Наиболее
интенсивно развивается сеть центров
экстренной психологической помощи
семье и детям. Приоритет отдается
созданию территориальных центров
социальной помощи семье и детям.
Эти центры характеризуются многопрофильностью
деятельности и комплексных услуг.
Развитию
специализированных учреждений (служб)
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, способствовал
Указ Президента Российской Федерации
от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав». Этот документ определяет
систему мер профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
на федеральном и местном уровнях,
способы совершенствования и
развития специализированных учреждений
образования, здравоохранения, органов
социальной защиты населения и др.
В
то же время на сегодня недостаточно
удовлетворены потребности в
социально-реабилитационных центрах
для детей с ограниченными
возможностями.
В
настоящее время в Российской
Федерации сложилось и действует
несколько моделей социального
обслуживания семьи и детей. Используя
критерий государственной поддержки
и финансирования, их можно классифицировать
следующим образом:
- государственные
социальные службы;
- смешанные
службы;
- коммерческие
службы, работающие самостоятельно или
при благотворительных фондах, религиозных
и общественных организациях.
Преобладающая
модель государственной службы —
территориальные центры социальной
помощи семье и детям. В отличие
от других учреждений социального обслуживания
эти центры, имеющие разнообразные
направления деятельности и предоставляющие
широкий спектр социальных услуг, могут
решить своими силами проблемы семьи,
оказать помощь в преодолении
трудных жизненных ситуаций в
различных областях жизни. Эта способность
центра очень важна и существенна, так
как российская семья сегодня сталкивается
с множеством проблем, которые не могут
решить существующие в пределах той или
иной территории функционирующие социальные
учреждения. Ежегодно перечень государственных
услуг утверждает Правительство Российской
Федерации; он является обязательным для
региональных органов власти и может быть
расширен за счет финансовых возможностей
местных органов власти. Этот перечень
включает в себя основные социальные услуги,
оказываемые семье и детям:
А)
Социально-бытовые
услуги, материальная
и натуральная
помощь:
- срочное социальное
обслуживание и оказание срочной материальной
помощи;
- содействие
семьям, имеющим детей, -тяжелобольных,
детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам,
испытывающим затруднения в передвижении,
нуждающимся в постоянном уходе, доставке
и приобретении продуктов, приобретении
медикаментов, удовлетворении других
насущных нужд;
- принятие
от населения и реализация вещей (одежды,
обуви и др.) на безвозмездной основе или
за умеренную плату;
- распределение
благотворительной и гуманитарной помощи
(товаров, продуктов и др.);
- социальная
помощь детям-сиротам, детям, оставшимся
без попечения родителей, опекунским семьям;
- организация
мероприятий по привлечению средств для
оказания адресной социальной помощи;
- создание
при учреждениях вещевых фондов, фондов
детской одежды для несовершеннолетних
одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
- содействие
в трудоустройстве (в том числе временном)
и получении профессии (специальности);
- содействие
в посещении детьми театров, выставок
и других культурных мероприятий;
- содействие
в организации благотворительных обедов,
летнего отдыха, санаторно-курортного
лечения детей;
- содействие
в организации питания и быта остронуждающихся;
- содействие
в выделении:
денежных
средств;
продуктов
питания;
средств
санитарии и гигиены;
средств
ухода за детьми;
одежды,
обуви и других предметов первой
необходимости;
технических
средств реабилитации детей-инвалидов;
денежных
пособий, льгот, доплат, компенсаций;
- содействие.в
написании писем, заявлений, подготовке
и оформлении документов, в том числе по
установлению опеки и попечительства;
- социально-бытовая
помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным
семьям;
- содействие
в организации надомного труда детей-инвалидов
и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
- организация
для подростков, безработных мастерских
и цехов при центре;
- содействие
в перевозке детей-инвалидов к месту лечения,
отдыха, в оформлении документов (в пределах
региона).
Б)
Социально-правовые
услуги:
- помощь в
написании и оформлении документов, связанных
с защитой прав и интересов клиентов, в
том числе детей;
- содействие
в предоставлении социальных выплат;
- участие в
правовом просвещении населения (выступления
в местных средствах информации, лекции
и т.д.), повышении его юридической компетентности
(разработка памяток, информационных листовок
и т.д.);
- участие в
правовой защите личностных интересов
детей.
В)
Социально-реабилитационные
услуги:
- организация
«социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое
обследование);
- социальный
патронаЖч несовершеннолетних, допускающих
асоциальное поведение и антиобщественные
поступки;
- составление
индивидуальных коррекционных программ.
Г)
Психологические услуги:
- психопрофилактика
и психогигиена;
- психодиагнортика
и обследование личности клиента;
- психотерапевтическая
помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
- семейное
психологическое консультирование (индивидуальное,
групповое);
- психологическое
консультирование (индивидуальное, групповое);
- социально-психологический
консилиум;
- работа с
людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;
- посещение
в стационарных учреждениях здравоохранения
в целях оказания морально-психологической
поддержки;
- психосоциальное
консультирование;
- психологический
патронаж;
- психологическое
вмешательство в кризисных ситуациях;
- коррекция
отношений и поведения;
- проведение
тренингов по коммуникативному общению;
- развитие
навыков эмоциональной саморегуляции;
- организация
посреднических услуг;
- профориентация
на основе тестирования;
- организация
деятельности групп взаимоподдержки;
- психологическое
просвещение;
- ознакомление
родителей детей-инвалидов с психокоррекционными
и психотерапевтическими методами.
