Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа
Объектом изучения является пенитенциарная система в странах Северо-Западной Европы.
Предметом изучения является практическая деятельность государства, специалистов по социальной работе в пенитенциарной системе в странах Северо-западной Европы.
Цель: дать характеристику пенитенциарным учреждениям и провести сравнительный анализ социальной работы с заключенными, отбывающих
Введение 3
Часть 1.Основные понятия 6
1.1Исторические аспекты формирования пенитенциарной системы 6
1.2 Социальная работа с осужденными 12
Часть 2.Пенитенциарные системы Великобритании и Финляндии 17
2.1 Пенитенциарная система Великобритании 17
2.2 Пенитенциарная система Финляндии
25
Часть 3. Сравнительный анализ 29
3.1 Сравнительный анализ социальной политики
29
3.2. Сравнительный анализ пенитенциарных систем Финляндии и Великобритании 34
Заключение 37
Список использованной литературы
38
Приложения
Чтобы понять как работает системы социальной защиты Великобритании и Финляндии необходимо дать характеристику социальной политике, которая проводиться в этих странах.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.1
В зависимости от степени государственного содействия и охвата социальной помощью населения можно выделить либеральный, консервативный, социал-демократический, патерналистский (социалистический) типы социальной политики.2
Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена.3
Им
выделены три основные модели социальных
государств: либеральная, консервативная
(корпоративная) и социал-демократическая.
В Великобритании укрепилась либеральная
модель.
Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования.Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно с группам населения в виде пособий и субсидий.
______________________________
1.Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изда тельство «Экзамен», 2003. - 7 с.
2.Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. -102 с.
3. «Социальное государство» [Электронный ресурс]: Журнал «Отечественные записки» № 3 от03. 2003. – Режим доступа к журн.: http://www.strana-oz.ru
Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.1
Эта система позволяющая правительству обеспечивать гражданам лишь необходимый прожиточный минимум, своего рода страховочную сетку, не допускающую падения этого минимума. Центральным пунктом такой стратегии является всеобщая выплата единообразных пособий для всех, кто находится у черты бедности. Это либеральная система предусматривает исключительно адресную социальную помощь наиболее обездоленным. 2
Для этой модели характерен общий низкий уровень социальной защиты. Большинство членов общества целиком зависит от рынка, наиболее бедное меньшинство – от государства. Последнее берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Социальные программы в большей степени формируются на основе частного страхования, а не из средств государственного бюджета.
Национальная Ассоциация социальных работников Великобритании определяет социальную работу следующим образом: “Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам людей, общинам в повышении или восстановлении их способности к функционированию в обществе и создании благоприятной общественной ситуации в этих целях”.2
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость.
Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. В этих странах сложилась достаточно устойчивая социальная сфера с определенными принципами, адресностью поддержки слабозащищенных слоев населения, устоявшимся объемом социальных функций государства.
Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов, социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высоки; финансируется в основном за счет налогов.1
Другими
отличительными чертами данной модели
являются развитая система производственной
демократии, регулирование трудовых
отношений на общенациональном уровне,
а не на уровне отдельных предприятий
или отраслей, использование действенных
средств, позволяющих минимизировать
уровень безработицы.
Проведя анализ этих двух моделей социальной
политики, либеральной в Великобритании
и социал-демократической в Финляндии
можно сказать, что социальная политика
носит отличительный характер.
В либеральной модели социальной политики, к каковой себя относит Великобритания, проблема равенства рассматривается как равенство шансов, как создание условий для индивидуального стремления к благополучию. Для того чтобы все получили равные шансы, общество стремится обеспечить доступ к системе образования, равноправие мужчин и женщин, решить этнические вопросы. Исходя из вышеизложенного можно сказать что государство дает равные возможности всем, создавая определенный минимум для самореализации.
_____________________________
1. Социальная
политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.
— М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 655
с.
В Финляндии же всё обстоит иначе. Социальная политика, проводимая в Финляндии, возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Финнам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство.
Проанализировав модели социальной политики в Великобритании и Финляндии можно сделать следующие выводы:
- социальная политика в Финляндии отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
- социальная политика в Великобритании отличается меньшей степенью государственного вмешательства и большим значением частных систем страхования.
Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частной благотворительностью. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб и, например в Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. 1
Как в Финляндии, так и Великобритании социальная работа начинается на местном уровне: специалистами обобщаются и исследуются социальные проблемы разных групп населения, затем муниципалитеты и коммуны, коллективы и даже отдельные личности в Финляндии, волонтеры
_____________________
2 Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 103.
и координаторы социальной работы в Великобритании влияют на решения при проведении социальной политики в обоих государствах. В Финляндии и Великобритании упор делается на развитие частной сети оказания социальных услуг, снижение налогов. Различие заключается в степени вмешательства государственного сектора в решении социальных вопросов. В Великобритании вклад в субсидирование социальных программ ниже, чем в Финляндии, выше уровень перераспределения доходов и контроля государства в области социального обеспечения.
В Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам заботиться о себе. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это.
В Финляндии выплачивается пенсия двух видов: «народная» или социальная и трудовая.
Из
выше сказанного можно сделать вывод,
что в Великобритании социальная
работа больше направлена на стимулирование
активности граждан, чем в Финляндии.
В Финляндии высокая
3.2 Сравнительный анализ пенитенциарных систем Финляндии и Великобритании
Из проведенного анализа системы наказаний, работы пенитенциарных учреждений Великобритании и Финлянди, можно сказать что работа с правонарушителями весьма обширна и многообразна.
Основные элементы современной системы наказаний в Финляндии и Великобритании - лишение свободы, пробация и штраф.
Правосудие в этих странах очень гибкое, имеет индивидуальный подход к каждому человеку оказавшемуся за чертой закона, не пытается всех без разбора отправить за решётку. Яркое доказательство тому служба пробации, которая позволяет без лишения свободы перевоспитывать преступников. Именно на неё возлагаются функции по перевоспитанию людей совершивших незначительные преступления, человеку дается шанс стать на путь исправления не в тюрьме, а на свободе в обществе нормальных, законопослушных людей.
Данная форма воздействия на преступников представляется наиболее прогрессивной, так как позволяет избежать попадания осужденного под влияние уголовной субкультуры и не изолирует его от общества, что является важным в социальном плане.
Служба пробации существует в каждой рассматриваемой стране и отличие у них лишь в сроках пробации, три года в Финляндии и два года в Великобритании.1
Но если даже человек попадает за свои правонарушения в тюрьму, здесь его не бросают как чуждого элемента для общества, а всячески стараются поставить его на путь исправления. Для чего проводится работа по определению тяжести преступлений и распределение заключённых по этому признаку. Человека совершившего не значительное преступление никогда не посадят вместе с отпетыми уголовниками, убийцами и рецидивистами.
_____________________________
1. «Альтернативные меры уголовного наказания». ». [Электронный ресурс] – Электрон. ст. режим доступа к ст.: http://www.prison.org
Тем самым он не попадает в уголовную среду, что очень важно в психологическом и социальном плане. Человек после освобождения выходит из тюрьмы без навыков уголовного мира, не озлобившимся и жаждущим мести за свои унижения, а нормальным человеком осознавшим свою вину.
Характерным для Великобритания является общественный контроль за исполнением наказаний, работой пенитенциарных учреждений. Для чего создана служба визитеров, которая осуществляет контроль за соблюдением принципов честности и гуманности в отношении заключенных, затем что осужденный не наказывается больше, чем это было предусмотрено судом. Аналогичная взаимодействие пенитенциарной системы и общественных организаций есть и в Финляндии.
Основной целью деятельности тюрем определено возвращение обществу законопослушных членов и потому в пенитенциарных учреждениях Англии, как и в Финляндии, обеспечивается выполнение образовательной программы, включающею профессиональное обучение и освоение заключенными тех профессий, которые при относительно высокой безработице позволят им по выходе на свободу быть конкурентоспособными на рынке труда. Вид трудовой занятости заключенного, а также осваиваемая им профессия определяются индивидуальными программами реабилитации, которые разрабатываются совместно специалистами от администрации тюрьмы и заключенными. Все выше перечисленное является не мало важным фактом, потому как после отбывания срока заключения у освобожденных будет возможность работать по полученной специальности, что влечет за собой его скорейшею адаптацию к нормальной жизни на свободе.