Стили руководства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Перед собой мы поставили задачи:
1. Изучить различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки;
2. Изучить факторы, влияющие на формирование стиля руководства;
3. Дать возможность респондентам выявить свой стиль руководства;
4. На основании полученных в ходе исследования результатов дать рекомендации по улучшению отношений между руководителем и сотрудниками.

Содержание

Введение...…………………………………………………………..….….…..…3
1. Методологические основы в изучении стилей руководства организацией………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие стиля руководства организацией ……. ………….…..………...6
1.2 Различные подходы и модели в изучении стилей руководства..…..….10
1.3 Факторы формирования стиля руководства………………………..…..19
2. Выявление стиля руководства на основании предпочтений респондентов……………………………………….………………………....…23
Какой стиль избрать в общении с подчиненными?.....................…..…...23
2.2 Пять моделей зависимости стиля руководства от ситуации ..……........29
Заключение………………………………………………………………………......36
Список использованной литературы…………………………………………..38
Приложение 1…………………………………………………………………...40
Приложение 2……………………………………………………………….…..42

Работа содержит 1 файл

Стили руководства в организации.docx

— 78.44 Кб (Скачать)

Появление руководителя-автократа  связано с особенностями его  характера. В большинстве случаев  это властные, настойчивые и упорные  люди, с преувеличенными представлениями  о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками. [12, с. 298]

Демократический стиль руководства (коллегиальный).

Демократический стиль формируется  у людей, которые не любят брать  ответственность на себя, ответственность  не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными  полномочиями. Руководство характеризуется  высокой степенью децентрализации  полномочий, активным участием сотрудников  в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных  обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Это стиль предусматривает  инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание - с учетом мнения коллектива. Мероприятия в  коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя - внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как  один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой руководитель рассеян, безалаберен, толком не может ставить цели, слишком мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.

На практике выделяют две  разновидности демократического стиля  «консультативную» и «партисипативную».

В условиях «консультативной»  руководитель доверяет подчиненным, консультируется  с ними, стремиться использовать все  лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих  мер преобладает поощрение, а  наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены  такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений  подсказывается им сверху. Подчиненные  стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых  случаях.

«Партисипативная» разновидность  демократического стиля руководства  основана на том, что руководители полностью  доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен  всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей  и контролю за их исполнением. [12, с. 305]

Обычно демократический  стиль управления применяется в  том случае, когда исполнители  хорошо разбираются в выполняемой  работе, и могут внести в нее  новизну и творчество. [12, с. 299]

Либеральный стиль  руководства (нейтральный, попустительский).

Формируется у людей, которые  не любят брать ответственность  на себя. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

При этом поощрение и наказание  отступают на второй план по сравнению  с внутренним удовлетворением, которое  получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного  контроля и «самостоятельно» принимают  решения и стараются найти  путь их реализации в рамках предоставленных  полномочий. Они не догадываются, что  руководитель все уже заранее  продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный  морально-психологический климат в  коллективе.

Применение этого стиля  имеет все большее распространение  из-за растущих масштабов научно-технической  деятельности и опытно-конструкторских  разработок, которые выполняются  высококлассными специалистами, которые  не хотят находиться под давлением  и опекой. Его эффективность зависит  от реального стремления подчиненных  к этому, четкой формулировкой руководителем  задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении  оценки результатов и вознаграждения.

Но такой стиль может  превратиться в бюрократический, когда  руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в  руки независимых руководителей, которые  от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что  власть находиться в его руках, а  на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов, не любящие брать  ответственность на себя, рассеяны, безалаберны, толком не могут ставить цели, слишком мягкие по характеру. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными. [12, с. 300]

Авторитарный, демократический  и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную  цепочку.

В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.

Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что  авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем  демократичное. Исследования Левина дали основу для изучения данного вопроса  другими учеными.

Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля  руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим  и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет  приводить к уменьшению других. [12, с. 308]

Модель Лайкерта.

Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.

Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный  на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.