Д)
Педагогические услуги:
- педагогическая
помощь детям в защите их интересов;
- консультативная
помощь родителям и детям;
- групповая
работа по развитию навыков общения и
эмоциональной сферы детей;
- коррекционная
помощь детям с нарушениями речевого развития,
аутизмом, неврозами;
- содействие
культурно-досуговой деятельности детей;
- практическая
помощь в организации домашнего обучения
детей-инвалидов;
- обучение
родителей приемам организации игровой
и учебной деятельности детей-инвалидов.
Е)
Социально-медицинские
услуги:
• содействие
в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся
в этом, в том числе детей;
- организация
консультирования по проблемам планирования
семьи, сексуальных отношений и психосексуальных
расстройств, воспитания здорового образа
жизни;
- содействие
в обеспечении детей-инвалидов необходимыми
вспомогательными средствами;
- патронаж
семей, имеющих детей с ограниченными
физическими или умственными возможностями;
- обучение
родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
патронаж
беременных женщин и кормящих матерей.
Все
это еще раз подтверждает сложность
и значимость проблем задач, которые
решает система социального обслуживания
семьи и детей. Совершенно очевидны
и особенности системы: большая
номенклатура и масштабность социальных
услуг, оказание которых требует
большого профессионализма и такта
во взаимоотношениях между социальными
работниками и семей, детьми, менее
всего Защищенными, имеющими к тому
же различные заболевания и отличающимися
асоциальным поведением.
Наряду
с государственными территориальными
центрами, службами, входящими непосредственно
в систему Министерства труда
и социального развития Российской
Федерации, имеются различные социальные
службы семьи ведомственной, межведомственной
.подчиненности, смешанные — государственные
и коммерческие; пример такой территориальной
службы — социально-психологическая
служба г. Санкт-Петербурга, Выборга
и др. Идеология этой службы —
работа с целостным социальным объектом,
т.е. районом, который понимается, во-первых,
как совокупность проживающих здесь
различных групп и слоев населения,
а во-вторых, как социальная структура,
включающая микрорайоны, учреждения, организации
и предприятия. Приоритет в оказании
помощи всегда оказывается работе с
семьей и детьми. Работа же с организациями
является основным средством обеспечения
стабильности социального обслуживания
и оптимизации затрат.
Основная
задача работников службы — помочь
члену семьи (вне зависимости
от возраста и социального положения)
осознать проблему, которая мешает
его нормальной жизнедеятельности,
посредством использования методов
социально-психологической, социально-педагогической,
социально-экономической и других
методов социальной работы. Критерием
эффективности здесь принято
считать степень реабилитации члена
семьи, т.е. восстановление его прежних
способностей к трудовой деятельности,
возвращение - его в общество.
Рассматриваемая
нами конкретная социально-психологическая
служба взаимодействует с различными
категориями населения. Изначально
определяется круг детей и подростков,
нуждающихся в помощи; оказывается
также помощь родителям, одиноким матерям,
учителям школ — всем, кто окружает
ребенка; создаются группы поддержки,
включающие людей, заинтересованных в
преодолении жизненных трудностей:
группы поддержки родителей, имеющих
детей с психологическими трудностями
в поведении; женщин и детей —
жертв насилия; родителей детей-инвалидов;
многодетных родителей; учителей, работающих
с «трудными подростками». Группы
поддержки (взаимопомощи) создаются
работниками службы целенаправленно.
Вначале выявляется круг лиц, проблем,
и после большой подготовительной
работы люди приглашаются на 2—4-дневный
семинар (метод группового консультирования).
После семинара по инициативе самих
участников и в результате индивидуального
консультирования появляются основания
для создания групп поддержки.
Помогая
одним, работники службы создают
широкую базу своих добровольных
помощников (волонтеров), которые, в
свою очередь, помогают другим.
Организационная
структура социально-психологической
службы г. Санкт-Петербурга включает в
себя административно-хозяйственную
службу, информационно-аналитический
отдел, отделение практических психологов-консультантов,
отделение социальных работников, приют
для женщин и детей, подвергшихся
насилию в семье, и др. Финансируется
служба за счет средств, выделяемых управлением
социальной защиты мэрии города, управлением
и районным комитетом народного
образования, за счет спонсорских поступлений
и коммерческой деятельности (например,
платной психологической помощи
фирмам). Наряду с такими центрами в
г, Санкт-Петербурге появились так
называемые воспитательные дома, функции
которых несколько шире.
В
настоящее время в Российской
Федерации создано много социально-психологических
служб, в том числе территориальных,
действующих на основе закона о предпринимательстве
и предпринимательской деятельности.
Основные направления их деятельности
те же, что и государственных служб.
Примерная модель такой службы —
социально-психологическая служба
«Имидж» в г. Королеве Московской
области. Правовой статус этой организации
— товарищество с ограниченной ответственностью
(ТОО). «Имидж» обслуживает семьи,
предлагая широкий набор платных
психологических услуг, проводит благотворительные
акции, организует работу городского «телефона
доверия» и т.д. Положение «Имиджа»,
как, впрочем, и других подобных служб,
весьма сложное. Это объясняется
недостатками правового обеспечения
их деятельности, проблемами их налогообложения.
Большинство населения не располагают
свободными средствами для обращения
за платными социально-психологическими
услугами. Предприятия и организации,
коммерческие структуры, являющиеся учредителями
таких служб, очень скоро охладевают
к их нуждам. Поэтому большая часть
коммерческих социальных служб или
распалась,или работает не в полную
силу. Это является еще одним подтверждением
того, что: