Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Перед собой мы поставили задачи:
1. Изучить различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки;
2. Изучить факторы, влияющие на формирование стиля руководства;
3. Дать возможность респондентам выявить свой стиль руководства;
4. На основании полученных в ходе исследования результатов дать рекомендации по улучшению отношений между руководителем и сотрудниками.
Введение...…………………………………………………………..….….…..…3
1. Методологические основы в изучении стилей руководства организацией………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие стиля руководства организацией ……. ………….…..………...6
1.2 Различные подходы и модели в изучении стилей руководства..…..….10
1.3 Факторы формирования стиля руководства………………………..…..19
2. Выявление стиля руководства на основании предпочтений респондентов……………………………………….………………………....…23
Какой стиль избрать в общении с подчиненными?.....................…..…...23
2.2 Пять моделей зависимости стиля руководства от ситуации ..……........29
Заключение………………………………………………………………………......36
Список использованной литературы…………………………………………..38
Приложение 1…………………………………………………………………...40
Приложение 2……………………………………………………………….…..42
Ситуация седьмая.
Вы держите все под своим контролем. Иначе, вам кажется, подчиненные завалят все дела фирмы. На отдых времени не остается. Можно что-нибудь изменить?
Постарайтесь поставить на ключевые позиции в фирме классных специалистов, которым вы можете доверять. Таким образом, вы будете не контролировать каждого сотрудника компании, а получать регулярные информативные отчеты от руководителей подразделений. Идеально, если в компании будут работать исполнительный директор, выполняющий функции администратора-контролера, и два директора по маркетингу: один - стратег, другой - хваткий практик, продавец от Бога.
Если такой возможности
нет - ищите универсальных
Ситуация восьмая.
В вашей фирме работают одни женщины. Они постоянно бурно обсуждают в рабочее время всякие бытовые мелочи. Как убедить их меньше болтать?
Женщины более эмоциональны, чем мужчины. Разговоры помогают им отвлечься и снять напряжение. Еще женщинам нравится нравиться, поэтому они больше, чем мужчины, говорят о своем внешнем виде. Но не все женщины такие болтушки, как вам может показаться. Они разные. Понаблюдайте, кто задает тон в женском коллективе вашей фирмы. Скорее всего, эта сотрудница и становится инициатором дискуссий на посторонние темы. Поговорите с ней без свидетелей и предупредите, что вам не нравится ее поведение.
Кроме того, разработайте и раздайте всем сотрудникам корпоративные правила поведения. Пропишите в своем внутреннем "кодексе", например, такие пункты: сотрудники не должны отвлекать от работы коллег, все личные темы должны обсуждаться за пределами офиса или во время положенных по трудовому законодательству перерывов, а производственные совещания должны проходить в переговорной комнате.
Можно использовать и такую меру профилактики: поручать слишком говорливым сотрудникам незнакомые участки работы, пересаживать их поближе к тем, кто болтать не любитель. Тогда им будет некогда и не с кем точить лясы. Но не перегните палку: в разумной дозе разговоры о личном необходимы. Они поднимают командный дух, сплачивают коллектив.
(http://www.hr-portal.ru/
Таким образом, мы рассмотрели восемь типичных ситуаций, которые могут возникнуть в организации между руководителем и подчиненным и дали рекомендации о том, как себя вести в таких ситуациях.
2.2 Пять моделей зависимости стиля руководства от ситуации
Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Рассмотрим пять практических моделей, которые помогут респондентам выбрать собственный стиль руководства в зависимости от ситуации (Приложение 2).
Модель 1
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно, исходя из ситуации и стоящей задачи, помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций:
Модель 2
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации,
предпочтений и личных качеств исполнителей,
степени их уверенности в своих
силах и возможности
Модель 3
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей. В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства:
Модель 4
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
Модель 5
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.
По этой классификации лицам с низким уровнем самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки у окружающих. Лица с высоким уровнем самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью, рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью, настойчивостью, готовностью к борьбе. Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости, стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи, жестком самоконтроле, рассудочности.
Стили руководства по П. Ханзейкеру и Э. Алессандру: