Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа
Объектом изучения является пенитенциарная система в странах Северо-Западной Европы.
Предметом изучения является практическая деятельность государства, специалистов по социальной работе в пенитенциарной системе в странах Северо-западной Европы.
Цель: дать характеристику пенитенциарным учреждениям и провести сравнительный анализ социальной работы с заключенными, отбывающих
Введение 3
Часть 1.Основные понятия 6
1.1Исторические аспекты формирования пенитенциарной системы 6
1.2 Социальная работа с осужденными 12
Часть 2.Пенитенциарные системы Великобритании и Финляндии 17
2.1 Пенитенциарная система Великобритании 17
2.2 Пенитенциарная система Финляндии
25
Часть 3. Сравнительный анализ 29
3.1 Сравнительный анализ социальной политики
29
3.2. Сравнительный анализ пенитенциарных систем Финляндии и Великобритании 34
Заключение 37
Список использованной литературы
38
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультет
заочного социально-экономического образования
Кафедра Социальной работы и теологии
МОДЕЛИ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТРАНАХ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЫ
ТЕМА: Сравнительный анализ социальной работы с заключенными в пенитенциарной системе на примере
Великобритании
и Финляндии.
Студента: 4 курса заочно-ускоренной формы обучения
Номер студенческого билета: СРОЗ-630 зу
Ичетовкина
И.В.
Преподаватель: Кузнецов А.Н.
День
сдачи в деканат «_____»_______
Мурманск,
2011
Содержание
Введение | 3 |
Часть 1.Основные понятия | 6 |
1.1Исторические аспекты формирования пенитенциарной системы | 6 |
1.2 Социальная работа с осужденными | 12 |
Часть 2.Пенитенциарные системы Великобритании и Финляндии | 17 |
2.1 Пенитенциарная система Великобритании | 17 |
|
25 |
Часть 3. Сравнительный анализ | 29 |
|
29 |
3.2. Сравнительный анализ пенитенциарных систем Финляндии и Великобритании | 34 |
Заключение | 37 |
|
38 |
|
39 |
Введение
Актуальность данной работы обусловлена реформированием системы исполнения уголовных наказаний в России.
«По состоянию на 1 января 2011 года в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации находилось 819,2 тыс. человек. Количество заключенных в расчете на 100 тыс. населения страны у нас одно из самых высоких в мире, по этому показателю наша страна уступает только Соединенным Штатам Америки.»1
В соответствии с концепцией реформы до 2020 года в России в 2012 году стартует переход от колоний (кроме колоний-поселений) к тюрьмам трех видов режима - общего, строгого и особого. Проводимая реформа должна качественно изменить сами подходы к исполнению наказаний. Страны Европейского содружества, уже накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать, возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы. Рассмотрению основных аспектов этого опыта и посвящена данная работа.
Объектом изучения является пенитенциарная система в странах Северо-Западной Европы.
Предметом изучения является практическая деятельность государства, специалистов по социальной работе в пенитенциарной системе в странах Северо-западной Европы.
Цель: дать характеристику пенитенциарным учреждениям и провести сравнительный анализ социальной работы с заключенными, отбывающих
____________________________
1. Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы Александра Александровича Реймера на коллегии 25 февраля 2011 года [Электронный ресурс] – Электрон. ст. режим доступа к ст.: http://rylkov-fond.ru
наказание в пенитенциарных системах Финляндии и Великобритании.
Задачи:
- провести анализ литературы по изучаемой проблеме;
- определить основные понятия;
- изучить социальную работу при помощи научно-публицистической литературы в странах Северо-Западной Европы на примере Великобритании и Финляндии;
- дать характеристику и провести сравнительный анализ социальной работы с заключенными отбывающих наказание в пенитенциарных системах Финляндии и Великобритании.
Гипотеза исследования:
Опыт социальной работы в пенитенциарных учреждениях Финляндии и Великобритании очень важен для реформирования пенитенциарной системы Р.Ф., потому как осужденные этих стран перевоспитываются в короткие сроки и после освобождения быстро адаптируются к жизни на свободе.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы, методических документов.
- сравнительный анализ.
Структура
работы: Курсовая работа состоит из
введения, трех глав, заключения, библиографии
и приложения. Глава 1 посвящена определению
понятий пенитенциарной системы и истории
ее формирования, глава 2 посвящена сравнительному
анализу социальной политики Финляндии
и Великобритании, глава 3 посвящена сравнительному
анализу пенитенциарных систем Финляндии
и Великобритании. В заключении подводятся
итоги проведенного исследования и даются
практические рекомендации.
