Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа
Объектом изучения является пенитенциарная система в странах Северо-Западной Европы.
Предметом изучения является практическая деятельность государства, специалистов по социальной работе в пенитенциарной системе в странах Северо-западной Европы.
Цель: дать характеристику пенитенциарным учреждениям и провести сравнительный анализ социальной работы с заключенными, отбывающих
Введение 3
Часть 1.Основные понятия 6
1.1Исторические аспекты формирования пенитенциарной системы 6
1.2 Социальная работа с осужденными 12
Часть 2.Пенитенциарные системы Великобритании и Финляндии 17
2.1 Пенитенциарная система Великобритании 17
2.2 Пенитенциарная система Финляндии
25
Часть 3. Сравнительный анализ 29
3.1 Сравнительный анализ социальной политики
29
3.2. Сравнительный анализ пенитенциарных систем Финляндии и Великобритании 34
Заключение 37
Список использованной литературы
38
Приложения
Пенсильванская
и Оборнская тюремная системы
не смогли решить воспитательных задач
наказания. Поиски решения такой
задачи привели к так называемой
прогрессивной системе
В дальнейшем прогрессивная система была использована Крофтоном в
Ирландии и заключалась в наличии переходных тюрем с полусвободным режимом. Прогрессивная система срезу обнаружила свои преимущества перед пенсильванской и оборнской системами и получила широкое распространение в европейских государствах. Элементы прогрессивной системы присутствовали и российских каторжных тюрьмах. Основная отличительная особенность предложенного им нововведения заключалась в том, что весь срок наказания, определенный для заключенного решением суда, разбивался на ряд этапов, при этом на каждом последующем этапе заключенный получал некоторые льготы, облегчавшие его положение в тюрьме. Продвижение по этапам зависело от его поведения: хорошее поведение облегчало режим содержания, а плохое приводило к ужесточению режима. Как отмечал сам Мэконочи, «тюремное воспитание стремится образовать характер арестанта в лучшую сторону, а силой, наказаниями этого результата достичь нельзя» и желание исправиться возникает только тогда, «когда человек видит выход из своего печального положения к более радостному; имея перед глазами последние и те препятствия, которые представляются ему; человек по присущему ему чувству эгоизма, постарается преодолеть, побороть их, а борьба с препятствиями и есть лучшая школа исправления».1
Прогрессивная система была введена в Ирландии законом от 7 августа 1854 г.. Она была направлена на социализацию преступника посредством возбуждения в нем стремления к самодеятельности и постепенного перевода его из разряда отверженных в среду полноправных граждан. Для этой цели долгосрочное наказание отбывалось по 4 степеням с последовательным смягчением режима. Первую степень составляет одиночное заключение в течение 9 мес. (для женщин 4 месяца), причем 4 первых месяца арестант при самой тяжкой работе получал только вегетарианскую пищу, а затем уже переводится на смешанную пищу и более легкую работу.2
При хорошем поведении срок одиночного заключения мог быть сокращен на 1 месяц, а в обратном случае продлен на целый год. Вторая степень заключалась в совместной с другими арестантами дневной работе с разобщением на ночь и делилась на 5 классов: разряд испытуемых, в который поступают только арестанты, отличавшиеся дурным поведением в одиночном заключении, 3, 2 и 1 класс и, наконец, специальный класс. Во время пребывания в 3-м, 2-м и 1-м классе арестанту ежемесячно ставились отметки с выдачей марок отдельно за поведение, затем за учение и, наконец, за работу. По прохождении всех 5 или последних 4-х классов заключенные переводились в так называемые intermediate prisons, то есть особые переходные тюрьмы, составлявшие третью степень наказания. В этих intermediate prisons тюремный режим почти совершенно отсутствовал, и заключенные не только получали увеличенную плату за свою работу, но и пользовались относительной свободой, так как их отпускали в церковь, за покупками и т. п. без сопровождения стражи.
______________________________
1. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. – М.: «Союз», 2001. – 15 с.
2. Тюрьмы мира :[Электронный ресурс]:Журнал «Коммерсантъ-Власть»-Электрон. журн. № 28 (732) от 23.07.2007 . –Режим доступа к журн.: http://www.kommersant.ru
Время пребывания в переходных тюрьмах также сокращалось прогрессивно, в зависимости от зачтенного уже времени и продолжительности не отбытого еще наказания. На весь остающийся затем по приговору срок арестанты переводились в четвертую степень, то есть они пользовались условным досрочным освобождением по отпускным билетам, которые, однако, за дурное поведение на свободе во всякое время могли быть отобраны с заключением провинившихся снова в тюрьмы.
