Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:58, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
Введение.
1. Сущность семьи и ее типология……………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи……………………………………………..
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе……………………
1.3. Типология семьи……………………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи…………………………………………
2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми
2.1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми……………………………………………………
2.2. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей………….
2.3. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..
Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние
века овеяны ореолом рыцарства. Однако
в брачной сфере
ситуация выглядела следующим образом:
рыцари должны были жениться на дамах
своего круга. По существу брак был социально-экономической
сделкой: с одной стороны девушка «продавала»
свою девственность, целомудрие, с другой
– мужчина брал на себя обязательства
содержать и обеспечивать ее и будущих
детей; Представления о серенадах требуют
уточнения в том плане, что их; как правило,
распевали под окном чужих жен. Но в то
время как женатый рыцарь пел под окном
чужой жены, под окном его собственной
жены мог находиться другой. Представление
о трубадурах средневековья неплохо совмещается
с образом рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния [13; 192].
Семья в библейские времена. Исследователи Древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в неё входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» – кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым; удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина» [8; 208].
Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII–XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве в доме и семье.
В
целом же нормативная дохристианская
модель семьи описывается таким
образом: родители (отец и мать) могут
находиться в различных отношениях:
«доминирования-подчинения»
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.
«Идеальная»
христианская семья включает: Отца,
Сына и Мать (Богородицу). Она строится
на основе принципа власти – совмещения
ответственности и
Брак в христианском смысле – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность.
Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих третьего, их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.
Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.
Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своим эгоизмом и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.
Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Oба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание – любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению – углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке – утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.
Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают чёткое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу – взять на себя тяжесть и ответственность быть главой.
Величайшая мудрость христианского брака – дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак – подобие Брака небесного – Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.
Внутрисемейные отношения по Домострою. В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Однако тот же Домострой предлагает «силовое» и языческое решение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом похвалишься им». Прямая реализация принципа «бытие определяет сознание». Воспитывай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя…».
Для русского зажиточного горожанина существовала сфера жизни, отличная от публичной. Более того, она имела зримую границу – высокий забор вокруг усадьбы. В такой усадьбе жило все семейное сообщество, включая домочадцев и слуг. По И.Е. Забелину «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хозяин «государь» дома. Слуги, челядь входят в понятие «домочадцы». Именно по отношению к челяди в Домострое употребляется термин «семья». Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус одинокого.
Самое
страшное наказание, известное автору
Домостроя, – «от людей смех и
осуждение», что свидетельствует
о зависимости семьи от равного
социального окружения, с одной
стороны, и стремлении сохранить
семейные отношения в тайне. Наказанием
оказывается «позор» как «
Обязанность
главы дома – забота о благосостоянии
дома и воспитании, в том числе
и духовном, его членов. Жена обязана
сама заниматься рукоделием и знать
всю домашнюю работу с тем, чтобы
учить и контролировать слуг. Кроме
того, она занимается воспитанием
и обучением дочерей (обучение сыновей
– обязанность отца). Все решения,
связанные с «домовным
Любовь
к детям в Домострое
Все человеческие поступки делятся на «доброе дело» и «злое дело». Среди добрых дел особенно чтутся «труды праведные».
Немалым
образом характер межличностных
отношений проявляется через
рекомендации о наказаниях: бить следует
за большую вину, наедине и потом
«примолвить» и «пожалеть» [15; 87–93].
Социологи
и антропологи сравнивают семейную
структуру в разных обществах
по шести параметрам: форме семьи,
форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства,
а также происхождению и
Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная
семья (в отличие от первого типа
семейной структуры) включает нуклеарную
семью и многих родственников, например,
дедушку и бабушку, внуков, дядю,
тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья
считается важным, а может быть, и основным
социальным объединением.2