Стратегический подход в управлении персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

В 90-х годах ХХ в. в менеджменте начинает утверждаться принципиально новый подход к управлению персоналом – объектом становятся не люди, их деятельность, процессы, а организационные культуры различного типа. Современные руководители рассматривают культуру своей организации как важный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, облегчить взаимное общение.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления персоналом
1.1. Понятие и виды стратегий управления персоналом
1.2. Современные подходы к управлению персоналом
Глава 2. Стратегическое управление персоналом ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.1. Организационная характеристика ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.2. Состав и структура кадров ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.3. Проблемы в области управления персоналом ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.4. Стратегия развития кадрового состава ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Стратегический подход в управлении персоналом.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

В рамках органического подхода  сложились концепции управления персоналом (в США и Франции  под этим часто понимается оперативное  управление) и человеческими ресурсами (или стратегическая работа с персоналом). Ряд европейских авторов отождествляет  и то, и другое, полагая, что речь идет о совокупности целей, стратегий  и инструментов, которые влияют на поведение руководителей и сотрудников.

Изменилось и понимание организации. Она стала восприниматься как  живая система, существующая в окружающей среде. Отсюда особое внимание к экологии внутри- и межорганизационных взаимодействий.

Гуманистический подход начал развиваться  в 90-е годы ХХ в. в различных странах мира, являясь наиболее радикальной попыткой преодолеть обострившийся кризис управления фирмой и персоналом. Новый подход исходит из концепции управления человеком (а не только работником!) и представления об организации как культурном феномене. Если экономический и органический подходы подчеркивают структурную сторону организации, то гуманистический (его можно назвать также организационно-культурным) показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.п. При этом разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.

Суть новой парадигмы заключается  в отходе от технократического мышления, основанного на рационализме, т.е. от установок на достижение успеха фирмы прежде всего за счет рациональной организации производства, снижения издержек, развития специализации и других традиционных мер. Основным является переход к менеджменту, направленному на будущее, утверждение приоритетной ориентации на стратегическое управление. При этом объектом управленческой деятельности становятся организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п.

Безусловный интерес представляет точка зрения немецких авторов, отличающаяся от вышеприведенного определения сути новой управленческой парадигмы. Г.Вэхтер (Германия) отмечает три новых момента:

• управление персоналом должно осуществляться исходя из стратегических задач фирмы, а не быть лишь действием, реагирующим  на возникающие проблемы;

• человек – ценнейший ресурс предприятия, а не только неизбежный фактор затрат (отсюда само понятие  “управление человеческими ресурсами” вместо “управление персоналом”);

• функции, связанные с управлением  персоналом, необходимо рассматривать  как основные задачи менеджмента, а  не как функции специализированных отделов. (Речь идет о передаче политики в сфере персонала на верхний  уровень менеджмента.)11

Данная точка зрения представляет особый интерес. Следовало бы добавить, что новая управленческая парадигма  призвана также учитывать растущее влияние глобализации, а следовательно, межкультурных аспектов менеджмента.

 

 

 

 

Глава 2. Стратегическое управление персоналом ГУ «ЦСОН Краснокутского района»

2.1. Организационная  характеристика ГУ «ЦСОН Краснокутского района»

В настоящее время, преобладающей  моделью нестационарного социального  обслуживания населения стали центры социального обслуживания. В качестве объекта изучения взят Центр социального  обслуживания населения (ЦСОН) Краснокутского района Саратовской области. Центр функционирует в соответствии с решением Минтруда и социального развития области от 07.12.98г. за № 515 и является медико-социальным, культурно-бытовым учреждением. Он осуществляет на территории района  организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг престарелым гражданам и инвалидам, одиноким и одиноко проживающим, супружеским парам, нуждающимся в социальной поддержке.

ЦСОН был открыт на базе отделений социальной помощи на дому, начав свою работу в декабре 1992г. со 120 обслуживаемыми пенсионерами из 9 сел района.

Центр содержится за счет средств  федерального бюджета и дополнительных внебюджетных средств, в том числе  средств, поступающих от граждан  в качестве оплаты за социальное обслуживание, спонсорской помощи.  

