Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются: проанализировать макросоциологические и микросоциологические теории гендера и сделать их сравнительный анализ.
Целью данной работы будет являться изучение темы «Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера»
Объектом данной работы будут теории феминизма в современной социологии.
Предмет: Сравнительные характеристики макро- и микросоциологических теорий гендера.

Содержание

Введение
Глава 1. Зарождение феминизма и его представители
Глава 2. Макросоциологические теории гендера
2.1 Марксистский феминизм
2.2 Радикальный феминизм
2.3 Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Глава 3. Микросоциологические теории гендера
3.1 Культурологический феминизм
3.2 Либеральный феминизм
3.3 Символический интеракционизм и этнометодология
Выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая на печать.docx

— 76.81 Кб (Скачать)
 

  План

 
 

Введение

Глава 1. Зарождение феминизма и его представители

Глава 2. Макросоциологические теории гендера

2.1 Марксистский  феминизм

2.2 Радикальный  феминизм

2.3 Функционализм,  аналитическая теория конфликта  и теория мировых систем

Глава 3. Микросоциологические теории гендера

3.1 Культурологический феминизм

3.2 Либеральный  феминизм

3.3 Символический  интеракционизм и этнометодология

Выводы

Библиография

 
 

 

  Введение

 

  Идеология феминизма, получившая развитие в середине ХХ века, оказала огромное влияние  на образ мышления, жизни, поведения  в обществе. Развиваясь, феминизм определялся  в различных направлениях, которые, в свою очередь, формировались под  влиянием общества.

   Актуальность  темы состоит в том, что в  настоящее время феминизм перешел  на новую ступень развития, в  качестве гендерной теории, которая  проходит путь формирования и  апробации в научном мире. Он  будет существовать до тех  пор пока в мире не сформируется  идея которая переростет в  правило о равенстве полов  или матриархат.

  К феминизму  в целом можно отнестись с  пониманием, за исключением его воинствующего  направления, стремящегося, под предлогом  раскрепощения женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами  с мужчиной. Сторонников этой точки  зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение, что женщины  в первую очередь должны быть хранительницами  домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального  и творческого самовыражения, как  эти фурии приходят в неописуемую  ярость и начинают кричать, что пора, мол, «навсегда покончить с господством  мужчин» и «окончательно раскрепостить  женщину, освободив ее от плиты и  корыта».

     В каждом подходе в теории гендера  рассматриваются разные аспекты, которые  по своему показывают проблемную ситуацию для женщин и каждый из подходов имеет свой вариант решение этой женской проблемы, как неравенство  полов.

  Задачами  данной работы являются: проанализировать макросоциологические и микросоциологические теории гендера и сделать их сравнительный анализ.

  Целью данной работы будет являться изучение темы «Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера»

  Объектом данной работы будут теории феминизма в современной социологии.

  Предмет: Сравнительные характеристики макро- и микросоциологических теорий гендера.

   Моя  работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический  список. Во введении обоснована  актуальность выбора темы, поставлены цели и задачи исследования, віделены предмет и объект. В первой главе показаны история развития феминизма ,и основные его представители. Вторая глава включает в себя макросоциологические теории гендера и их обоснование.Третья включает в себя микросоциологические теории гендера. Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Зарождение  феминизма и его представители

  Феминизм  (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами [1, c.386].Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин». Эмансипация (лат.- emancipatio) -у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения[1, c.387].Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики.

     Еще в конце XVIII века одна из первых феминисток Мэри Уоллстонкрафт обрушилась на несправедливость семейных отношений. Она защищала право  женщин на равенство в семье, доступ к образованию и профессиональному  самовыражению. Однако в отличие  от современных феминисток она считала, что с общим развитием женщины  на более высокий уровень поднимается  и ее способность выполнять материнские  обязанности.

     Сторонник феминизма рассматривает половой  диморфизм как бинарное противостояние "мужчина-женщина", причем, мужчинам приписывается привилегированное  положение, связанное с правом мужчины  занимать в обществе более высокое  место.

     Через 50 лет Джон Стюарт Милль и Харриет  Тэйлор подвергли критике патриархальный уклад отношений в семье. Они  сошлись во взглядах на право женщин участвовать в выборах, на правовое равенство в браке и в доступе  к образованию. Вместе с тем, Тэйлор выступала за более активное участие  женщин в профессиональной сфере, Милль  же видел предназначение женщин в  домашней жизни, в заботе о благе  детей. Милль подчеркивал роль семьи  как школы нравственности для  ее членов. Нравственное образование, по его мнению, должно проистекать  из справедливости в отношениях между  мужем и женой. Тем не менее, Милль  охарактеризовал структуру семьи XIX века как подавляющую: для него семья - это рассадник деспотизма и "источник человеческих несчастий, увеличивающийся до ужасающих размеров".

     Основоположники марксизма также не интересовались семьей как социальным институтом, сосредоточившись на критике буржуазного  брака и буржуазной семьи. Энгельс  обвинял частную собственность  и, следовательно, потребность мужчин в наследниках и в сохранении "подчиненной" роли женщины. Социализация средств производства и коммунализация домашней работы вместе с выходом  женщины на рынок рабочей силы должны были привести к ее "освобождению". Конечно, Энгельс хотел, чтобы семья  серьезно трансформировалась в интересах  государства, но все же он не помышлял о конце семьи как общественного  института.

     Джордж  Бернард Шоу (английский социалист-фабианец) не одобрял экономическую зависимость  и несвободу женщин в семье. Он выступал за социализацию работы с  тем, чтобы и мужчины и женщины  могли автономно зарабатывать деньги, распределяемые потом поровну между  членами семьи. Эта схема предполагала создание семейных отношений, основанных на истинном консенсусе.

     В 30-х годах XX века Вирджиния Вулф раскритиковала патриархальную семью, так как считала, что это рассадник фашизма. Она  приписывала "тиранию отцов" их экономической власти над женщинами и детьми. Для устранения подобной несправедливости Вульф ратовала за введение заработной платы для матерей, чтобы таким образом освободить их от экономической "тирании". В этом случае, по ее мнению, отцы будут уделять больше внимания детям.

     Феминизм  второй волны, продолжая традицию критики  авторитарной семьи, утверждал необходимость  полного уничтожения семьи вообще. Бэтти Фридан убеждала образованных женщин среднего класса, что счастливая домохозяйка -это миф. Она призывала  женщин поменять однообразную и лишенную творчества домашнюю работу на труд в  какой-нибудь профессиональной сфере.В 1967 году возникла национальная организация "За билль о правах женщин", которая защищала свободу выбора в репродуктивной сфере, отказ от материнства, профессиональное обучение для бедных женщин. Организация способствовала выделению средств на воспитание детей в целях прекращения "половой  дискриминации" при безработице.

     В 60-е годы XX века появляется радикальный  феминизм, который обрушил на институт семьи самую жестокую и ни перед  чем не останавливающуюся критику. Радикальные феминистки, как например Суламифь Файерстоун, подвергли сомнению целесообразность "биологической  семьи" как причины разделения общества на классы по половому признаку. "Биологическую семью", виновную в подавлении женщины как личности, следовало запретить. Файерстоун считала, что беременность и материнство  сами по себе ярко выражают подавление женщины. Отсюда, достижения в развитии репродуктивной технологии должны освободить женщин от всех ограничений, связанных  с вынашиванием и воспитанием  детей.В 70-е годы XX столетия стал популярным психоаналитический подход к проблеме "неравенства" полов. С этой точки  зрения корень зла находится в  особенностях семейного воспитания детей. Согласно Нэнси Чодороу и  Дороти Диннерстейн, девочкам гораздо  легче отделять себя от воспитателей того же пола, с которыми они изначально находятся в психологической  близости, хотя это приводит к недоразвитию структуры Эго. В свою очередь, мальчикам  тяжелее отделяться от воспитателя, так как они должны ощутить  себя "не женщинами". Чодороу и  Диннерстейн считали, что если раннее воспитание детей равномерно распределяется между отцами и матерями, то мальчики и девочки становятся более близкими по психологическим характеристикам, и тендерные различия будут оказывать  меньшее влияние на все аспекты  жизни.

     В 80-е годы различия между разными  типами феминизма сглаживаются. Сами феминистки начали осознавать, что  главные феминистские идеалы вступают в сильное противоречие с идеей  существования семьи. Бэтти Фридан в своей книге "Вторая стадия" критикует феминисток за слепоту  в отношении семьи, связывая это  с собственным экстремистским неприятием роли матери и жены. Другие критики, такие как Мэри-Энн Глэнден, отмечают, что феминистские идеи несовместимы со стремлением большинства женщин к нормальной семейной жизни в  современном мире.

     К 90-м годам феминизм утратил поддержку  с их стороны, стало очевидным, что  женское движение пренебрегает нуждами  матерей и детей, хуже того, оно  относится к их потребностям с  явным презрением. Тем не менее, феминистская теория продолжала наращивать свое влияние. Она становится все шире представленной на всех уровнях сферы образования  и далее формирует политику правительства, поскольку некоторые из феминисток занимают высокие политические посты.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава2.

  Макросоциологические  теории гендера

 

     2.1 Марксистский феминизм

 

     В семидесятые годы велись так называемые дискуссии о домашней работе. Марксисты, интересовавшиеся женским вопросом, хотели определить отношение женщин к капиталистической экономике. Утверждали, что это отношение  иное, чем у мужчин, но что это  означает конкретно? Дискуссия велась вокруг вопросов о том, производит ли женщина дома прибавочную стоимость  или потребительскую стоимость, а также какое значение неоплачиваемый труд женщин по воспроизводству рабочей  силы, то есть их работа по дому и с  детьми, имел для продолжения существования  капитала. Развитие этого вопроса далее шло к тому, можно ли считать женщин революционной силой или нет. Может ли развиться революционное сознание, если человек не работает непосредственно на производстве, создающем прибавочную стоимость? Являются ли женщины вообще частью пролетариата? На этот вопрос отвечали положительно, но согласия в вопросе о том, производят ли женщины прибавочную стоимость или нет, достигнуто не было [3, ст.243].

     Теорию  Карла Маркса обычно относят к  радикальным теориям конфликта  в связи с учением о классовой  борьбе и освободительной миссией  пролетариата. Связь марксизма с  феминизмом не очевидна, тем более  что феминистки ставят под сомнение обоснованность "маскулинных" концепций  и перспектив социального развития. Однако марксизм имеет много общего с феминистскими теориями, более  того, марксизм с его положением об угнетении женщин в буржуазной семье и необходимостью их освобождения является теоретическим источником не только социалистического феминизма, но и всех его форм в целом. Феминизм сегодня пытается выйти на новый  уровень развития своих идей, прямо  используя марксистские тезисы о  повышении сознания женщин как угнетенного  класса, который должен бороться против патриархального угнетения.

Информация о работе Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера