Сущность и типология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;

Содержание

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология……………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи……………………………………………..
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе……………………
1.3. Типология семьи……………………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи…………………………………………
2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми
2.1. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми……………………………………………………
2.2. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей………….
2.3. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

готовая, тема №8 вариант 2.docx

— 104.19 Кб (Скачать)

     Наиболее  интенсивно развивается сеть центров  экстренной психологической помощи семье и детям. Приоритет отдается созданию территориальных центров  социальной помощи семье и детям. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

     Развитию  специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, способствовал  Указ Президента Российской Федерации  от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и  развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов  социальной защиты населения и др.

     В то же время на сегодня недостаточно удовлетворены потребности в  социально-реабилитационных центрах  для детей с ограниченными  возможностями.

     В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует  несколько моделей социального  обслуживания семьи и детей. Используя  критерий государственной поддержки  и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

  • государственные социальные службы;
  • смешанные службы;
  • коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

     Преобладающая модель государственной службы —  территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие  от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные  направления деятельности и предоставляющие  широкий спектр социальных услуг, могут  решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении  трудных жизненных ситуаций в  различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

     А) Социально-бытовые  услуги, материальная и натуральная  помощь:

  • срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
  • содействие семьям, имеющим детей, -тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
  • принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;
  • распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
  • социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
  • организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
  • создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
  • содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
  • содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;
  • содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
  • содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
  • содействие в выделении:

     денежных  средств;

     продуктов питания;

     средств санитарии и гигиены;

     средств ухода за детьми;

     одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

     технических средств реабилитации детей-инвалидов;

     денежных  пособий, льгот, доплат, компенсаций;

  • содействие.в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
  • социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
  • содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
  • организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;
  • содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).

     Б) Социально-правовые услуги:

  • помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
  • содействие в предоставлении социальных выплат;
  • участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
  • участие в правовой защите личностных интересов детей.

     В) Социально-реабилитационные услуги:

  • организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
  • социальный патронаЖч несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
  • составление индивидуальных коррекционных программ.

     Г) Психологические услуги:

  • психопрофилактика и психогигиена;
  • психодиагнортика и обследование личности клиента;
  • психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
  • семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  • психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  • социально-психологический консилиум;
  • работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;
  • посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
  • психосоциальное консультирование;
  • психологический патронаж;
  • психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;
  • коррекция отношений и поведения;
  • проведение тренингов по коммуникативному общению;
  • развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
  • организация посреднических услуг;
  • профориентация на основе тестирования;
  • организация деятельности групп взаимоподдержки;
  • психологическое просвещение;
  • ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

     Д) Педагогические услуги:

  • педагогическая помощь детям в защите их интересов;
  • консультативная помощь родителям и детям;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей;
  • практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
  • обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

     Е) Социально-медицинские  услуги:

     • содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

  • организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;
  • содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
  • патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
  • обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

     патронаж  беременных женщин и кормящих матерей.

     Все это еще раз подтверждает сложность  и значимость проблем задач, которые  решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая  номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует  большого профессионализма и такта  во взаимоотношениях между социальными  работниками и семей, детьми, менее  всего Защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися  асоциальным поведением.

     Наряду  с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно  в систему Министерства труда  и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной .подчиненности, смешанные — государственные  и коммерческие; пример такой территориальной  службы — социально-психологическая  служба г. Санкт-Петербурга, Выборга  и др. Идеология этой службы —  работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь  различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации  и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с  семьей и детьми. Работа же с организациями  является основным средством обеспечения  стабильности социального обслуживания и оптимизации затрат.

     Основная  задача работников службы — помочь члену семьи (вне зависимости  от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов  социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием  эффективности здесь принято  считать степень реабилитации члена  семьи, т.е. восстановление его прежних  способностей к трудовой деятельности, возвращение - его в общество.

     Рассматриваемая нами конкретная социально-психологическая  служба взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяется круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывается  также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ — всем, кто окружает ребенка; создаются группы поддержки, включающие людей, заинтересованных в  преодолении жизненных трудностей: группы поддержки родителей, имеющих  детей с психологическими трудностями  в поведении; женщин и детей —  жертв насилия; родителей детей-инвалидов; многодетных родителей; учителей, работающих с «трудными подростками». Группы поддержки (взаимопомощи) создаются  работниками службы целенаправленно. Вначале выявляется круг лиц, проблем, и после большой подготовительной работы люди приглашаются на 2—4-дневный  семинар (метод группового консультирования). После семинара по инициативе самих  участников и в результате индивидуального  консультирования появляются основания  для создания групп поддержки.

     Помогая одним, работники службы создают  широкую базу своих добровольных помощников (волонтеров), которые, в  свою очередь, помогают другим.

     Организационная структура социально-психологической  службы г. Санкт-Петербурга включает в  себя административно-хозяйственную  службу, информационно-аналитический  отдел, отделение практических психологов-консультантов, отделение социальных работников, приют  для женщин и детей, подвергшихся насилию в семье, и др. Финансируется  служба за счет средств, выделяемых управлением  социальной защиты мэрии города, управлением  и районным комитетом народного  образования, за счет спонсорских поступлений  и коммерческой деятельности (например, платной психологической помощи фирмам). Наряду с такими центрами в  г, Санкт-Петербурге появились так  называемые воспитательные дома, функции  которых несколько шире.

     В настоящее время в Российской Федерации создано много социально-психологических  служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве  и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб. Примерная модель такой службы —  социально-психологическая служба «Имидж» в г. Королеве Московской области. Правовой статус этой организации  — товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). «Имидж» обслуживает семьи, предлагая широкий набор платных  психологических услуг, проводит благотворительные  акции, организует работу городского «телефона  доверия» и т.д. Положение «Имиджа», как, впрочем, и других подобных служб, весьма сложное. Это объясняется  недостатками правового обеспечения  их деятельности, проблемами их налогообложения. Большинство населения не располагают  свободными средствами для обращения  за платными социально-психологическими услугами. Предприятия и организации, коммерческие структуры, являющиеся учредителями таких служб, очень скоро охладевают к их нуждам. Поэтому большая часть  коммерческих социальных служб или  распалась,или работает не в полную силу. Это является еще одним подтверждением того, что:

Информация о работе Сущность и типология семьи