Сущность и типология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;

Содержание

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология……………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи……………………………………………..
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе……………………
1.3. Типология семьи……………………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи…………………………………………
2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми
2.1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми……………………………………………………
2.2. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей………….
2.3. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

готовая, тема №8 вариант 2.docx

— 104.19 Кб (Скачать)
p align="justify">     Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой любому мужчине, который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей [13; 87].

     Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

     С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской  власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

     Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере 
ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей; Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их; как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

     К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала  распространяться и более либеральная  точка зрения на брак, появились  новые духовные и сексуальные  веяния [13; 192].

     Семья в библейские времена. Исследователи Древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

     Семья не была замкнутой: в неё входили  все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» – кровной мести.

     «Брачный  сговор» совершался членами семьи  или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты  мохар – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

     В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе  происходил обмен дарами. И мужчины  и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены  законом. Смешанные браки имели  место, но не поощрялись. Целью брака  являлось укрепление семьи, предпочтительно  состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или  блуд полагалось наказание.

     Существовало  четкое различение значимости мужчины  и женщины. Мужчина обладал большей  свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины  было вынашивать и рожать детей для  своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым; удовлетворять его  сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального  статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались  мужчинами. «Безусловно, – пишет  Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина» [8; 208].

     Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII–XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.

     Женщина обладала свободой как добрачной, так  и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина  имела возможность развода и  могла вернуться к матери и  отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись  все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве в доме и семье. 

     В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким  образом: родители (отец и мать) могут  находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения» или  «конфликта», борьбы. Родители (как  целое) противостоят детям, одно поколение  борется с другим. Дети всегда в  подчинении [11; 48].

     Христианская  модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.

     «Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти – совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения»  такова: отец – сын – мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец – мать – сын. Жена находится  в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение  предполагает включение жены сферу  психологической близости.

     Брак  в христианском смысле – просвещение  и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его  личности. В браке человек может  видеть мир по-особому, через другую личность. 

     Эта полнота еще углубляется с  возникновением из двоих третьего, их ребенка. Совершенная супружеская  пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться  по законам совершенства.

     Через таинство Брака даруется благодать  на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого  Крещения, тайно, но ощутимо содействуют  родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.

     Если  в браке совершилось только внешнее  соединение, а не победа каждого  из двоих над своим эгоизмом и  гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей  самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

     Человеческий  индивидуализм, себялюбие создают  в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Oба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание – любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению – углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке – утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

     Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают чёткое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу – взять на себя тяжесть  и ответственность быть главой.

     Величайшая  мудрость христианского брака –  дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак – подобие Брака  небесного – Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.

     Внутрисемейные  отношения по Домострою. В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

     Однако  тот же Домострой предлагает «силовое»  и языческое решение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему  раны, и потом похвалишься им». Прямая реализация принципа «бытие определяет сознание». Воспитывай дитя в запретах и найдешь в нем покой и  благословение; не улыбайся ему, играя…».

     Для русского зажиточного горожанина существовала сфера жизни, отличная от публичной. Более того, она имела зримую границу  – высокий забор вокруг усадьбы. В такой усадьбе жило все семейное сообщество, включая домочадцев и  слуг. По И.Е. Забелину «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хозяин «государь» дома. Слуги, челядь входят в понятие «домочадцы». Именно по отношению к челяди в Домострое употребляется термин «семья». Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус одинокого.

     Самое страшное наказание, известное автору Домостроя, – «от людей смех и  осуждение», что свидетельствует  о зависимости семьи от равного  социального окружения, с одной  стороны, и стремлении сохранить  семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее  обозрение».

     Обязанность главы дома – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе  и духовном, его членов. Жена обязана  сама заниматься рукоделием и знать  всю домашнюю работу с тем, чтобы  учить и контролировать слуг. Кроме  того, она занимается воспитанием  и обучением дочерей (обучение сыновей  – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

     Любовь  к детям в Домострое рассматривается  как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

     Все человеческие поступки делятся на «доброе  дело» и «злое дело». Среди  добрых дел особенно чтутся «труды праведные».

     Немалым образом характер межличностных  отношений проявляется через  рекомендации о наказаниях: бить следует  за большую вину, наедине и потом  «примолвить» и «пожалеть» [15; 87–93]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Типология семьи

     Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах  по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения  власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу  наследования имущества.

     Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых  факторах. К ним относятся биологические  связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных  отношений существуют два основных типа семейной структуры.

     Нуклеарная  семья состоит из взрослых родителей  и детей, которые от них зависят.

     Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. 
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.2

Информация о работе Сущность и типология семьи