Стратегический подход в управлении персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

В 90-х годах ХХ в. в менеджменте начинает утверждаться принципиально новый подход к управлению персоналом – объектом становятся не люди, их деятельность, процессы, а организационные культуры различного типа. Современные руководители рассматривают культуру своей организации как важный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, облегчить взаимное общение.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления персоналом
1.1. Понятие и виды стратегий управления персоналом
1.2. Современные подходы к управлению персоналом
Глава 2. Стратегическое управление персоналом ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.1. Организационная характеристика ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.2. Состав и структура кадров ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.3. Проблемы в области управления персоналом ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
2.4. Стратегия развития кадрового состава ГУ «ЦСОН Краснокутского района»
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Стратегический подход в управлении персоналом.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

Стратегическое управление персоналом носит двойственный характер. С одной стороны, оно является одним из функциональных направлений в рамках стратегического управления организации (наряду с маркетингом, инвестициями и др.), с другой — оно реализуется посредством конкретных функций управления персоналом, направленных на выполнение стратегии управления персоналом, и с этой точки зрения является функциональной подсистемой системы управления персоналом5.

Зарубежный опыт теории и практики менеджмента показывает, что переход  от поточного внутрифирменного планирования к долгосрочному, а затем и стратегическому вызван ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях. Выработка и реализация корпоративной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности большинства компаний.

В целом необходимость  изменения сложившейся в России и странах Запада парадигмы управления обусловлена общими и некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, речь идет о недостатках практики, а также несоответствии теории новым  реалиям.

1.2. Современные подходы  к управлению персоналом

В России лишь в 90-е годы получает признание  подход к управлению персоналом как  самостоятельной профессиональной деятельности, и в конце этого  десятилетия начинается его дальнейшая трансформация в управление человеческими  ресурсами.

Столь быстрая эволюция кадровой работы связана прежде всего с изменением роли и места персонала в деловой организации. Вместо отношений “начальники – подчиненные” постепенно формируются отношения единого коллектива, основанные не на приказе и контроле, а на доверии и поддержке. Вводится стиль управления ХХI в. – партиципативно-кооперативный, или “соучаствующий”. Работники все шире вовлекаются в обсуждение и решение проблем организации, руководители стремятся распутывать вопросы не вместо подчиненных, а вместе с ними. При этом фирмы предпочитают избавляться от людей, которые либо строят заманчивые планы, не подкрепляя их делами, либо пытаются повысить эффективность любой ценой, не думая о затратах и возможных последствиях, либо трудятся в рамках предписаний, не проявляя инициативы. Выше ценятся сотрудники, у которых холодная голова, горячее сердце и деятельные руки. Швейцарский профессор М. Хильб называет их “гуманистическими сотрудниками”6.

В настоящее время меняется парадигма  управления, о чем свидетельствует  становление стратегического управления человеческими ресурсами. В дальнейшем понятия “персонал” и “человеческие  ресурсы” употребляются как синонимы.

Зарубежный опыт теории и практики менеджмента показывает, что переход  от поточного внутрифирменного планирования к долгосрочному, а затем и стратегическому вызван ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях. Выработка и реализация корпоративной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности большинства компаний.

В целом необходимость  изменения сложившейся в России и странах Запада парадигмы управления обусловлена общими и некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, речь идет о недостатках практики, а также несоответствии теории новым  реалиям.

Анализ эмпирических исследований, проведенных в России и странах  Запада, позволяет выделить следующие  главные просчеты в управлении персоналом:

• слабая ориентация на формирование имиджа работников предприятия. Обезличивание  ведет к демотивации, поскольку в последние десятилетия постоянно растет уровень притязаний большинства работников;

• неадекватная горизонтальная интеграция важнейших функций управления, таких  как набор, оценка, вознаграждение и  развитие сотрудников. Менеджеры выполняют  эти функции вне единого комплексного подхода к персоналу (в России) или плохо учитывают их взаимосвязь (в странах Запада);

• недостаточное вовлечение линейных руководителей и сотрудников  в разработку и реализацию концепций  управления;

• неадекватная оценка успехов, что  гасит инициативу специалистов по кадровым вопросам. Службы управления персоналом заинтересованы в минимизации рисков при поиске новых подходов в работе, максимизации покорности воле начальника (работодателя);

• игнорирование изменений в  ценностных ориентациях людей, безучастное  отношение к целям деятельности различных групп и средствам  их достижения. В любом обществе можно выделить три основные цели, которые определяют деятельность человека – материальное благополучие, власть, слава; творчество, знания; духовный рост. Средства достижения названных целей  можно разбить также на три  группы: любые, в том числе криминальные; законные (в рамках юридических норм); отвечающие религиозным нормам7.

Крупным просчетом практики является слабое распространение управления персоналом, ориентированного на перспективу  и интеграцию.

Можно в этой связи говорить о  четырех различных уровнях развития практики управления персоналом, что  и представлено в виде схемы с  учетом эффективности работы сотрудников  и степени их активности (табл. 1).

Таблица 1

Уровни развития управления персоналом



Долговременный

Уровень 2

Работа с персоналом как задача функциональных отделов

Фаза институционализации  управления

Уровень 4

Управление персоналом, ориентированное на перспективу  и интеграцию

Фаза целого (системного) предпринимательства

Кратковременный

Уровень 1

Работа с персоналом как административная задача

Фаза бюрократического управления

Уровень 3

Работа с персоналом как «задача ремонта, выполняемая  линейными руководителями»

Фаза импровизации в управлении персоналом

 

Реактивная

Проактивная


 

Уровень 1 ограничивается решением оперативных  задач.