Центр имеет определенную структуру, представленную в виде схемы. Структурными  подразделениями Центра являются 15 отделений социальной службы на дому, 1 реабилитационное отделение, служба срочной социальной помощи, 2 специализированных медико-социальных отделения, отделение помощи «Семье и детям». Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра (рис. 1).













Рис. 1. Организационная  структура ЦСОН Краснокутского района

Численность работников ЦСОН Краснокутского района приведена в таблице 2, для сравнения в этой же таблице приводится численность персонала Воскресенского ЦСОН.

Таблица 2

Численность персонала  ЦСОН

Структурное подразделение

Краснокутский ЦСОН

Воскресенский ЦСОН

 

Количество

Количество

 

Чел.

%

Чел.

%

Административно-управленческий персонал

4

1,4

6

1,6

Бухгалтерия

4

1,4

4

1,0

Административно-хозяйственный персонал

9

3,2

12

3,2

Отделение социального обслуживания на дому

218

77,3

274

74,0

Специализированное отделение  социального медицинского обслуживания

23

8,1

42

11,4

Отделение срочной социальной помощи

4

1,4

5

1,3

Отделение социальной помощи «Семье и детям»

5

1,8

7

1,9

Социально-реабилитационное отделение

15

5,3

20

5,4

Итого:

282

100,0

370

100,0


 

Из таблицы 2 видно, что  общая численность персонала  Краснокутского ЦСОН составляет 282 человека, наибольшую численность имеет отделение социального обслуживания на дому – 218 человека, т.к. работа в данном отделении требует больших трудозатрат. Таблица 3 показывает, что Воскресенский ЦСОН имеет более большую численность персонала, что связано с большим количеством обслуживаемого населения.

Общие направления деятельности всех структурных    подразделений:

-   выявление и учёт  граждан, нуждающихся в социальных  услугах;

  • оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной помощи гражданам;

-    содействие у  граждан активизации самореализации  своих потребностей;

  • осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
  • обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ,  установленных действующим законодательством12.

Планирование работы ЦСО  реализуется прежде всего в виде планов: перспективного (на год), текущего (на квартал), месячного (по отделениям и службам); экономического характера (заявки и предложения директору ЦСОН), тематических планов (ко Дню 8 Марта, 9 Мая, Пожилого человека, Пасхе и т.д.)  

  Перспективный план  содержит следующие разделы:

  • Организационная работа (пополнить банк данных о категориях населения, нуждающихся в обслуживании, открыть отделения, службы, работа с прессой, организация досуга).
  • Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства.
  • Сотрудничество с церковью.
  • Работа медико-социальной службы.
  • Работа в методическом кабинете.
  • Укрепление материально-технической базы Центра, улучшение условий труда.

Квартальные планы составляются на основе перспективного плана работы и задач текущего периода по той  же схеме, что и годовой план, но более детально с указанием точной даты исполнения.

Планы работы отделений и  служб составляются на основании  перспективного, квартального, а также  с учетом особенностей текущего периода  и подразделения. Основными направлениями  в работе служб организационного вопроса - является контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта работы специалистов и социальных работников, проведение клубов по интересам, «Посиделок», работа с предпринимателями, организациями по привлечению внебюджетных средств. Главной проблемой планирования была и остается реалистичность, включающая как обоснованность мероприятий, так и их ресурсное обеспечение.

 

2.2. Состав и  структура кадров ГУ «ЦСОН Краснокутского района»

Качество социального  обслуживания во многом зависит от   профессиональной   компетенции,   и квалификации работников.

В штате ГУ «ЦСОН Краснокутского района» работает 282 человека, из них 218 социальных работников и 23 медицинские сестры. Состав и категории работников ГУ «ЦСОН Краснокутского района» приведены в Приложении 1.

За период 2009-2010 гг. произошли  следующие изменения кадрового  состава ГУ «ЦСОН Краснокутского района»: приняты 2 специалиста по социальной работе и 2 платные санитарки, однако уменьшилось число социальных работников на 2 человека, и число медицинских сестер - на 4 человека.

Социальные работники  посещают своих подопечных не менее 3-х раз в неделю. В их обязанности  входит покупка продуктов питания, лекарств, предметов нерпой необходимости.

Медицинские сестры отделений  специализированной социально-медицинской  помощи на дому, наблюдают за состоянием здоровья престарелых, выполняют назначения врачей, оказывают морально-психологическую  поддержку.

В ГУ «ЦСОН Краснокутского района» сложился способный, творческий коллектив единомышленников. Преобладающее число служащих Центра - женщины (90%). Текучесть кадров в течение двух лет сохраняется не одном уровне и составляет в среднем 10%.

Уровень образованности кадров ГУ «ЦСОН Краснокутского района» представлен на диаграмме на рис. 2.

Рис. 2. Уровень  образованности кадров ГУ «ЦСОН Краснокутского района»

 

Из диаграммы видно, что  большинство (37%) работников ГУ «ЦСОН Краснокутского района» имеют среднее профессиональное образование, и лишь 5% работников получили высшее образование, что говорит о недостаточном уровне квалификации работников ЦСОН, и необходимости проведения мероприятий по обучению персонала.

 

2.3. Проблемы в  области управления персоналом  ГУ «ЦСОН Краснокутского района»

Важным направлением в  работе Центра является работа с кадрами, повышение профессионального уровня сотрудников. Ежедневно на   совещаниях заведующих служб и отделений рассматриваются вопросы, направленные на организационную, методическую  работу, утверждаются планы общих мероприятий. Регулярно рассматриваются вопросы:

  • Об эффективности работы консультативного пункта.
  • О плане проведения Дня пожилых людей.
  • О работе с общественными организациями района.
  • О взаимодействии служб Центра и православной церкви по оказанию помощи верующим в проведении религиозных обрядов.
  • О пополнении банка данных о категориях населения, нуждающихся в социальном обслуживании на дому.
  • О работе отделения срочной службы по оказанию социальных услуг участникам Великой Отечественной войны.

На ежедневных совещаниях в отделениях, обсуждаются такие  вопросы, как, проведение декад по формированию внебюджетных средств, выявление и  учет пенсионеров, нуждающихся в  социальном обслуживании, распределение  и выдача гуманитарной помощи, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий  с подопечными (праздников, «Посиделок»,  тематических вечеров), результаты контроля за работой социальных работников и  специалистов по социальной работе в  виде тематических и фронтальных  проверок, заслушивание отчетов о  выполнении служебных обязанностей, работе со средствами массовой информации (материалы в газету, на радио ). Совещания проводятся не реже четырех раз в месяц.

Практикуются практические занятия с социальными работниками  по приемам оказания первой медицинской  помощи (измерение артериального  давления, помощи при ушибах, ранении, обмороках, кровотечении, рвоте и  др.), делопроизводству, обмен опытом. Ежеквартально планируются общие  собрания, в повестку которых включены вопросы по итогам работы Центра за истекший период и задачи на год (квартал), ход выполнения Федеральных законов, лекции по психологии, медицине, экономическим  проблемам, выступления руководителей  района, юристов, психологов.

 

2.4. Стратегия развития  кадрового состава ГУ «ЦСОН Краснокутского района»

В российских организациях технологии стратегического управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной из причин возникновения  проблем системы управления персоналом.

К таким проблемам относятся13:

• появление дефицитных видов профессий и сложности  с наймом необходимых работников;

• рост цен на услуги образовательных  и консультационных учреждений;

•переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена  технологий производства и услуг, необходимость  увольнения по этим причинам части персонала;

• отсутствие финансовых ресурсов и резкое сокращение численности  персонала в кризисных условиях;

• проблемы долгосрочного  планирования численности и структуры  работников в связи с неопределенностью  при формировании «портфеля» заказов.

Наиболее важные с точки  зрения стратегического управления причины возникновения этих проблем:

    • содержание деятельности некоторых подсистем системы управления персоналом не соответствует требованиям внешней среды (например, подсистем планирования и маркетинга персонала, мотивации поведения персонала, развития персонала). Концентрация функций стратегического характера в ведении служб по управлению персоналом сопровождается слабым развитием стратегических аспектов в управлении;
    • существующее понимание роли и процессов воспроизводства персонала не учитывает «инвестиционного» характера вложений в персонал;
    • отсутствуют разработки по применению технологий стратегического управления в сфере управления персоналом. Ситуация, сложившаяся в данной сфере управленческой деятельности, может быть охарактеризована как интуитивный поиск удачных решений по устранению проблем.

Информация о работе Стратегический подход в управлении персоналом