В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной  заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении  производительности труда, используя  совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет  работникам максимально участвовать  в принятии решений, избегает опеки  и устанавливает для подразделения  высокий уровень производительности туда. А так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост. [12, с. 302]

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет  ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный  на человеке способствует повышению  производительности труда. Но этот стиль  управления не всегда является оптимальным  поведением руководителя. Как продолжение  своих исследований Лайкерт предложил  четыре базовых стиля руководства.

Модель Р. Танненбаума  и У. Шмидта.

Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт  в результате исследований пришли к  выводу, что менеджеры с трудом решают проблемы в рамках различных  стилей управления. Прежде чем решить какими должны быть действия - демократичными или автократичными - в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть  три серии вопросов.

1. Вопросы личного характера.

Руководитель должен оценивать  свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны  подчиненных, степень своей решительности.

2. Вопросы, касающиеся подчиненных.

Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным  в процесс принятия решений.

3. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации.

Наиболее важной особенностью, которую  необходимо учитывать при выборе стиля поведения, является причина  возникшей проблемы. Необходимо обратить внимание на компетенцию группы по данному вопросу, временные рамки, отведенные на принятие решения, тип  и историю развития организации. [12, с. 300]

Исследователи скомбинировали эти  вопросы и создали свод стилей руководства. Он помогает менеджеру  рассмотреть все возможные варианты выбора поведения от абсолютно авторитарного  до полностью демократического.

Авторитарный режим - это когда, менеджер: имеет полную власть и никаких преград для ее использования; сохраняет за собой право на любые чрезвычайные полномочия; имеет определенный набор уникальных знаний и навыков; руководит формально, не является действительным лидером, не имеет поддержку и понимание.

Демократический режим - это когда, менеджер: имеет ограниченную власть, может сам устанавливать рамки ее применения либо принимает условия; группа может снять его с должности и заменить членами коллектива; является зависимым от временных рамок в своей деятельности; может применять ограниченное число санкций по отношению к подчиненным. [19, с. 125]

Режим слабого, безынициативного руководства - это когда менеджер: не обладает реальной властью; не ограничен временными рамками; не сменяем на должности, так как всех такое положение устраивает; не может применять никаких санкций; не обладает знаниями по специфике производства. [19, с. 126]

Ситуационный стиль управления - стиль XXI века (ситуационное управление). В зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться и различные способы руководства. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать. При изменении ситуации меняется и стиль руководства. Речь в этом случае идет об адаптивном руководстве. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере являются искусством.

При данном стиле руководства менеджер использует все методы воздействия  в процессе управления. Управление формируется на основе обширных знаний, развития умений на основе личных качеств, кроме этого необходимо стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Задача такого руководителя заключается  в том, чтобы довести до сотрудников  общие и промежуточные цели и  определить в связи с этим требования к их действиям и сообразно  им - к поведению. Осознавая цель, человек получает тем большую  мотивацию, чем больше он ее принимает  и поддерживает. Чем раньше руководитель сможет вовлечь сотрудников в  процесс планирования и принятия решений, тем быстрее они смогут идентифицировать свои цели с целями фирмы. [19, с. 127]

Такой менеджер ищет золотую середину между максимальной заботой о  людях и производстве. Такой стиль  руководства должен быть у менеджера  будущего - менеджера XXI века, чтобы  руководя организацией он знал, что в ней работают люди, и он в первую очередь управляет ими.

Модель Фидлера.

Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

1. Отношения между руководителем  и членами коллектива подразумевают  лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи подразумевает  привычность задачи, четкость ее  формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия - это  объем законной власти, связанной  с должностью руководителя, которая  позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки,  который оказывает руководителю  формальная организация. Фидлер  считает, что хотя каждой ситуации  и соответствует свой стиль  руководства, стиль того или  иного руководителя остается  в целом постоянным. Фидлер исходит  из предположения, что человек  не может приспособить свой  стиль руководства к ситуации, но предлагает помещать руководителя  в такие ситуации, которые наилучшим  образом подходят к стабильному  стилю руководства. Это обеспечит  баланс между требованиями, выдвигаемыми  ситуацией, и личными качествами  руководителя, а это ведет к  высокой производительности и  удовлетворенности. [12, с. 306]

Подход «путь-цель» Митчела  и Хауса. Модель лидерства во многом аналогичная модели Фидлера. Их подход указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

Информация о работе Стили руководства в организации