной семейной политики и одного из ее основных направлений  — системы социального обслуживания семьи и детей, создании его правовой и материальной основы.

     Процессы  общественной трансформации в России внесли глубокие изменения в сферу  социально-экономических отношений, модифицировали систему ценностей  и модели социально-экономического поведения семьи. Меняется вся система  социальных институтов, регулирующих социально-экономические отношения. В рамках этого процесса происходит также и изменение сложившихся  в прошлые годы парадигм взаимодействия личности, семьи и государства: семья  все более отходит от патернализма, переходя на партнерские отношения  с государством; к ней возвращается часть функций, которые раньше активно  патронировались государством, —  экономическая, общественно-воспитательная, социокультурная, и др.; семья начинает непосредственно принимать участие  в решении возникающих перед  ней разнообразных социальных задач. Проблемы семьи, реализации ее прав, гарантий, социального обслуживания семьи и детей потребовали разработки новых технологий и моделей социальной работы.

     Вот почему необходимо не только глубоко  исследовать эту проблему, но и  проанализировать, что практически  сделано за последние годы органами социальной защиты населения совместно  с другими государственными общественными  и неправительственными организациями  в области социальной работы с  семьей, какие проблемы возникали  и как они решались.

     Ориентация  на приоритет общечеловеческих ценностей  предопределила выработку нового курса  деятельности государственных органов  относительно семьи: повышение ее статуса  в целях коренного оздоровления общества, усиление заботы о детях, их социальное обслуживание.

     В начале 90-х гг. приобрела особую остроту  проблема перестройки деятельности органов социального обеспечения  населения. В связи с этим представилось  необходимым иначе решать не только социальные проблемы инвалидов и  лиц пожилого возраста, но и вопросы  нестационарного обслуживания семей, имеющих детей.

     Были  приняты указы Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной семейной политики и национальном плане действий в  интересах детей.

     Эти документы определяли основные ориентиры  в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. На базе изменения отношений собственности, развития экономических стимулов, совершенствования  управления экономикой намечалось создать  реалъные возможности для всех трудоспособных членов семьи своим трудом, своей  хозяйственной активностью обеспечить себе и своим детям достойную  жизнь. Предполагалось, что с ростом благосостояния общества, каждой семьи  станет возможной реализация права  женщин на свободный выбор жизненного пути: профессиональная .работа, предпринимательство, учеба, воспитание детей или сочетание этих вариантов в зависимости от личных предпочтений. В новых экономических условиях семья обретет большую самостоятельность и ответственность, в том числе за воспитание детей.

     Со  своей стороны государство берет  на себя обязательства по защите семьи  от нищеты и лишений, вызванных потерей  работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме: содействие в трудоустройстве, повышение  квалификации, выдача кредитов на собственное  дело, социальные целевые выплаты  и натуральные выдачи. Одно из решающих направлений принятых документов —  формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и  ребенка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства  к семье и детям, в том числе  и в кризисных ситуациях.

     Так началась целенаправленная конкретная работа по организации системы учреждений социального обслуживания семей  и детей, хотя отдельные элементы ее имелись и в прошлом.

     Органы  исполнительной власти на местах начали создавать и укреплять территориальную  сеть учреждений нового типа: центров  социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров усыновления, опеки и попечительства, центров  планирования семьи, социальных приютов  и др.

     В это же время были разработаны  основные концептуальные подходы, организационные  основы и механизмы создания и  деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи  и детей. Принимались меры и по финансированию и кадровому обеспечению  создания и развития этих учреждений. Утверждены были и проекты типовых  положений о центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационном центре для  несовершеннолетних, социальном приюте, реабилитационном центре для детей  и подростков с ограниченными возможностями, центрах психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону.

     Совместные  усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой  на многих территориях местных органов  исполнительной власти способствовали созданию различных учреждений социального  обслуживания семьи и детей. К  концу 1993 г. в Российской Федерации  действовало около 500 таких учреждений (в основном в республиканских, краевых  и областных центрах; в сельской местности и малых городах  России они практически отсутствовали).

     Наиболее  успешно сеть таких учреждений формировалась  в республиках Коми, Дагестан, Краснодарском  и Красноярском краях, Кемеровской, Ленинградской, Саратовской, Тюменской  областях, Ханты-Мансийском автономном округе, однако в республиках Марий-Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Приморском крае, Амурской, Белгородской, Владимирской, Курской, Липецкой, Омской, Калужской  и некоторых других областях подобные учреждения не получили развития.

     Наряду  с органами социальной защиты населения  учреждения социального обслуживания семьи и детей создают и  комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел. Практика показывает, что оптимальные результаты достигаются  в тех случаях, когда развитие сети учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их профессиональных и организационных  усилий, финансовых средств.

     В создании учреждений социального обслуживания семьи и детей все более  активно принимают участие общественные и благотворительные организации, предприниматели. Такое социальное партнерство позволяет сделать  работу указанных учреждений более  результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение на актуальных проблемах социальной защиты и помощи семье.

     Отмечая положительные тенденции в формировании системы учреждений социального  обслуживания семьи и детей, обозначившиеся в 1993—1999 гг., необходимо подчеркнуть, что  были сделаны лишь первые шаги. Сеть таких учреждений остро нуждается  в развитии и совершенствовании  с точки зрения помощи семье и  детям, так же, как и характеристики этих учреждений (численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координация деятельности отдельных  звеньев). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Формы и методы социального  обслуживания семьи  и детей
 

     Социальное  обслуживание семьи и детей в  настоящее время — это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную  ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

     Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей — обеспечение  реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем  посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и  консультаций.

     Социальное  обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и  муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных  общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

     В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов  услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

     В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов  «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов», Указа  Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети  России» от 18 августа 1994 г., постановления  Правительства Российской Федерации  «О предоставлении бесплатного социального  обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными  службами» от 24 июня 1996 г.

     Значительны результаты деятельности учреждений по реабилитации детей — дезадаптированных  сирот, детей-инвалидов и др.

Информация о работе Сущность и типология семьи