1. Основные понятия
1.1Исторические аспекты формирования пенитенциарной системы
Лица, нарушившие установленные законом в государстве нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но перевоспитание и возвращение в общество социально-здорового человека. Решение этих задач возложено на специальные (пенитенциарные) учреждения. Термин «пенитенциарный» (от лат. — poenitentiarius — юридический) означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному. Пенитенциарное учреждение представляет собой специальное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных.1
Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих веков действовала теория Талиона-теория возмездия за совершенное преступление. Она была частично поддержана Аристотелем, который утверждал, что если размер наказания не обеспечивает исправления преступника, то размер наказания должен быть увеличен. Против этой теории выступал древнегреческий философ Протагор, говоривший, что наказание есть способ выпрямления прямого сосуда, подразумевая под этим такие функции наказания, как исправление и обезвреживание преступников.
В XIX в. немецкий ученый Барт утверждал, что наказание безнравственно по своей природе, но необходимо, так как государство стоит перед постоянным выбором: отказаться от охраны интересов общества или причинить зло преступнику.2
______________________________
1. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69 Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 122 с.
2. «Система безнравственности наказания». [Электронный ресурс] – Электрон. ст. режим доступа к ст.: http://www.allpravo.ru
Многолетняя мировая история становления и развития пенитенциарной системы в отдельных странах весьма разнообразна и определяется, главным образом, историческими традициями народов, социально-психологическими особенностями общества и экономическими возможностями государства.
Пенитенциарные (тюремные) системы западных государств в своем развитии прошли ряд этапов, для каждого из которых была характерна соответствующая реализация политики в области исполнения наказания.
Исправительная (пенитенциарная) система является важной составной частью социальной политики.
По тому, как организована в данный момент уголовно-исполнительная система, каковы режим и условия содержания заключенных в исправительных колониях, можно с уверенностью говорить о политическом и экономическом состоянии данной страны и уровне ее цивилизованности.
Первая тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 году в США город Филадельфия.1
Отличительной особенностью пенсильванской пенитенциарной тюрьмы была система строжайшего одиночного заключения. Основатели этой системы полагали, что преступник – это грешник, нуждающийся в покаянии, которое примирило бы его с Богом и людьми, а тюрьма – это место покаяния, и поэтому оставление преступника наедине с собой может быть лучшим средством, способным побудить его раскаяться.
Суть наказания заключалась в полной изоляции человека, оставлении его один на один со своей совестью и богом, что должно было привести преступника к раскаянию и исправлению. Подобная модель получила определенное признание в США, Англии и некоторых других странах. Тем не менее она не смогла решить поставленных задач духовного возрождения преступников и социальной превенции, как и не решала проблем воспитательной роли наказания.
______________________________
1. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. – М.: «Союз», 2001. – 13 с.
Несмотря на не эффективность подобная система была модернизирована. Так в 1816 году в г. Оборне (штат Нью-Йорк) была открыта тюрьма подобно Пенсильванской с той лишь разницей, что осужденных изолировали в одиночные камеры только на ночь. Работали осужденные в этой тюрьме в общих мастерских, но им запрещалось разговаривать под страхом физического наказания.
Пенсильванская пенитенциарная система получила название «келейной» системы и в дальнейшем подверглась многочисленной критике оппонентов как в России, так и за рубежом.
Основной недостаток «келейной» системы заключался в том, что она не учитывала социальной природы человека и переносила всю задачу исправления осужденных и возвращения их в гражданское общество полностью только на самого преступника и Библию.
В работе «Очерки тюрьмоведения» известный русский ученый-правовед С. В. Познышев указывал на ряд факторов, в силу которых данная система оказывается малоэффективной для выполнения основной цели лишения свободы – исправления осужденного. 1
Он считал, что:
▪ заключенный в одиночную камеру будет вести себя хорошо только потому, что он механически устранен от соблазнов плохого поведения, и, отбыв длительное одиночное заключение, преступник выходит на свободу совершенно не приспособленным к новым для него условиям жизни;
▪ одиночное заключение делает осужденного пассивным, расслабляет и усыпляет его духовные силы;
▪ одиночная
система отличается чрезмерностью,
то есть причинением страданий человеку,
не нужных с точки зрения предупреждения
рецидивной преступности;
______________________________
1. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. – М.: «Союз», 2001. – 14 с.
▪ продолжительное одиночное заключение способствует появлению и развитию душевных и нервных расстройств и болезней;
▪ противоестественное состояние вынужденного длительного одиночества нередко вызывает озлобление и расстраивает нервы. 1
Более целесообразной и жизнедеятельной оказалась другая, так называемая «прогрессивная» пенитенциарная система, впервые предложенная англичанином Мэконочи в 1838 году.