Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Перед собой мы поставили задачи:
1. Изучить различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки;
2. Изучить факторы, влияющие на формирование стиля руководства;
3. Дать возможность респондентам выявить свой стиль руководства;
4. На основании полученных в ходе исследования результатов дать рекомендации по улучшению отношений между руководителем и сотрудниками.
Введение...…………………………………………………………..….….…..…3
1. Методологические основы в изучении стилей руководства организацией………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие стиля руководства организацией ……. ………….…..………...6
1.2 Различные подходы и модели в изучении стилей руководства..…..….10
1.3 Факторы формирования стиля руководства………………………..…..19
2. Выявление стиля руководства на основании предпочтений респондентов……………………………………….………………………....…23
Какой стиль избрать в общении с подчиненными?.....................…..…...23
2.2 Пять моделей зависимости стиля руководства от ситуации ..……........29
Заключение………………………………………………………………………......36
Список использованной литературы…………………………………………..38
Приложение 1…………………………………………………………………...40
Приложение 2……………………………………………………………….…..42
Введение...…………………………………………………
1. Методологические основы в
изучении стилей руководства организацией………………………………………………
1.1 Понятие стиля руководства организацией ……. ………….…..………...6
1.2 Различные подходы и модели в изучении стилей руководства..…..….10
1.3 Факторы формирования стиля руководства………………………..…..19
2. Выявление стиля
руководства на основании предпочтений
респондентов……………………………………….……
2.2 Пять моделей зависимости стиля руководства от ситуации ..……........29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..38
Приложение 1…………………………………………………………………...4
Приложение 2……………………………………………………………….…..
Введение
Работа менеджера
Каждому из сложившихся методов
руководства соответствует
Данная работа является вполне актуальной в современном мире, так как стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на наш взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Мы выбрали данную тему, чтобы при управлении организацией не возникало вопросов с помощью каких методов управлять, какой стиль выбрать.
Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Перед собой мы поставили задачи:
1. Изучить различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки;
2. Изучить факторы, влияющие на формирование стиля руководства;
3. Дать возможность респондентам выявить свой стиль руководства;
4. На основании полученных в ходе исследования результатов дать рекомендации по улучшению отношений между руководителем и сотрудниками.
Теоретически данная тема достаточно разработана. Особенно мне понравилась работа «Управление организацией» автор Огарков А.А. В данной работе подробно рассматриваются многие аспекты в изучении стилей управления, такие как факторы, определяющие стиль руководства, приведены теории других авторов, изучавших стили управления. Так же в работе даны характеристики основным стилям руководства: авторитарному, демократическому и либеральному. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками он провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). В 1964 году была опубликована книга профессора Массачусетского технологического института Дугласа МакГрегора «Человеческая сторона предприятия». Исследования МакГрегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Достаточно широко в своих работах данную тему изучают Лайкерт, Ф. Фидлер, Р. Танненбаум, У. Шмидт, Веснин В.Р., Виханский О.С, Герчикова И.Н. и другие авторы.
Объектом изучения в моей работе выступают различные стили руководства в организации. Предметом исследования данной курсовой работы являются факторы, которые формируют стили руководства в организации.
Таким образом, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
1. Методологические основы в изучении стилей руководства организацией
1.1 Понятие стиля руководства организацией
Слово “стиль” греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. [2, с. 114]
Вот уже более полувека в социальной
психологии и менеджменте ведется
изучение феномена стилей руководства.
Вопросами типологии стилей руководства
занимались психологи в разное время,
начиная с 30-х годов до настоящего
времени. Одно из самых ранних исследований
стилей менеджмента было выдвинуто
Куртом Левином. Его типология индивидуальных
стилей руководства, разработанная
еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками
он провел эксперименты, и определил
три ставших классическими
В 1964 году была опубликована книга
профессора Массачусетского
Работы МакГрегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа «Теория Х», а другая «Теория У». [7, с. 44]
Основные положения «теории Х»:
«Теория Х» описывает такой тип
руководителя, который стоит на позиции
директивных, авторитарных методов
управления, так как относится
к своим подчиненным
1. Люди изначально не любят
трудиться и при любой
2. У людей нет честолюбия, они
боятся ответственности и
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей
«Теория Х» сложилась в 60-е годы
и в достаточной степени
Основные положения «теории Y»:
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде. Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения.
1. Труд - процесс естественный, он
не является чем-то особенным
для людей. Если условия
2. Если люди осознали цели, то
они будут использовать
3. Награда за работу будет
строго соответствовать тому, как
выполнены стоящие перед
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный
Руководитель демократичный, позволяющий
подчиненным участвовать в
Значительных успехов в работе
достигают руководители, придерживающиеся
как «Теории Х», так и «Теории
Y». Но каждый менеджер должен сначала
оценить, возможно, ли в тех условиях,
в которых находится
1.2 Различные подходы и модели в изучении стилей руководства
Модель К. Левина.
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем МакГрегор разделил действия и поведение руководителей на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин: авторитарный, демократический, либеральный. [12, с. 297]