Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа
Задачами данной работы являются: проанализировать макросоциологические и микросоциологические теории гендера и сделать их сравнительный анализ.
Целью данной работы будет являться изучение темы «Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера»
Объектом данной работы будут теории феминизма в современной социологии.
Предмет: Сравнительные характеристики макро- и микросоциологических теорий гендера.
Введение
Глава 1. Зарождение феминизма и его представители
Глава 2. Макросоциологические теории гендера
2.1 Марксистский феминизм
2.2 Радикальный феминизм
2.3 Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Глава 3. Микросоциологические теории гендера
3.1 Культурологический феминизм
3.2 Либеральный феминизм
3.3 Символический интеракционизм и этнометодология
Выводы
Библиография
Исторический
взгляд на феминизм дает возможность
увидеть огромное многообразие его
форм, и даже то, как эти различия
иногда приводили к конфликтам внутри
женского движения. Однако красной
нитью через все женские
Это
была хорошая подсказка и по тем
временам научная основа для того,
чтобы категорически
Классовость
общества обязательно ведет к
классовости сознания, а последнее
определяется тем, что класс сознает
себя и сознает свою враждебность
к другой социальной группе. Поэтому
классовое сознание для социальных
феминисток с необходимостью приводит
к формированию особой позиции по
признаку пола, диалектически противоположной
идеологии мужчин, рассматриваемых,
как правящий класс. Для того чтобы
достичь действительно
Марксизм
рассматривал капитализм не как процесс,
а как систему, что превращало
сам марксизм в замкнутую схему.
Таким образом, марксистские теории
заявлены так, что их невозможно опровергнуть
или сфальсифицировать. Чем больше
противники марксизма критикуют
его теории, тем больше они демонстрируют
свой буржуазный классовый взгляд на
мир. Точно так же поступают феминистки
- вот что говорит об этом сторонница
феминизма - критики тендерного феминизма
обвиняются в том, что они "являются
женщинами, которые ненавидят женщин".
Социальные феминистки, так же, как
и марксисты, используют замкнутую
систему, которую невозможно опровергнуть.
Если человек критикует социальный
феминизм, это просто свидетельствует
о том, что он отравлен идеологией
фаллоцентризма. Оппоненты социального
феминизма с легкостью
Еще
одним важным тезисом, который взят
из марксизма социальным феминизмом,
является концепция отчуждения. Маркс
считал, что корни современного опыта
отчуждения находятся в отчуждающих
условиях капиталистического производства.
Рабочие чувствуют
Это
усугубляется и разделением труда.
Специализация и различное
"С
разделением труда, которое в
свою очередь основывается на
естественном разделении труда
в семье и разделении общества
на отдельные семьи,
Маркс
не разрабатывал подробно вопрос о
природе семьи, так как эта
природа, по его мнению, полностью
зависела от экономической структуры.
Фридрих Энгельс воспользовался
марксистским подходом к изучению семьи
в своей работе "Происхождение
семьи, частной собственности и
государства" (1884). Он сосредоточил внимание
на марксистской интерпретации достижений
антропологов, его больше занимало
обоснование исторического
Ранние труды в этой области исходили из того, что пара "мужчина и женщина" была первым видом семьи. Однако под влиянием работы Льюиса Моргана "Древнее общество" (1877) эта точка зрения изменилась. Позднее в примечании к третьему изданию "Капитала" Энгельс пишет: "Тщательное исследование условий жизни примитивного человека дает автору основание предполагать, что не семья эволюционировала в племя, а, наоборот, племя было примитивной и спонтанной формой человеческих объединений на основе кровного родства, и что благодаря потере племенных связей позднее стали образовываться различные формы семьи".
Маркс
и Энгельс отстаивали точку зрения,
что социальная организация базируется
на способе производства, а семья
является простейшей производственной
ассоциацией. Поэтому ее формы и
структуры зависят от производственных
отношений и правильное устройство
семьи не будет достигнуто прежде,
чем установится
Энгельс
развил марксистский взгляд на семью,
используя научные достижения Льюиса
Моргана, который первым открыл, что
самой ранней социальной единицей была
группа, а не пара "мужчина - женщина".
Он считал, что такая группа была
экзогамной и матриархальной, где
родство и потомство
По Энгельсу, на самых ранних стадиях в период дикости существовал примитивный коммунизм. Общество было коллективным, в условиях жизни наблюдалось полное равенство, и социальные классы отсутствовали. Вся собственность была общей и не было смысла в эксплуатации. Групповой брак был первой формой брака, при которой группы мужчин и женщин принадлежали друг другу и совместно воспитывали детей.
Групповой брак был связан с матриархальным родством. Установление матриархального типа социальной организации как исходной предпосылки человеческого общества было важным пунктом в развитии марксистской мысли. Это позволило говорить, что несправедливость в отношении женщины и ее эксплуатация были не всегда, а появились вместе с частной собственностью и классовым конфликтом. Они имели начало и, следовательно, могли иметь конец.
Также как и культурные феминистки XIX века, Энгельс относил утопический идеал в далекое прошлое. Однако в противоположность культурным феминисткам Энгельс обозначал различные ступени в изменении семьи в зависимости от стадий экономического развития, а само появление семьи связывал с частной собственностью и товарным обменом. На стадии варварства отмечается переход от собирательства к оседлому земледелию, именно на этой ступени мужчина получает экономическую и политическую власть, так как появляются избыточный продукт и частная собственность, ведущие к разрушению коллективизма. Лишь мужчина выиграл от этого перехода, так как "весь добавочный продукт попадал к нему". На этой ступени развития мужчина брал "свою" семью и селился на "своей" земле. Это можно считать поражением матриархата, установлением патриархата и "историческим поражением женщины". И далее: "здесь мы видим первую форму семьи, основанную не на естественных, а на экономических условиях, а именно на победе частной собственности над примитивным естественным коллективным владением".
В
период варварства домоводство, бывшее
ранее обязанностью как мужчин так
и женщин, потеряло свой общественный
характер и "больше не являлось заботой
всего общества. Женщина стала
первым домашним слугой, лишенным права
участия в общественном производстве".
Энгельс пишет: "Первый классовый
антагонизм, появившийся в истории,
совпадает с развитием
Несмотря на небольшие разногласия, Маркс и Энгельс, а позже и Ленин были согласны в том, что женщин следует сильнее вовлекать в активную экономическую и политическую жизнь. Эмансипации можно достичь лишь посредством гарантий равных прав с мужчинами. Марксисты первой волны, вроде Августа Бебеля, считали, что "решение женского вопроса идентично с решением социального вопроса".
Утверждалось,
что социализм освобождает
Этот
новый вид семьи подразумевал
свободу от привычного мотива к установлению
брачных отношений. Благодаря вовлечению
женщины в общественное производство
брак очищается от экономического принуждения.
С наступлением социализма "общество
будет воспитывать детей
Кроме
вовлечения женщины в сферу общественного
производства и коммунализации домашней
работы, предусматривается