Эта система повлияла на гуманизацию тюремного заключения в Европе.1
На сегодняшний день почти все цивилизованные страны пришли к тому, что лишение свободы как карательная мера в конечном итоге для личности и общества не эффективна.
Хорошо известно, что тюрьма не «перевоспитывает», а служит местом повышения криминальной квалификации и профессии. Содержание пенитенциарной («наказательной») системы требует огромных финансовых затрат, ложась тяжким грузом на налогоплательщиков. Лишение свободы — неэффективная мера наказания с многочисленными негативными побочными последствиями.
Лишение
свободы — вынужденная мера, пока человечество
не придет к более совершенным средствам
социального контроля над преступностью . «Известны все недостатки
тюрьмы.2 Известно, что она опасна,
если не бесполезна. И все же никто «не видит»
чем ее заменить. Она — отвратительное
решение, без которого, видимо, невозможно
обойтись». 3
______________________________
1. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531–533
2. Гилинский, Я.И. Криминология: Учебник. СПб.: МИЭП, 2007 с. 239.
3. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.:Ad Marginem. 1999. [Электронный ресурс] – Электрон. ст. режим доступа к ст.: http://www.prison.org
1.2 Социальная работа с осужденными
Социальная работа – вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.1
Объект социальной работы – это люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, подростки, испытывающие проблемы в адаптации, осужденные к лишению свободы и освободившиеся из мест лишения свободы и др. 2
Социальная работа является видом деятельности, направленным на оптимизацию социальных взаимоотношений и улучшение социального самочувствия личности, развитие и повышение ее статуса, а также безболезненное разрешение конфликтов, имеющих социальную природу.3
Лица,
нарушившие установленные законом
в государстве нормы и правила,
подлежат осуждению и привлечению
к отбыванию наказания в
Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но и возвращение в общество социально-здорового человека. Решение этих задач возложено на специальные (пенитенциарные) учреждения. Основным назначением пенитенциарной системы является исправление преступников и предотвращение совершения ими новых преступлений после освобождения из мест лишения свободы.3 Исправление осужденных в местах заключения понимается как их нравственная переориентация и рассматривается не только как цель, но и как процесс и результат социально-воспитательного воздействия на осужденных.
Всё
многообразие теоретических подходов
к пенитенциарной социальной работе
можно свести к психолого-ориентированным,
социолого-ориентированным и
Наиболее эффективной теоретической моделью пенитенциарной социальной работы в настоящий момент является именно комплексная модель. Одна из ведущих особенностей пенитенциарной социальной работы заключается в том, что она больше чем все другие виды социальной работы в обществе, изолирована от этого общества.1
Отличительной особенностью профессиональной деятельности социального работника пенитенциарного учреждения является прежде всего специфичность его «клиентов» – это работа с условно-осужденными и оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; работа с лицами, находящимися в местах заключения; работа с отбывшими наказание, включая их ресоциализацию, а также работа с семьями заключенных и бывших заключенных.
Функции
пенитенциарного социального
Социально-педагогическая модель социальной работы является наиболее приемлемой для условий пенитенциарного учреждения. Основу социально-педагогической модели составляет положение о том, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека. То есть это сознательное целенаправленное воздействие на индивида или социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих целью выработать у воспитуемых определенные социальные качества. Социально-педагогическая модель может рассматриваться как на структурном уровне, так и на уровне психосоциальной работы.2
______________________________
1. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 58 с.
2. Социальная
работа с осужденными: Учебное пособие.
– М.: «Союз», 2001. – 52 с
Целью социальной работы в условиях пенитенциарной системы являются, прежде всего, оказание помощи заключенным:
-
в осознании необходимости
-
в анализе своих
-
в коррекции поведения,
- в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения;
- в решении административных и финансовых вопросов.
Порой осуждённые не могут защитить свои права в области материального обеспечения, тут и необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом в соответствующие инстанции.
Социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. Причем, необходимо отметить, что отправление религиозного культа очень важно для многих осужденных.1
В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости.
___________________________
1. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 64 с.
Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности, начального профессионального образования или профессиональной подготовки.
Лишившись свободы, любой человек переживает психологический стресс. Осуждённого переполняет чувство якобы учиненной несправедливости и собственной неполноценности. Его мучит страх неизвестности. Осужденный понимает, что длительное время никто не будет интересоваться его судьбой и состоянием. Выраженный психологический дискомфорт требует разрядки. По данным статистики, треть насильственных преступлений в тюрьмах совершаются без видимых мотивов, как следствие психического стресса. Именно поэтому в пенитенциарной системе необходимо создать психологическую службу с квалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников.
Важнейшим
компонентом психологической
В тюрьмах важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом;
___________________________
1. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 65 с.