Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа
Задачами данной работы являются: проанализировать макросоциологические и микросоциологические теории гендера и сделать их сравнительный анализ.
Целью данной работы будет являться изучение темы «Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера»
Объектом данной работы будут теории феминизма в современной социологии.
Предмет: Сравнительные характеристики макро- и микросоциологических теорий гендера.
Введение
Глава 1. Зарождение феминизма и его представители
Глава 2. Макросоциологические теории гендера
2.1 Марксистский феминизм
2.2 Радикальный феминизм
2.3 Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Глава 3. Микросоциологические теории гендера
3.1 Культурологический феминизм
3.2 Либеральный феминизм
3.3 Символический интеракционизм и этнометодология
Выводы
Библиография
Развитие
Альтюссером понятия идеологии
означало пере ворот в новой марксистской
феминистской науке. Кратко можно сказать,
что многие присоединились к представлению
Альтюссера о том, что идеология
обладает материальным существованием.
Это придало новые силы многим
исследователям. В традиционных марксистских
исследованиях эксплуатация женщин
часто сводилась к
Новую
важную направленность феминистско-марксистской
перспективе придала немецкая социолог
Ульрике Прокоп своей книгой «Обстоятельства
жизни женщин», вышедшей в конце
семидесятых годов. Ее книга была
вскоре переведена на датский и шведский
языки и приобрела большое
влияние в феминистской науке
Скандинавии. Прокоп исходит из того,
что традиционный марксистский анализ,
даже когда он пытался охватить и
эксплуатацию женщин, рассматривал женщину
как объект. Поведение и представления
женщин изучались и оценивались
только на основании общей общественно-
Марксистское
наследие Прокоп наиболее ясно проявляется
в ее словоупотреблении — она
полагает, например, что обстоятельства
жизни женщин заключают в себе
объективное противоречие, происходящее
из конфликта между «женскими
производительными силами» и
царящими в обществе производственными
отношениями, которые всегда ограничивают
эти производительные силы и отказывают
им в существовании. Перспектива
же, предложенная Прокоп, сделала возможным
взгляд на женщин как на активный, действующий
субъект, у которого противоречивые
образцы поведения и «
2.2 Радикальный феминизм
Понятие радикального феминизма имеет долгую и пеструю историю. Первоначально оно связывалось с теми группами в США, которые в шестидесятые годы и в начале семидесятых хотели организовать женщин в автономное женское движение: Освободительное движение, которое строилось на социалистической основе, но одновременно хотело ее преодолеть. Центральным понятием этого нового движения был «подъем со знания». Это означало, что женщины вместе с другими женщинами должны заняться собственным конкретным опытом эксплуатации и «принять самих себя всерьез». Этот метод потом, в разных формах и различном объеме, стал важной частью всей феминистской науки.
Те
тексты, в которых изначально был
сформулирован теоретический
В
своей «Сексуальной политике» Кейт
Миллет проводит, мысль, что отношения
между полами являются сексуально-политическими.
Это понятие соотносится с
патриархатом и тем, что власть мужчин
над женщинами — это
Суламифь Файерстоун считает, напротив, что самой глав ной причиной подчиненного положения женщин является способность женщин к деторождению. Ведь это обстоятельство — единственное, что отличает женщин от мужчин, и это различие со временем не изменяется. Она приводит исторический анализ, в котором пытается показать, как рождение, а затем воспитание детей делают женщину менее подвижной, а потому, зависимой от мужчины. С «открытия» детства в XVII веке уход за детьми тянется еще дольше, и это еще сильнее привязывает женщин к дому. Файерстоун пользуется историко-материалистическим методом, но считает пол основным фактором в эксплуатации. Она ссылается на Энгельса, который считал, что впервые разделение труда произошло в браке между женщиной и муж чиной
Эти
ранние формулировки развились как
по объему, так и в отношении
их остроты. Кэтрин МакКиннон указывает,
например, что ранние феминистские
теории не внесли ничего в теорию государства.
Она рассматривает отношения
между государством и законом, затрагивая
вопрос изнасилований. За кон стремится
к объективности, то есть пытается выяснить,
что же в действительности произошло.
МакКиннон, в духе прочей феминистской
критики науки, полагает, что раз
знания социальны, то и объективность
тоже социальна, и поскольку общество
является мужским обществом, то и
объективность мужская. Объективный
юридический процесс, который якобы
протекает в суде, создает трудности
при определении «
В теории Мэри О'Брайен центральным понятием для пони мания подчиненности женщин является само деторождение. Из-за того, что мужчина исключен из процесса рождения, и что отцовство, в отличие от материнства, не является столь очевидным, мужчине необходима власть над женщиной. Это единственный способ, каким он может присвоить себе и гарантировать право на ребенка. Патриархальная система строится на негласном соглашении между мужчинами не трогать женщин друг друга. Такая, подразумеваемая, практика обеспечивает мужчине возможность осуществлять власть и контроль за ре продуктивной функцией женщин.
Таким
образом, радикально-феминистский подход
чисто в общем плане занимается
многократно подтверждаемым (сексуальным)
насилием над женщинами в семье
и обществе. Он пытается найти объяснение
этому либо в формах проявления гетеросексуальное,
либо в репродуктивной способности
женщин. Или, как говорит МакКиннон:
«Сексуальность для фе министок —
то же, что труд для марксистов».
Специфическим для радикально-
Однако
при таких подходах возникает
много проблем. Женщины часто
выступают как объект действий мужчин.
В анализе не разъясняется ни их
участие в поддержании
2.3 Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Теоретики
структурного функционализма, теории
конфликта и неомарксистской
теории мировых систем прибегают
к одинаковому процессу анализа,
обращаясь к вопросу о гендере
в рамках общего теоретического описания
крупных социальных явлений. Во-первых,
они определяют последние в качестве
системы взаимосвязанных и
Основной сторонницей функционализма в теории гендера является Мириам Джонсон. Поборница функционализма и феминистка, она, прежде всего, признает неспособность первого удовлетворительным образом проанализировать невыгодное положение женщин в обществе. Джонсон считает, что в теории семьи, которую выдвинул Талкотт Парсонс, непреднамеренно сказался дискриминационный крен и что функционализм оставляет за рамками своего рассмотрения аспекты социального неравенства, господства и подавления. Эта тенденция коренится в изначальном интересе, проявляемым функционализмом к социальному порядку. При этом Джонсон убедительно демонстрирует, что многогранность и сложность парсоновского функционализма необходимы при анализе гендерных вопросов, поскольку эта теория обладает гигантским аналитическим размахом и гибкостью. Таким образом, она вторит позиции многих неофункциона листов. В своих трудах Джонсон исследует соотношение многих ключевых типологий Парсонса с вопросами гендера: роль как основная единица социальной системы; экспрессивные ролевые ориентации в противопоставлении инструментальным; семья как институт, связанный с другими институтами; функциональные предпосылки социальной системы (адаптация, достижение цели интеграция и сохранение латентной структуры); аналитические уровни социального действия (социальный, культурный, личностный и поведенческий); стадии социетальных изменений (дифференциация, адаптивное обновление, интеграция и генерализация ценностей).
Наиболее
значимо для понимания гендера
в рамках функционализма использование
джонсон-парсоновского понятия