Уровень 2 показывает, что ответственные  за управление персоналом в соответствии с распоряжением администрации  предприятия, но без привлечения  линейных руководителей пытаются применить  отдельные изолированные методы воздействия, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Уровень 3 иллюстрирует, что линейные руководители в порядке профилактики берут кадровые вопросы в свои руки и самостоятельно, импровизируя, решают их как “ремонтные задачи на линии”.

Уровень 4 объясняет, что ответственные  за управление персоналом в качестве стратегических партнеров и членов руководящей команды предприятия  совместно с линейными руководителями и при участии сотрудников  предприятия развивают, реализуют  и контролируют концепцию, ориентированную на достижение долгосрочных целей. Это содействует выполнению планов предприятия и интеграции важнейших функций управления персоналом.

Практика свидетельствует о  том, что в большинстве случаев  превышает третий уровень, когда  работа с персоналом является задачей  линейных руководителей по исправлению  недостатков.

Только четвертый, высший уровень  развития практики управления персоналом позволяет преодолеть отмеченные выше недостатки. Но целостный, системный  подход к этому вопросу встречается  крайне редко.

Большие различия в подходах к управлению персоналом наблюдаются даже внутри ЕС, между странами объединенной Европы. Если взять два критерия – уровень  стратегической ориентации и степень  децентрализации принятия решений, то можно выделить четыре группы стран  по господствующему в них подходу8.

Исследования, проведенные в 10 западноевропейских странах, свидетельствуют о том, что в теории управления персоналом используются следующие подходы:

· В Италии, Великобритании и Германии чаще встречается механистически-легализованный подход. Центральные кадровые службы занимаются преимущественно решением оперативных задач, связанных с  управлением персоналом. Делается это  по распоряжению дирекции, без широкого привлечения линейных руководителей.

· Во Франции, Испании и Норвегии чаще применяется стратегический подход со стороны централизованной службы по работе с кадрами.

· В Голландии и Дании реализуется  преимущественно так называемая децентрализованная нескоординированная  политика. Важнейшие кадровые вопросы  решаются линейными руководителями, причем часто в условиях, когда  отсутствует единая стратегия предприятия.

· В Швеции и Швейцарии заметно  стремление к интеграционному способу  действий. Кадровая политика основывается на далеко идущих прогнозах и с максимальной децентрализацией непосредственно линейными руководителями.

Что касается неевропейских стран, то ведущими представителями интегрированного подхода являются Канада и Япония.

Отмеченные недостатки присущи  практике управления персоналом на предприятиях России, где в большинстве случаев  кадровая работа рассматривается как  чисто административная и ограничивается решением оперативных задач. Во многом это обусловлено тем, что новые  службы управления персоналом работают по-старому, на базе традиционных структур плановой экономики (отделов кадров, организации труда и заработной платы, охраны труда и техники  безопасности).

Переход к рыночным отношениям предполагает отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия. Необходима трансформация  приоритетов ценностей, суть которой  можно выразить словами “главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители  продукции”.

В 80-х годах ушедшего столетия стало  ясно, что управляющие многих фирм перестали успешно справляться  с нарастающими трудностями. Ведущие  исследователи проблем менеджмента  обратили внимание на кризис сложившихся  к тому времени многочисленных теорий управления, в том числе концепций  управления персоналом. Известный американский специалист в области менеджмента  П.Друкер отмечает, что конкретные “условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство”9.

Исследование проблем управления персоналом и в дальнейшем не было достаточно глубоким. С одной стороны, имелись концепции, не опирающиеся  на эмпирические данные, а с другой – накапливающийся эмпирический материал не подвергался теоретическому осмыслению. Из-за узкой специализации, господствующей в науке, ученые не могли  исследовать проблему управления персоналом комплексно, с учетом различных факторов, в том числе межкультурных различий.

Можно выделить четыре основных недостатка современных теорий управления персоналом10:

большинство концепций не учитывает  различий условий, в которых применяются  эти теории;

все подходы, как правило, односторонне ориентированы на интересы высших руководителей, пренебрегая интересами других групп  сотрудников;

преобладают механистические концепции  стратегического планирования;

проблемы рассматриваются только с точки зрения собственников  предприятий. Интересы других социальных групп, а также окружающая среда  фактически игнорируются.

Такое положение послужило толчком  к разработке новых подходов к  управлению фирмой и особенно персоналом ведущими теоретиками менеджмента  Р.Уотерненом, Т.Питерсом, И.Ансоффом, П.Друкером, М.Хильбом, Ф.Хайзе и другими американскими и европейскими учеными. В России большой вклад в разработку новых концепций управления персоналом внесли прежде всего ученые МГУ имени М.В.Ломоносова, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Государственного университета управления и Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова.

Ученые выделили три основных подхода  – экономический, органический и  гуманистический, в рамках которых  развивались четыре концепции управления персоналом. Принципиальное различие между ними заключается в оценке роли человека на предприятии и в  понимании природы организации.

Экономический подход нашел отражение  в тейлоризме (конец ХIХ в. –  начало ХХ в.). Смысл его в том, что человек рассматривается как объект управления, причем главный интерес представляет его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. Организации же отводится роль механизма: ее функции должны выполняться алгоритмически, эффективно, надежно и предсказуемо.

Органический подход предполагает особый интерес к человеку, расширяя само понятие управления персоналом, выводя его за рамки традиционных функций организации труда и  заработной платы. Кадровая функция  из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор сотрудников, планирование карьеры, оценку работников управленческого  аппарата, повышение их квалификации.

Информация о работе Стратегический подход в управлении персоналом